Психологические особенности развития детей 4-5 лет (буклет)
методическая разработка (средняя группа)

Еременко Елена Анатольевна

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Псих.ос-ти 4-5л - буклет700.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития детей 4-5 лет.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

Этические представления. Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.C:\Users\сад1\Desktop\А.А\раздатка, памят, консул\72c27ed0a45d37170662b6abfe65fd2c.jpeg

Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, «взаимопомогают», обижаются.

Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами.

     ГБОУ СОШ №7 СПДС «Дружные ребята»

Памятка для родителей

C:\Users\сад1\Desktop\А.А\раздатка, памят, консул\scale_1200.png

      Педагог – психолог

      Еременко Елена Анатольевна

Параллельно с психологическим, в возрасте 4 – 5 лет, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.C:\Users\сад1\Desktop\А.А\раздатка, памят, консул\1eef3e3c6d07c4abb8a7a8a6f0c90502_big.jpg

Математические умения

  • Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
  • Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
  • Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
  • Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
  • Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление

  • Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
  • Увеличивается объём памяти.
  • Повышается устойчивость внимания.
  • Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
  • Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
  • Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
  • Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
  • Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
  • Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары. Подбирает противоположные слова.
  • Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Речевое развитие

  • Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
  • Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
  • Употребляет множественное число.
  • Находит предмет по описанию.
  • Понимает значение предлогов.
  • Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
  • Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
  • Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

Окружающий мир

  • Различает овощи, фрукты и ягоды.
  • Знает насекомых. Называет домашних животных.
  • Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

Повседневные навыки

  • Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
  • Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
  • Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
  • Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.
  • Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
  • Различает правую и левую руку.
  • С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Физическое развитие

  • Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
  • Движение им по-прежнему необходимо.
  • Моторика активно развивается. Ребёнок становится ловким и быстрым.
  • Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
  • Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
  • Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.C:\Users\сад1\Desktop\А.А\раздатка, памят, консул\the-sun-1904087_1920.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4—5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цел...

Психологические особенности развития детей 3-4 лет

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Имен но в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Особенности развития детей дошкольного возраста...

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста...

Психологические особенности развития детей 2-3 лет

Особенности развития детей на 3 году жизни....

Буклет "Психологические особенности развития детей 3-4 лет"

Для полноценного развития ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых, которые знают особенности развития психических процессов детей и формировать их грамотно и заботливо....

Буклет- ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

В буклете кратко изложена информиция о качественных показателях развития детей 6-7 летнего возраста....