Психолого-педагогические аспекты работы воспитателя в детском санатории
статья

Ишина Нина Кирилловна

статья об особенностях организации работывоспитателя в медицинском учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_v_sanatorii.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Основная цель педагогических мероприятий заключается в повышении эмоционального и психического тонуса больных детей, находящихся в санатории. Поэтому педагогическая работа в детском санатории является подлинно лечебным фактором, одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. Можно с уверенностью сказать, что успешное лечение ребенка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.

Таким образом, педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей. Задача врача и педагога едина — создать ребенку в санатории условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.

Коллектив педагогов санатория должен создать детям, даже на фоне самого строгого санаторного режима, содержательную и интересную жизнь, обогатить детей новыми знаниями и навыками, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать и т. д., вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления, встречи со знатными людьми и пр. Осуществление стоящих перед педагогическим коллективом санатория ответственных задач может быть достигнуто лишь при условии, что нагрузка на каждого педагога не чрезмерна и педагог по своей квалификации отвечает предъявляемым ему требованиям.

Педагог должен обеспечить выполнение каждым ребенком назначенного ему режима. Подход к каждому больному должен быть индивидуальным с учетом его характера, интересов и тех особенностей в поведении и настроении, которые зависят от заболевания. А для этого педагог должен уметь установить контакт с детьми своей группы, изучить их характер, ознакомиться с их душевной жизнью, стать их другом и советчиком. Тогда он сможет помочь ребенку перенести подчас трудный  режим, боль и неприятные медицинские процедуры, необходимые по ходу лечения. Чем тяжелее заболевания детей, находящихся в отделении, тем более необходима с ними серьезная вдумчивая работа опытного педагога. Педагогическая работа в условиях санатория настолько тесно переплетается с медицинской, что не всегда возможно четко их разграничить. Она строится в самой тесной связи с лечащими врачами и под их повседневным пристальным контролем.

Каждое мероприятие — уроки, кружковые занятия, подготовка к праздникам и вечерам самодеятельности, показ кинокартин и т. п. — строго регламентируется врачом, как в отношении детей всего отделения, так и в отношении каждого ребенка в отдельности, в зависимости от состояния его здоровья. Правильно организовать свою работу и отношение к детям педагог может только в том случае, если он имеет ясное представление о тех заболеваниях, с которыми дети находятся в данном санатории, о тех лечебных мероприятиях, которые должны быть применены для их выздоровления.

Педагог должен быть знаком с анатомо-физиологическими особенностями здоровых детей того возраста, с которыми он работает, и теми отклонениями, которые имеют место при данном заболевании; иметь сведения из области психологии и психиатрии, которые дадут ему возможность широко проводить в повседневной работе психотерапию. Он должен уметь наблюдать и анализировать поведение и настроение больного ребенка, а также его жалобы. Эти наблюдения оказывают существенную помощь лечащему врачу, давая ему возможность судить об изменении реактивности ребенка и соответственно с этим координировать лечебные мероприятия.

Педагогическая работа в санаториях различного медицинского профиля имеет свои особенности. Поэтому в санатории она должна строиться не только на основе общих принципов гигиены детского возраста, но и с учетом течения в лечения данного заболевания. Возьмем, например, детей с ДЦП. Основная задача педагога в санатории состоит в том, чтобы заставить ребенка-калеку изжить ощущение своей неполноценности и поверить в то, что он сможет стать полезным родине.

Только уничтожив у него чувство неполноценности, можно уничтожить и те тяжелые особенности характера, которые часто наблюдаются у этих детей: замкнутость, обидчивость, мнительность, раздражительность. Работая в санатории, педагог должен принимать совместно с медицинским персоналом участие в развитии у ребенка различных двигательных умений, в обучении его ходьбе.

Крайне своеобразна и трудна организация педагогической работы для детей-психоневротиков, где проводится ряд специальных мероприятий, направленных на восстановление нормальной психической деятельности ребенка. Здесь педагогический процесс становится в полном смысле лечебным процессом и роль педагога равноценна роли врача.

Работая в санатории,  педагог должен понимать, что все особенности поведения и характера являются следствием перенесенного заболевания и от них ребенок может избавиться лишь постепенно, по мере общего восстановления своего здоровья. Правильный педагогический подход в значительной мере может содействовать достижению этой цели. В санатории большие трудности представляет и проведение режима, который должен быть максимально индивидуализированным и динамичным, обеспечивать постепенный переход от крайне щадящего режима до тренирующего.

В санатории для детей, страдающих ревматизмом, педагогу необходимо учитывать состояние сердечно-сосудистой системы, степень поражения сердца, активность ревматического процесса. Все сказанное делает понятным, насколько сложна работа педагога с больным ребенком и как хорошо педагог должен быть подготовлен к ней.

Надо сказать, что большое значение имеют и личные качества педагога — его умение завоевать авторитет и доверие больных детей, умение сплотить детский коллектив и поддерживать в нем дисциплину, быть очень мягким и ласковым и одновременно настойчивым и требовательным; его способность вселить в больного ребенка бодрость, веру в выздоровление и заставить его сознательно выполнять все, что может способствовать быстрейшему выздоровлению. Чем опытнее и талантливее педагог, тем больше методов и форм он найдет для осуществления стоящей перед ним трудной задачи воспитания больного ребенка. Поэтому на работу в санатории следует привлекать наиболее квалифицированных педагогов.

Содержание педагогической работы в условиях санатория определяется теми задачами, которые ставятся перед педагогическим коллективом. Методы осуществления этих задач видоизменяются в зависимости от возраста детей и характера их заболевания, но основное содержание их общее во всех детских санаториях. Это следующие задачи :

1. Повышение психического и эмоционального тонуса больных детей.

2. Содействие физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время.

3. Воспитание у детей моральных качеств, патриотизма.

4. Умственное развитие детей, соответствующее их возрасту.

5. Обучение детей школьного возраста.

6. Трудовое воспитание детей.

7. Музыкальное и художественное воспитание.

8. Привитие детям культурных и гигиенических навыков.

В соответствии с указанными задачами педагогическая работа слагается из следующих мероприятий: воспитательной работы с детьми, занятий с детьми дошкольного возраста применительно к программам, утвержденным для детских садов; обучения детей школьного возраста применительно к программе массовой школы; проведения внешкольной работы по типу кружковых занятий.

Труд — один из основных элементов воспитания детей. Основным видом труда ребенка школьного возраста является учение.Однако оно должно дополняться и другими видами трудовой деятельности: работами на участке санатория, цветоводство,, зимой расчистка дорожек от снега, осенью — от опавших листьев, занятиями по ручному труду, в техническом кружке. Одним из видов трудового воспитания детей является привитие им трудовых навыков, необходимых в семье и школе.

Трудовые процессы, как и все другие педагогические мероприятия, проводятся в строгом соответствии с возрастными особенностями детей, с их физическими силами и умственным развитием, с их запросами и интересами. Характер и дозировка занятий по труду определяются лечащим врачом. Занятия по ручному труду проводятся обычно 2 раза в неделю, а в каникулярные месяцы чаще. Длится занятие 1,5—2 часа. По возможности (в зависимости от сезона и погоды) они проводятся на воздухе.

У школьников I и II классов еще нет устойчивых интересов, они не любят длительно заниматься одним и тем же делом, при однообразной работе их внимание и прилежание быстро ослабевают. Поэтому им нужно давать такие задания, которые могут быть закончены во время одного занятия, чтобы ребенок сразу видел результат своего труда. Дети этого возраста с удовольствием рисуют, лепят, клеят, вырезают из бумаги, плетут шнурки, пришивают пуговицы, сшивают лоскутки. Необходимо на занятиях по ручному труду использовать склонность детей работать играя и играть работая, поэтому их трудовые занятия можно облекать в форму игры, например в «мастерскую деда мороза», в «фабрику игрушек» и т. п. Со школьниками III—V классов занятия по труду следует вести по программе кружка «умелые руки». Целью этих занятий является обучение детей приемам работы с доступными материалами (бумагой, картоном, глиной, ватой, тканью, папье-маше) и пользованию простыми ручными инструментами. Изготовлять следует такие предметы, которые можно закончить в 2—3 занятия.

Начиная с VI класса занятия по труду должны отвечать интересам детей и строиться на основе теоретических знаний. Старшие школьники охотно конструируют радиоприемники, занимаются различным моделированием, делают макеты и т. д. Уроки по труду необходимо организовать так, чтобы они были детям интересны, чтобы дети занимались с удовольствием. Опыт показывает, что дети охотно работают, если им ясна цель работы. Поэтому каждый ребенок должен хорошо осмыслить то задание, которое он собирается выполнить: зачем изготовляется данная вещь, как она будет использована (салфетка на тумбочку, цветы для карнавала и т. п.).

Каким бы видом труда ни занимался ребенок, каждая работа всегда должна быть доведена до конца. Если ребенок не может справиться с начатой работой, надо обеспечить ему помощь со стороны товарищей или педагога, но работа должна быть закончена. Лучшие детские работы должны сохраняться и экспонироваться на выставках. Выставки устраивают постоянные, отражающие постановку занятий ручным трудом, а выставки отчетно-годовые или тематические приурочивают к знаменательным датам.

Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста

В основном задачи педагогической работы с детьми дошкольного возраста, находящимися в санаториях, те же, что и с детьми детского сада. Дети воспитываются в духе патриотической морали, им прививают культурные и гигиенические навыки, развивают самостоятельность в самообслуживании, обучают правильной речи с внятным произношением слов, воспитывают умение играть и заниматься в коллективе; знакомят с доступными их пониманию предметами и явлениями.

Но в осуществлении этих задач имеется ряд методических особенностей, связанных с состоянием здоровья детей и отличающих методы работы с ними от работы со здоровыми детьми детских садов. Если точное выполнение режима дня является обязательным в каждом санатории, для дошкольников педантичному выполнению режима уделяется исключительно большое внимание.

Игру детей надо использовать для того, чтобы воспитывать у них дружеские взаимоотношения, чтобы они охотно делились игрушками. Многие дети, росшие дома без сверстников, привыкли играть в одиночку. Педагог постепенно должен вовлекать их в общие игры. Игры проводятся творческие, подвижные и дидактические.

Обучение

Если не дать возможность больному школьнику продолжать обучение в санатории, то это ведет, как правило, к весьма отрицательным последствиям. Либо он остается на второй год, либо, выписавшись из санатория, стремится догнать пропущенное, перенапрягает свои силы, в результате чего наступает ухудшение его здоровья. Кроме того, отсутствие школьных занятий является для больного ребенка большой психической травмой: его волнует мысль о том, что он останется на второй год, он чувствует себя как бы оторванным от общей жизни здоровых сверстников.

Продолжительность уроков короче, чем в массовой школе, так как приходится учитывать повышенную утомляемость больного ребенка. Урок длится 40 минут, а по медицинским показаниям он может быть сокращен до 35 минут. Большое значение имеет предоставление детям отдыха между уроками. Но так как количество учащихся в каждом классе меньше, чем в массовой школе, то и в сокращенное учебное время можно успеть пройти программный материал.

Если гигиенический режим имеет большое значение в массовой школе, то в санатории его значение еще больше. Дети должны заниматься в просторных, хорошо проветренных комнатах. После второго урока дети часа на полтора выходят на воздух, прогуливаются, играют.

Классы должны быть хорошо освещены. В пасмурные осенне-зимние дни к естественному освещению классов следует прибавлять и искусственное освещение. Очень важно, чтобы классные доски были матово-черного цвета; отсвечивающие доски крайне утомляют зрение детей.

Температура воздуха должна быть около 18—19°. Парта должна соответствовать росту ребенка, тогда ему удобно сидеть, держа прямо туловище, плечи и голову. Если это условие не соблюдено, то ребенок сидит неправильно, мышцы спины и рук напряжены, он быстрее устает. Длительная неправильная посадка может привести к функциональным, а затем и органическим поражениям скелета — сколиозу, деформации грудной клетки и др. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 30—40 см;

В санаториях зрение детей не проверяется, но педагоги путем опроса детей должны выявить близоруких и дальнозорких и рассадить их так, чтобы всем было хорошо видна классная доска или карта.

В основном весь учебный материал должен прорабатываться на уроке. Цель домашних заданий — закрепить усвоенный на уроке материал и развить у детей навыки к самостоятельной работе. Домашние задания должны быть хорошо продуманы, чтобы дети не были ими перегружены. Дети готовят уроки под наблюдением воспитателя.

Классы начальной школы обычно полностью укомплектовываются учащимися одного класса. В крайних случаях, хотя это весьма нежелательно, приходится прибегать к занятиям со сдвоенными классами. В этих случаях I класс объединяется с III, a II с IV классом. Опыт многих детских санаториев показывает, что, несмотря на эти особые условия, с детьми I—IV класса удается проходить учебную программу полностью, со старшими — по основным предметам (русский язык, математика, иностранный язык, так что, придя после выписки из санатория в школу, дети не только не отстают от остальных учеников своего класса, но и имеют хорошую успеваемость.

Организация обучения школьников старших классов значительно сложнее, потому что очень часто учащихся одного и того же класса не хватает для полного укомплектования. Кроме того, выделяемого по санаторному режиму времени для уроков недостаточно для прохождения всех предметов. Поэтому в занятиях со старшеклассниками большое место занимает самостоятельная проработка ими материалов учебников и подсобной литературы. Основной упор делается на прохождение курса математики, русского языка и литературы. Время от времени проводятся контрольные работы. Педагоги, ведущие занятия со старшеклассниками, должны особенно тщательно подготавливать свои уроки с тем, чтобы во время урока охватить индивидуально каждого ученика или несколько небольших групп.

Большую помощь в достижении хороших результатов обучения в условиях сокращенного времени занятий оказывает наглядность обучения. Поэтому необходимо обеспечивать уроки всеми соответствующими наглядными пособиями.

Музыкальные занятия

Музыка, благодаря огромной силе эмоционального воздействия, способствует идейному и моральному воспитанию детей; музыкальные занятия создают у детей бодрое, радостное настроение и способствуют сплочению детского коллектива. Восприятие художественных образов песен, отражающих нашу действительность, обогащает детей новыми мыслями и чувствами, содействует развитию их воображения, творческих способностей, художественного вкуса.

Музыкальные занятия имеют значение и как лечебный фактор. Музыка вносит в жизнь больных детей много радости, способствует восстановлению равновесия нервной системы, делает настроение детей бодрым, отвлекая их от мыслей о болезни. Пение является хорошей дыхательной гимнастикой и способствует развитию грудной клетки.

Музыкальные занятия в условиях санатория включают хоровое пение, ритмические движения, танцы под музыку, инсценировки, музыкальные игры. Самым сильным и любимым средством выражения музыкальных впечатлений для детей является песня. В песне каждый ребенок может активно выявить свою творческую личность и в то же время почувствовать свое слияние с коллективом.

В занятиях по музыке должны принимать участие все дети. Детей, которые вначале не могут петь правильно, не следует отстранять от занятий. Обычно они не могут петь потому, что у них нет достаточной координации между слуховым и голосовым аппаратом; под влиянием систематических занятий повышаются и слух, и координация. Таких детей в хоре следует помещать рядом с хорошо поющими детьми, это дает им возможность лучше вслушиваться в правильное звучание песни.

В музыкальном воспитании детей в санатории большое место занимает показ музыкальной работы на проводимых мероприятиях. В хоровых выступлениях должны обязательно участвовать все дети, а не только отобранные лучшие исполнители. Музыкальный репертуар соответствует общей теме утренника.

Таким образом, тщательно спланированная и организованная совместная работа медиков и педагогов будет способствовать максимальному выполнению целей и задач санаторно-курортного лечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР.  Подборка литературы по данной теме.   ...

Психолого-педагогическая служба в помощь воспитателю: Методический материал по ПДД

Материал представляет собой подборку литературных произведений для ознакомления детей с правилами дорожного движения....

Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...

Использование психолого-педагогических технологий в работе педагога-психолога детского сада

middot;преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;· развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы;· развитие коммуникативных навыков; овладение навык...

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

​Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...

Использование педагогических условий для детей в работе воспитателя в детском санатории

Развитие педагогических условий включает в себя:-рефлексивную часть (анализ собственных профессиональных умений, анализ образовательного процесса), мотивационный аспект (цель деятельности всегда мотив...