Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада
статья (младшая группа)

Сергеева Светлана Николаевна

(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада (из опыта работы)

Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.

Взаимодействие с родителями в период адаптации нужно осуществлять на основе следующих принципов:

  • Системность, четкая целенаправленность и плановость;
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
  • Возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • Открытость и доброжелательность.

Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа, каждый из которых имеет свои собственные цели и задачи.

Первичное поступление в детский сад, несомненно, является стрессовой ситуацией не только для ребенка, который впервые встретился с группой детей, но и для его родителей, и для педагогов. Успешная адаптация ребенка в условиях детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного взаимодействия на ребенка и доверяют друг другу. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Планомерная подготовка к детскому саду в первую очередь укажет на готовность родителей к принятию новой социальной роли ребенка.

1. Дома с ребенком заранее проводятся беседы, цель которых положительный настрой на детский сад.

2. Заранее расширяется территориальный и социальный опыт ребенка (прогулки на детской площадке, тренировка умения общаться, вместе играть, просить и давать игрушки).

3. Домашний режим максимально приближается к режиму детского сада.

4. Если родитель определился с выбором дошкольного учреждения, можно начать осваивать его территорию, приходить на утренние и вечерние прогулки, познакомиться с воспитателями.

Когда ребенок пришел в детский сад:

1. Обязательно соблюдается график адаптации, то есть режим кратковременного пребывания в детском саду начиная с 2 часов.

2. Ребенку в период адаптации необходима поддержка родителей, тепло и забота, снисходительность к капризам. Желательно не менять ничего в жизни ребенка в этот период, нервная система детей очень нестабильна.

3. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главноеценили его личностные качества.

В практике работы с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению нами используется множество методик успешной адаптации детей. Одна из которых методика "Сказка".

Ребенок дома выбирает любимую игрушку, которую он может принести в группу. При этом родители говорят детям приблизительно следующее: "Малыш, ты подрос и теперь стал почти взрослым, теперь ты пойдешь в детский сад. А вместе с тобой и выросла твоя любимая игрушка (собачка, мишка, и т.д), поэтому она тоже будет ходить в детский сад. Хорошо?" В течении 30 дней с момента поступления ребенка в группу детского сада 1 раз в день (во второй половине дня) задаются вопросы: " Как твоей игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или весело? Чем она сегодня занималась?". Все беседы с детьми проводятся индивидуально. Помимо этого, проводятся наблюдения за тем, как дети обращаются к игрушке, как часто и в какие моменты. Все наблюдения заносятся в протоколы.

По мере прохождения адаптационного процесса отношение к игрушкам у детей меняется. Они начинают давать эмоционально положительные ответы на вопросы о любимой игрушке:" Ей хорошо", " Нравится в садике", "Нравится с ребятками играть", "Мой мишка уже не плачет". Дети охотнее делятся игрушками со сверстниками, позже практически перестают обращать внимание на то, что кто-то из детей взял их любимую игрушку, реже обращаются к ней во время расставания с родителями.

Наблюдения показывают, что присутствие любимой игрушки необходимо детям младшего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и особенно для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.

На основе наблюдений за взаимодействием детей младшего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:

1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел.

2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, дает ощущение своей нужности и самостоятельности.

3. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к ДОУ носит продолжительный и болезненный характер, особенно тяжело выступать инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушку.

4. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство "Я" и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОУ приписывают ей своё эмоциональное состояние: "Ей грустно", "Она плачет", "Мишка ждет папу". Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают всё, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее.

Введение любимой игрушки в процесс адаптации к ДОУ помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).

Формы работы с детьми в группе нашего дошкольного учреждения в период адаптации разнообразны: организованная игровая деятельность, выполнение элементарных культурно-гигиенических навыков, прогулки, досуги, детские праздники, детско-родительские проекты. При организации совместного мероприятия родители вместе с детьми и сотрудниками переживают положительно эмоциональный настрой, что помогает устанавливать доверительные отношения.

Один из первых детско-родительских проектов «Здравствуйте, это - Я!». Родителям предлагается сделать небольшой коллаж из семейных фотографий. Ребёнок, находясь в группе детского сада, может видеть своих близких на фото, рассказывать о них воспитателю или другим детям. Затем эти фотографии воспитатель вместе с ребёнком вносит в альбом «Здравствуйте, это - Мы!», где хранятся фотографии всех детей. Этот альбом дети с удовольствием любят рассматривать, общаться между собой и сотрудниками детского сада.

Продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя спокойно и уверенно. Тем самым, решая такие задачи ФГОС ДО, как:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада

Данная презентация создана в помощь родителям, чьи детки впервые идут в детский сад....

Консультация для педагогов «Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада»

Рекомендации для педагогов по вопросам работы с семьей по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада....

Работа с родителями по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада.

Воспользовавшись практическими рекомендациями, приведёнными в этой консультации, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду....

Папка-передвижка "Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада"

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада

Малыш переступает порог детского сада.В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду-период адаптации.Актуальность этой темы заключается в том,что процесс адаптаци...