Технология театрализованой деятельности
методическая разработка (старшая группа)

Деева Елена Владимировна

Развитие диалогической речи, навыков коммуникации в дошкольном возрасте составляет одну из актуальных проблем теории и практики дошкольного образования.  Основы культуры общения, речи закладываются и формируются в детстве. В дошкольном возрасте закладываются такие качества как умение вступать в диалог, устанавливать контакты, общительность, умение договариваться.

По мнению ряда специалистов (О.П. Дегтярева,  Е.А. Смирнова), именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления диалогической речи.

Развитие диалогической речи обеспечивает необходимую адаптацию ребенка в мире, в обществе. Умения вести беседу, вступать в контакты, устанавливать взаимоотношения оказывают влияние на позитивную совместную деятельность, на будущий статус ребенка в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Технология2.46 МБ
Файл Диагностика58.65 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Результаты диагностики развития диалогической речи дошкольников в театрализованной деятельности в старшей и подготовительной группе

Для определения уровней развития диалогической речи дошкольников использовался комплекс методов и методик: включенное наблюдение, беседа для выявления у дошкольников навыков диалога, методики для диагностики развития диалогической речи.

Для диагностики развития диалогической речи дошкольников в театрально-игровой деятельности использовались следующие методики:

1. Методика В.И. Лалаевой «Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку».

2. Методика Н.И. Левшиной «Наблюдение за общением воспитателя и детей».

3. Методика Н.И. Левшиной «Диагностика диалогических умений дошкольников».

Дадим описание используемых методик.

Методика В.И. Лалаевой «Диагностика диалогической речи с опорой на сюжетную картинку».

Детям предлагалась сюжетная картинка «В лесу» и следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Скажи…». Далее могут задаваться вопросы по содержанию картинки типа:

  1. Что изображено на картинке?
  2. Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?
  3. Что делают дети в лесу?
  4. С кем пришли дети?

5. Кто сидит в дупле?

6. А ты был когда-нибудь в лесу? и т.д.

Ответы детей оцениваются по балльной системе по следующим критериям:

- соответствие ответа изображенной на картинке ситуации;

- характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом).

3 балла – ответ соответствует ситуации, дан предложением (например, «Дети пришли с мамой в лес»;

2 балла – ответ соответствует ситуации, дан одним словом (например, «грибы», «ягоды»);

1 балла – в ответе неточное отражение изображенной на картинке ситуации, дается формой слова (например, «Куда пришли ребята? – на прогулку»);

0 балл – ребенок молчит, или дает случайные ответы, не относящиеся к рисунку.  

2. Методика Н.И. Левшиной «Наблюдение за общением воспитателя и детей». 

Цель: изучить особенности диалогической речи детей в ситуациях общения с воспитателем, со сверстниками.

В ходе наблюдения фиксировались:

- содержание бесед с воспитателем и детьми;

- поводы для вступления в диалог;

- умение поддержать разговор;

- умение вступить в беседу;

- активность во время беседы;

- собственная речь ребенка (богатство словарного запаса, правильность, точность, развернутость высказывания);

- содержание бесед ребенка со сверстником во время игры;

- умение закончить разговор;

Оценка результатов:

3 балла -  ребенок с легкостью вступает в разговор, поддерживает беседы, активен, использует развернутые ответы на вопросы, интересуется собеседником, способен к игровому взаимодействию со сверстниками, ведет ролевой диалог от имени героев.

2 балла – ребенок не всегда активен в разговоре, но отвечает на вопросы, участвует в беседе по инициативе других.

1 балл – ребенок пассивен, в общении участвует редко, говорит тихо, на вопросы отвечает односложно.

0 баллов – ребенок замкнут, играет один, с просьбами к воспитателю не обращается, стимуляция, приобщение к беседе со стороны взрослых, детей не помогает.

3. Методика Н.И. Левшиной «Диагностика диалогических умений дошкольников». 

Диагностика представляет индивидуально организованную беседу с детьми.

Цель: выявление диалогических умений, навыков диалога, необходимых для игры, интереса к театрализованной деятельности, к театру.

Дошкольникам мы задавали следующие вопросы:

- Нравится тебе ходить в детский сад?

- Что тебе особенно здесь нравится?

- С кем ты дружишь?

- Во что ты любишь играть?

- Ты был когда-нибудь в театре?

- Какой спектакль тебе понравился?

- Ты бы хотел быть артистом в театре? Почему?

- Если бы тебе предложили участвовать в спектакле, ты бы согласился?

- С кем из детей ты бы хотел показать сказку «Теремок»?

- Что нужно, чтобы показать сказку?

Оценка результатов:

3 балла -  ребенок с легкостью вступает в разговор, рассказывает о своих друзьях, играх, интересуется театром, желает участвовать в театрализованных играх, обладает необходимыми диалогическими навыками для  театрализованной деятельности.

2 балла – ребенок не активен в разговоре, но отвечает на вопросы, участвует в беседе, в театрализованных играх по инициативе других.

1 балл – ребенок пассивен, не владеет навыками диалога, в театрализованных играх не принимает участия, стеснителен, не интересуется театром.

0 баллов – ребенок замкнут, диалогическими навыками не владеет, на вопросы отвечал неохотно, тихо, отказывался принимать участие в театрализованных играх.

В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития диалогических умений – 6 человек (25%). Эти дети с легкостью вступают в разговор, рассказывают о своих друзьях, играх, интересуются театром, желают участвовать в театрализованных играх, обладают необходимыми диалогическими навыками для  театрализованной деятельности;

- дети со средним уровнем развития диалогических умений – 10 человек (42%). Эти дети не активны в разговоре, но отвечают на вопросы, участвуют в беседе, в театрализованных играх по инициативе других;

- дети с низким уровнем развития диалогических умений дошкольников – 8 человек (33%). Эти дети пассивны, не владеют навыками диалога, в театрализованных играх не принимают участия, стеснительны, не интересуется театром.

На рисунке 2.1 представлены результаты диагностики уровня диалогических умений дошкольников.

Рис. 2.1. Результаты диагностики уровня диалогических умений у старших дошкольников

Таким образом, в ходе диагностики было выявлено, что количество детей с высоким уровнем диалогических умений в группе составило 25 %, со средним – 42%, с низким - 33%.

На заключительном этапе проводилась повторная диагностика диалогических умений дошкольников с использованием тех же методик.

В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем диалогических умений – 12 человек (50%). Эти дети стали с легкостью вступать в разговор, более активно общаться со взрослыми и сверстниками, умеют поддержать разговор, рассказывают о своих друзьях, играх, интересуются театром, желают участвовать в театрализованных играх, обладают необходимыми диалогическими навыками для  театрализованной деятельности;

- дети со средним уровнем диалогических умений – 10 человек (42%). Эти дети недостаточно активны в разговоре, но отвечают на вопросы, умеют поддержать разговор, участвуют в беседе, стали проявлять интерес к театрализованной деятельности.

- дети с низким уровнем диалогических умений – 2 человек (8%). Эти дети  еще не достаточно хорошо усвоили навыки диалогического общения. Требуется дальнейшее обогащение и развитие диалогических умений с помощью воспитателя и сотрудничества с родителями.

На рисунке 2 представлены сравнительные результаты диагностики уровня развития диалогических умений у дошкольников группы.

Рис. 2.  Сравнительные результаты диагностики уровня развития диалогических умений дошкольников

Таким образом, в ходе диагностики на завершающем этапе (в подготовительной группе) было выявлено, что в группе детей, с которыми проводились занятия театрализованной деятельностью, количество детей с высоким уровнем диалогических умений дошкольников увеличилось на 25% и составило 50 %, со средним осталось без изменений – 42%, с низким – снизилось на 25% и составило 8%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект современной деятельности с детьми старшей группы "Ярмарка" с использованием технологии: "Театрализованная деятельность"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными промыслами, с малыми формами фольклорного жанра, с традициями русского народа в проведении русскиих праздников...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)

Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях по технологии театрализованной деятельности

Вашему вниманию предлагается подборка диагностик для диагностики изучения игровых интересов и предпочтенийстарших дошкольников по технологии теарализованная деят-ть...

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"...

Презентация "Технология театрализованной деятельности в ДОУ"

Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционировани...

Технология театрализованной деятельности

Технология театрализованной деятельности....