Мастер - класс «Хор рук как инновационная технология театрализованной деятельности»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Василенко Оксана Викторовна

В мастер - классе речь пойдёт об инновационной музыкально  - педагогической технологии «Хор рук». Её применение помогает поднять на более высокий уровень развитие музыкально-художественной деятельности детей, приобщение их к театральному искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_class_hor_ruk.docx23.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белочка»

Мастер - класс

«Хор рук как инновационная технология театрализованной деятельности».

выступление на семинаре:

«Театрализованные игры как средство формирования творческой личности дошкольника»

Выступление подготовила

музыкальный руководитель Василенко О.В.

Тамбов, 2020

Формирование творческой компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач нашего образовательного учреждения. Основным направлением становления и развития творческой компетентности воспитанников нашего образовательного учреждения является театрально-игровая деятельность.

Музыкальное воспитание в МБДОУ «Детский сад «Белочка» подчинено одной из задач ФГОС ДО: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

Считаю основной целью своей педагогической деятельности как музыкального руководителя - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Исходя из поставленной цели, определила для себя следующие задачи:

  • Создание условий для творческой активности детей и родителей.
  • Последовательное знакомство детей с видами театров.
  • Совершенствование артистических навыков.
  • Раскрепощение ребенка.
  • Работа над речью и интонацией.
  • Коллективные действия (в танцах, играх).
  • Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, использую в работе разнообразные приемы:

  • творческие задания и этюды;
  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;  
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую
  • карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

- восприятие музыки;

- песенно-игровое творчество;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективными методическими приёмами, которые я использую  при слушании музыки я считаю:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяю ритмическим движениям, пластике, танцевальным импровизациям.

В образовательной деятельности я включаю следующие моменты театрализованной деятельности:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

    5. Сказки, театрализованные представления.

В своей работе я использую также ритмопластику, которая  направлена, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента.

      Работу по театрально-игровой деятельности провожу в тесном контакте с педагогическим коллективом: воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.

Сотрудничество с родителями включает в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях. 

       Результатом работы стало участие детей театральной студии «Улыбка» в следующих театрально – музыкальных постановках: «Муха Цокотуха», «Сказание о Земле Русской», «Конёк – Горбунок», «Мойдодыр», «А что у вас?», «Красная шапочка».  

Участниками театральных постановок стали воспитанники оздоровительных групп (4 – 7 лет), педагоги и родители воспитанников. У каждого ребенка была своя роль, в которой они перевоплощались в сказочного героя. И на примерах своих героев учились не бояться трудностей, преодолевать робость и неуверенность в себе, где активизировался их творческий потенциал.  

Сегодня я подробнее хотела остановиться на инновационной музыкально  - педагогической технологии «Хор рук». Её применение помогает поднять на более высокий уровень развитие музыкально-художественной деятельности детей, приобщение их к театральному искусству.

«Хор рук» (двигательное двухголосие) - инновационная музыкально-педагогическая технология и одна из линий авторской методики  нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.  

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров»Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.

«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера». 
         Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начаю работу с «одноголосия», где я выполняю роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагаю занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль. 

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в хоре рук, начнем мы тоже с одноголосия. Я приготовила для вас атрибуты – это рыбки. Мы будем руками изображать плаванье, танец рыбок. Пока я буду выполнять роль ведущего – дирижера. С музыкой я уже знакома, поэтому предлагаю сразу перейти к показу.  (показ) Спасибо. Я продолжу. 

         После того, как дети с уверенностью справляются в «одноголосием», начинаю  работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий. 
       Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, использую дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.). 

Я предлагаю вам поучаствовать в двухголосном хоре, для этого нам понадобятся 2 ведущих дирижера. Рыбки у нас уже есть, мы к ним добавим море. Наверно многим хочется окунуться в синеву моря, глубину морских красок, давайте сами попробуем создать это яркое настроение. Я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент (К. Сен - Санс «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»), представить образ и его движениями рук.  (слушаем, беседуем о музыке), (показываем хор рук). Спасибо большое, очень красиво получилось. 

  Данная форма направлена на развитие

• координационной свободы движения,

• чувства ритма,

• внимания,

• ансамблевой слаженности,

• способности к двигательной импровизации.

 Особенностями технологии «Хор рук» является то, что она может применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до 
концертного показа; с детьми разного возраста и с взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, 
в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли актера.

Пластическое соучастие с музыкой сегодня направило на творческое
восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью развитие творческой личности ребёнка в театрализованной деятельности. Мы погрузились в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представил себя рыбкой, использовали творческое погружение в театральный образ. Это применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.

      Данная форма «пластического интонирования» активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.

      Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли 
ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. Данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными. 

Спасибо за участие и внимание.

Список литературы:

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Волшебный праздник / Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2012.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»

Уважаемые педагоги!  Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории &quo...

Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"

В мастер  - классе  представлены   особенности организации образовательного события  в ДОУ....

Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

—Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...

Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....

Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй

в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , пр...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....