Технология театрализованной деятельности
материал на тему

Белоусова Ирина Юрьевна

Технология театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_teatralizovannoy_deyatelnosti_1.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технология театрализованной деятельности.

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.

В основе театральной деятельности лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде. Театрализованные игры хороши   для развития речи детей, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками.

Всесторонне развивают ребенка театрализованные игры:

-   формируя знания об окружающем мире;

- активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;

- развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

-   воспитывая у   малышей интерес к театрально-игровой деятельности;

- совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;

-  развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

Главная педагогическая идея – развитие вербальной и невербальной стороны речи детей, добиваясь ее выразительности, используя театрализованные игры.               Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, использованных методических приемов. На занятиях создавалась атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

 Даже дети с низкими речевыми способностями принимали активное участие в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами  в лесу  и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполнялась ожившими персонажами сказки. Пассивных не было – все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д.

 Сопереживала вместе с детьми, повторяла движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру эмоциональней и искренней.

Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых умений у детей дошкольного возраста доказало эффективность обучении детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, стихи, которые позволяли детям пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, жесты).

Например, в Сказке "Как оленёнку маму искали» дети с удовольствием изображали мам зверей и плачущего олененка, который потерял свою маму. Дети сопереживали вместе с героями сказки.

Пятый год жизни особо значим в становлении речи детей. Это период, когда ярко проявляется способность к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками

Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. «Вокруг себя повернись и в деревья превратись». Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством. Они развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

При организации занятия   с помощью куклы создавалась игровая мотивация продуктивной деятельности детей, давалась "от лица куклы" адекватная оценка продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия чаще проводились как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают сами. С помощью куклы (игрушки) корректируются реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываются «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.  Из опыта работы выясняется, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт.

 Здесь кукла является своеобразным помощником   в решении многих педагогических задач на каждое занятие к детям приходят любимые и знакомые персонажи сказок: Чебурашка, Три поросёнка, Золушка, Пых и просто звук Р.   Для проведения большинства игр не нужно специальные оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.  С уверенностью можно сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект современной деятельности с детьми старшей группы "Ярмарка" с использованием технологии: "Театрализованная деятельность"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными промыслами, с малыми формами фольклорного жанра, с традициями русского народа в проведении русскиих праздников...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)

Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях по технологии театрализованной деятельности

Вашему вниманию предлагается подборка диагностик для диагностики изучения игровых интересов и предпочтенийстарших дошкольников по технологии теарализованная деят-ть...

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Театрализованная деятельность"...

Презентация "Технология театрализованной деятельности в ДОУ"

Главная цель использования театрально - игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционировани...

Мастер - класс «Хор рук как инновационная технология театрализованной деятельности»

В мастер - классе речь пойдёт об инновационной музыкально  - педагогической технологии «Хор рук». Её применение помогает поднять на более высокий уровень развитие музыкально-худо...