проект
проект (подготовительная группа)

Маклакова Вера Александровна

Проект

 

«Танцевальное наследие северного народа ханты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-tantsevalnoe_nasledie_hanty.docx52.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 2 «Сказка»

Проект

«Танцевальное наследие северного народа ханты»

Руководитель проекта:

музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

2019 год

Тип проекта:

  • смешенный;
  • долгосрочный;
  • групповой.

Цель проекта:

развивать у детей дошкольного возраста интерес к национальной культуре ХМАО.

Задачи:

  • расширять знания детей о разнообразии национальной культуры северных народов;
  • развивать способность творческого исследования   хантыйского фольклора (обрядах, музыкальных инструментах, костюмах, танцах);
  • выявить особенности традиционного танца северян, его специфику и неповторимость;
  • развивать умение подбирать движения к танцу в соответствии с характером музыки;
  • развивать комбинаторные способности и умения;
  • приобретать и совершенствовать устойчивые  музыкально-ритмические навыки;
  • развивать коммуникативные навыки и  творческую активность.

Образовательная область «Музыка»

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта.

        В последнее десятилетие интерес к танцевальному фольклору вырос, появилось множество национальных хореографических коллективов. Только бережное отношение к народному творчеству, его использование при создании сценических номеров обеспечивают успех. К сожалению, методической литературы, способной помочь постановщикам, не так много.

        Северный танец уникален. Фигурки пляшущих человечков каменного века присутствуют на всех наскальных рисунках, обнаруженных на Оби. По ним трудно судить о пластике первобытных людей, но мы способны оглянуться на сравнительно недавнее прошлое и протянуть от него нить к народному хореографическому искусству современного Севера. Сохранились описания ритуальных и обрядовых плясок, сделанных в разных северных регионах путешественниками 18-19 веков. Самобытная хореографическая культура, созданная коренными малочисленными народами Севера, рождена самой жизнью и танец – неотъемлемая её составляющая.

        Северная цивилизация, в которой мир людей слит с миром природы, подарила человечеству танец с уникальной пластикой, заимствованной у зверей и птиц. Это законченные танцевальные миниатюры, очень лаконичные и выразительные, с чётким графическим рисунком движений. Язык жеста в них необычайно развит. Каждая танцевальная поза - словно небольшая скульптура из моржового клыка, искусно вырезанная народным умельцем. Звуковой фон, сопровождающий движения, напоминает шум моря, голос оленя, крик чайки. И, конечно же, северная хореография немыслима без импровизации, лежащей в основе большинства танцев.

Так как мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе, ребята  хотят научиться выполнять танцевальные движения, характерные малым народностям Севера,  составить из них композицию и разучить её. Дети хотели бы показать интересный танец своим родителям на Новогоднем празднике и подарить его Деду Морозу. Но дошкольники не знают, что для этого необходимо, и как это должно происходить.

План реализации проекта.

  1. Этап
  1. Прослушивание с детьми  и  запись музыки народов Севера и Западной Сибири. Выбор  музыкального сопровождения будущего танца;
  2. Поиск  информации о различных танцевальных движениях  в книгах, телепередачах,  интернете, в Центре Малочисленных народов Севера, Центре детского творчества, в танцевальных коллективах города, привлечение  родителей к поискам;
  3. Поиск и знакомство детей с иллюстрациями хантыйских национальных костюмов, деталей одежды, украшений и атрибутов. Создание эскизов костюмов для каждого музыкального персонажа. Участие в создании хантыйского народного платья;  
  4. Сбор полученной информации  в «копилку», анализ и классификация  движений. Привлечение родителей к созданию графических изображений на карточках.  Составление  картотек.
  1. Этап
  1. Занятия в рамках проекта:
  • ознакомление с обрядом «Вороний праздник» в Центре малочисленных народов Севера, проведение этого праздника в детском саду 7 апреля;
  • НОД «Изучение народных инструментов»(мультимедиа), НОД «Что такое тумран?»;
  • хантыйские игры, развлечения.
  1. Исследовательская деятельность:
  • исследование структуры предлагаемого музыкального произведения;
  • создание схематическое изображение рисунка танца;
  • исследование различных движений:  для рук, ног, головы, для мальчиков, для девочек, а так же мимику и жесты;
  • при помощи морфологической таблицы определить: из соединения каких основных движений получится красивая танцевальная комбинация;
  1. Составление  алгоритма  танцевальной композиции;
  2. Разучивание движений.  
  1. Этап

Презентация проекта на заседании Городского методического объединения музыкальных руководителей.

Практическое применение проекта:

выступление танцевальной группы детей на Новогоднем празднике, на праздновании юбилеях ХМАО и  детского сада.

Оборудование:

  • интерактивная панель для занятий по закреплению знаний хантыйских народных инструментов;
  • наборное полотно и морфологическая таблица для составления схем танца;
  • бумага, фломастеры для изготовления картотеки;
  • хантыйский музыкальный инструмент тумран;
  • швейная машина, ткань, мех, бисер для создания хантыйских костюмов.

В приложении представлены презентация проекта и занятия по изучению звучания хантыйских народных инструментов, в том числе, с использованием интерактивной доски.

Приложение 1

Конспект НОД «Что такое тумран»

Подготовила Музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

МАДОУ МО №2 «Сказка»

Цель: познакомить детей со звучанием музыкального инструмента народов ханты – тумраном

Задачи:

  • Побуждать детей активно мыслить, давать ответы на поставленные вопросы.
  • Формировать умение выразительно исполнять выученную песню.
  • Развивать чувство ритма.
  • Закреплять навыки игры на музыкальных инструментах.
  • Воспитать интерес к традициям и обычаям народов ханты.
  • Познакомить с движениями народного хантыйского танца.

Оборудование и атрибуты

  • Презентация.
  • Бубны (по количеству детей).
  • Палочки
  • Белый мох-эмоции, рисунок оленя для рефлексии.
  • Национальный инструмент народов ханты – тумран
  • Куклы-обереги

Предварительная работа

  • Беседа о ХМАО
  • Прослушать народную музыку ханты.
  • Разучить песню на хантыйском языке.
  • Разучите танцевальные движения народов ханты

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку, встают в круг

Приветствие.

Музыкальный руководитель: Ребята,  сегодня замечательный день, вы все красивые и весёлые, правда? Я вас приветствую в нашем музыкальном зале. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся, исполним нашу песенку-приветствие!

Дети  исполняют песенку-приветствие:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!(гамма вверх)

Дети: Здравствуйте!(Т35 вниз)

Здравствуй, солнце золотое (руки над головой скрестили, пальцы развели в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок (качают руками над головой)

Здравствуй, утро( правая рука в сторону)

Здравствуй, день(левая рука в сторону)

Нам здороваться не лень(поклон)

  1. Разминка. Коммуникативная игра-танец

«Мы с тобой идём по кругу»(Слова Ольги Киенко, музыка неизвестного автора)

1.Мы с тобой идём по кругу(идут  по кругу)

Раз-два-три(ударяют  в ладоши перед собой)

Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.

Ах, как весело у нас, Раз-два-три.

Мы с тобой пустились в пляс,  Раз-два-три.

Припев(2 раза):

Шагаем назад(приставной  шаг назад)

Шагаем вперед(приставной шаг вперёд)

А теперь на месте  поворот(кружатся, руки на поясе)

2. Скачем мы с тобой по кругу (боковой галоп  по кругу)

Раз-два-три(хлопки)

Улыбаемся друг другу. Раз-два-три.

Ах, как весело у нас, Раз-два-три.

Мы с тобой пустились в пляс,  Раз-два-три.

2. Слушание.

Звучит хантыйская народная музыка 

на экране видеоролик с изображением народов ханты в национальной одежде.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы знаете, какому народу принадлежит эта музыка?

Дети: Это музыка народов севера – ханты и манси.

Музыкальный руководитель: У Югры есть своя история, которую люди  хранят в национальных костюмах, промыслах, в музыкальных инструментах, обрядах и  песнях. Ребята, тема нашего занятия: «Что такое Тумран?». Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей.) Давайте с вами отправимся в интересное путешествие, чтобы узнать, что же такое на самом деле тумран. Согласны?

3. Музыкально-ритмические движения

Музыкальный руководитель: А как передвигаются народы ханты?

Дети: На оленях.

На экране видеоролик «Олени».

Музыкальный руководитель: Олень  кормит ханты, одевает их и даже является их транспортным средством. Очень важное животное. Вот и мы с вами отправимся в путь на оленях. Дорога наша будет непростая. Ведь жизнь в лоне суровой природы для ханты была крайне сложна. Поэтому в пути нам всем нужно быть очень внимательными.

Дети под музыку «Мы поедем, мы помчимся» отправляются в путешествие на оленях – выполняют прямой галоп  по кругу, руки на поясе. Сели.

На экране футаж «Сильная вьюга».

Музыкальный руководитель: Вот и первая преграда нам встретилась на пути. Посмотрите, какой сильный ветер со снегом! Настоящая буря!

Голос вьюги: Я – стихия воздуха, вьюга! Люди всегда меня боялись и преклонялись предо мной! Куда вы путь держите в моём бескрайнем холодном царстве снега и ветра?

Музыкальный руководитель: Здравствуй, вьюга! (Дети здороваются с поклоном.) Мы отправились узнать, что же такое тумран. Вьюга, подскажи, пожалуйста, где нам его искать?

Голос вьюги: Ха-ха-ха! Да разве вы сможете справиться со мной, стихией воздуха! Я сильная вьюга! И вам ни за что не пройти по моему холодному царству!

Музыкальный руководитель: Ребята, народы ханты с помощью танца пытались общаться с силами природы. Они верили, что, выполнив определённые движения, стихия может утихнуть. Давайте попробуем и мы с вами выполнить движения под хантыйскую музыку.
4. Танцевальное движение «Северный ветер»

Исходное положение:

Шестая позиция, небольшой присед; руки опущены вдоль корпуса, кисти свободные.

Работа ног:

И

подняться на носки

1

опуститься на пятки

И

подняться на носки;

2

опуститься на пятки;

На каждый счет

повторять движения ногами

Работа рук:

1–4 такт

плавное движение рук вправо в третью позицию, взгляд за руками, корпус постепенно наклонять влево;

5–8 такт

плавно опустить руки, корпус выпрямить

На следующий такт

движение повторять в другую сторону.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, а ведь вьюга стихла. Можно отправляться дальше.

На слайде футаж «Река»

Музыкальный руководитель: Ребята, перед нами стихия воды. Давайте поздороваемся с ней с поклоном, проявим своё уважение. Может быть, она нам не будет препятствовать в нашем путешествии и подскажет, где же нам искать тумран. (Дети здороваются с поклоном.)

Голос воды: Здравствуйте, ребята! Я река – холодная и быстротечная. Ханты поклонялись стихии воды и считали меня своей защитницей. Ведь лишь от меня зависела удача в рыбном промысле. А вы кто такие? Куда путь держите?

Музыкальный руководитель: Здравствуй, вода! Мы отправились узнать, что же такое тумран. Подскажи, пожалуйста, где нам его найти?

Голос воды: Подскажу, только если исполните мою просьбу. Народы ханты очень бережно относятся ко мне, ведь я – основа жизни на Земле. Они поют песни, чтобы задобрить меня. А вы можете спеть мне свою любимую песню?

Пение.

Музыкальный руководитель: Ну что, ребята, споём песню, которую мы знаем?

5.  Дети исполняют песню о весне «По солнечной дорожке»

Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята! А давайте попробуем спеть на хантыйском языке?

6. Дети исполняют фрагмент хантыйской песни

Музыкальный руководитель: Очень мне понравилась песня ваша. Дам подсказку. Нам поможет тот, кто сильнее всего и страшнее всего, и все его любят. Ну что ж, вижу вы знаете, что это огонь. А вот и он.

На слайде футаж «Огонь»

Голос огня: Здравствуйте, ребята! Местные жители меня очень почитают, преклоняются предо мной. Со мной нельзя обращаться небрежно: нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – всё это оскорбляет меня или причиняет боль. За непочтительное отношение я могу и наказать пожаром. А вас что привело в наши земли?

Музыкальный руководитель: Что ты, огонь! У нас ребята очень аккуратные и вежливые. А привело нас вот что. Мы ищем тумран. Может быть, ты нам расскажешь, что это такое?

Голос огня: Отчего не рассказать – расскажу. Только сначала, гости дорогие, присаживайтесь, погрейтесь.

Дети садятся перед экраном.

Голос огня: Сидя около очага, женщины всегда занимаются своими домашними делами и передают свой опыт подрастающим дочерям, мастерят куклы-обереги. А когда придёт вечер, рассказывают сказки, играют на музыкальных инструментах. А вы для меня сыграете?

Музыкальный руководитель: Конечно, наши ребята умеют играть на музыкальных инструментах. Ребята, исполним югорские мотивы на бубнах?

Игра на бубнах. Дети выполняют ритмический рисунок.

На экране футаж «Югорские мотивы».

7. Игра на бубнах «Югорские мотивы». На фоне северного пейзажа звучит музыка. Появляется ритмический рисунок: большие и маленькие кружочки (четверти и восьмые соответственно). Дети смотрят на ритмический рисунок и воспроизводят его на бубнах под музыку.

8. Игра «Ворон». Дети сидят на коленях в кругу. Музыкальный руководитель складывает изображение ворона из палочек. Затем просит одного ребёнка отвернуться и убирает одну палочку. Когда ребёнок поворачивается, ему дают эту палочку, чтобы он положил её туда, где её не хватает.

Голос огня: Какие молодцы! У народов ханты тоже есть бубен. С помощью этого инструмента изгоняли злых духов и болезни. Вы спрашивали, что такое тумран? Это тоже музыкальный инструмент народов ханты. На нём играли, всё худое изгоняли, всем добрым руководили. А я с вами прощаюсь, ПА ЙАМ ВОЗЭМ, до свидания.

Музыкальный руководитель: Ребята, так что же такое тумран?

Дети: Хантыйский народный музыкальный инструмент.

Музыкальный руководитель: Да вот же тумран. Посмотрите! (Дети рассматривают слайд.) Послушайте, как он звучит.

9. Слушание

На экране видео «музыкальный инструмент Тумран»

Музыкальный руководитель:

Ребята, с инструментом познакомились, пора и в путь-дорогу собираться, обратно в детский сад.

Дети продолжают путешествие на оленях – выполняют подскоки, руки над головой в форме оленьих рогов под музыку «Мы поедем, мы помчимся»

10. Рефлексия.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот и завершается наше путешествие. А сейчас мы с вами подойдём к волшебному холсту. В чём его волшебство, вы сейчас увидите. Я вам буду задавать вопросы, вы на них правильно отвечайте, а я буду закрашивать часть этого волшебного холста. Посмотрим, что у нас с вами получится.

На ватмане свечкой нарисован олень. Постепенно, на каждый правильный ответ детей закрашивается разведённой в воде гуашью часть рисунка.

Вопросы:

1. Каким трём стихиям поклонялись ханты? (Воздух, вода и огонь.)

2. Как ханты боролись со стихией воздуха? (Они выполняли танцевальные движения.)

3. За что почитали стихию воды? (Основа жизни на Земле, защитница, от неё зависел улов.)

4. Какие запреты, связанные с огнём, вы запомнили?

5. Назовите хантыйский музыкальный инструмент. (Тумран)

На волшебном холсте появляется рисунок оленя.

Музыкальный руководитель: А что значит олень для ханты? (Еда, одежда, транспортное средство.)

Вот какие вы молодцы! Давайте мы все вместе угостим оленя. Вот перед вами олений мох разного цвета: белого, голубого и зелёного:

  • мох белого цвета, если на занятии у вас всё получилось, вам всё понравилось, и вы уходите с хорошим настроением;
  • мох голубого цвета, если что-то не получилось на занятии, что-то не понравилось;
  • мох зелёного цвета, если у вас ничего не получилось, занятие вам не понравилось и из-за этого испортилось настроение.

Музыкальный руководитель: А в благодарность за проделанную работу я вам говорю «спасибо» и дарю вот эти куклы-обереги. Дети выстраиваются по краю ковра. Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель: А сейчас мы скажем друг другу «до свидания», попрощаемся с гостями и под музыку пройдём в группу. А попрощаемся мы на хантыйском языке и скажем ПА ЙАМ ВОЗЭМ – по-хантыйски, что означает «До свидания, доброй жизни».

Дети под музыку выходят из зала.

Приложение 2

«Музыкальные инструменты ханты»

доминантное  музыкальное занятие

для детей старшего дошкольного возраста.

(с использованием интерактивной панели)

Подготовила  музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

МАДОУ МО№2 «Сказка»,  г. Нягань

Слайд 2.

Муз. Рук.: Музыка - душа танца, его выразительное средство.

При создании танца успех зависит от музыки. Она может быть написанной в современной обработке или народной: напевы, песни, наигрыши. Сегодня мы познакомимся со звучанием хантыйских музыкальных инструментов, которые мы с вами видели в Центре малочисленных народов Севера, послушаем простые хантыйские мелодии. Народная по происхождению, музыка отражает темперамент, чувство ритма, национальный колорит и особенности его создателя - народа. Когда слушаешь простые, незамысловатые мелодии, насыщенные энергией, внутренней силой, испытываешь желание пуститься в пляс. Конечно, есть и медленные, плавные танцы; тогда музыка, сопровождающая их, отличается необыкновенной выразительностью и напевностью.

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к интерактивной панели и самостоятельно манипулировать указкой по изображениям музыкальных инструментов, для того, чтобы послушать, как они звучат

Слайд 3.

Муз. Рук.: Бубен (койм, пэнзяр) Бубен – это атрибут шамана,

при помощи которого он призывает духов. Звуки бубна сопровождают слова шамана, обращённые к небесному богу.

В качестве обтяжки бубна использовались оленья, лосиная и собачья кожа, рисунки на обтяжке, как правило, отсутствуют.

Колотушка - это плоская, слегка вытянутая лопатка, обтянутая оленьим или заячьим мехом.                                                                  Рукоять бубна представляет собой две прямые палки, соединённые в виде крестовины.

Слайд 4.

Муз. Рук.: Угорская лира(нарс юх)

Исключительно мужской инструмент, «поющее, звенящее  дерево".

  • используется в обрядах «медвежьих игрищ»
  • Основа корпуса - продолговатый ящик, напоминающий лодку или рыбу, выдолбленный из кедра, пихты, ели или осины. Имеет  от 5 до 7 струн.

Слайд 5.

Муз. Рук.: Угловая арфа(тор-сапл-юх)

Многострунный щипковый инструмент, напоминает птицу, как «деревянная журавлиная шея»

Корпус инструмента деревянный, 8 - 12 медных струн

Звук инструмента тихий и мелодичный, он сопровождает исполнение песен, сказок, былин и ритуальных танцев.

Слайд 6.

Муз. Рук.: Лютня (нын юх)

Однострунный смычковый инструмент. Корпус овальный, выдолблен из куска дерева, к нему прикрепляется шейка. Смычок лукообразный.

На инструменте играют сидя, упирая нижний конец в правую ногу выше колена.

В настоящее время нын юх встречается крайне редко.

Слайд 7.

Муз. Рук.: Тумран, колокольчик, свистулька

Тумран - язычковый женский музыкальный инструмент, изготовляется из кости или дерева. Язычок приводят в действие при помощи нитки, закреплённой у основания. Инструмент предназначен для аккомпанемента при исполнении несложных песен и женских ритуальных танцев. Шумовым инструменты: берестяные коробочки,

с сухими семенами, камешками, всевозможные погремушки, и свистульки из дерева или жести. Накидывали на голову большой платок, по четырем углам были привязаны колокольчики которые во время исполнения создавали аккомпанемент танцу.

В заключении проводится хантыйская народная игра на внимание с деревянными палочками на ковре «Ворон». Музыкальный руководитель складывает фигуру ворона на ковре. Затем просят желающего отвернуться. В это время одну палочку убирают. Когда ребёнок поворачивается, он должен угадать, в каком месте не хватает палочки.

Приложение 3

Конспект НОД области «Музыка»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила  музыкальный руководитель

Маклакова Вера Александровна

МАДОУ МО№2 «Сказка»,  г. Нягань

Тема НОД: «Ознакомление детей с  музыкальными инструментами народов Югры и их звучанием»

Цель НОД:  обобщение музыкальных знаний, полученных  детьми  на занятиях.

Задачи:

  • Образовательная  формирование целостной системы ведущих знаний по теме «Музыкальные инструменты»
  • Воспитательная   воспитание  музыкального вкуса, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.
  • Развивающая  умение определять на слух звучание основных музыкальных инструментов народов Югры

Тип занятия: обобщение пройденного материала.  

Вид занятия: игра.

Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления  о музыке.

Музыкальный материал:  

Звучание шаманских бубнов, угловой арфы, угорской лиры, тумрана, хантыйской музыки в современной обработке.

Мультимедийное оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Пояснительная записка.

Эта непосредственно образовательная деятельность является итоговым занятием блока НОД из проекта «Танцевальное наследие хантов». Дети на первом этапе посетили Центр малочисленных народов Севера, где познакомились с обрядом «Вороний праздник», на втором этапе, в блоке НОД, познакомились с музыкой и музыкальными инструментами народов Югры, и на третьем этапе разучили хантыйский танец для показа на Новогоднем утреннике.

Ход НОД:

Муз. Рук.: Начинаем путешествия по  миру музыкальных инструментов.

Муз. Рук.: Скажите, а как вы думаете – как  нужно путешествовать по музыке? (налегке, радостно …..)

Муз. Рук.: Как нужно слушать музыку, чтобы ее услышать? (внимательно, не           отвлекаясь и т. д.)

Муз. Рук.: Посмотрите на экран. Перед вами группа знакомых музыкальных инструментов. Давайте послушаем и угадаем, какой инструмент звучит (слайд 2).

Дети слушают звучание шаманского бубна. Вызванный по желанию к интерактивной доске ребёнок выбирает  правильный ответ.

Муз. Рук.: А теперь внимание  - перед нами открывается другая группа знакомых музыкальных инструментов (слайд 5). Внимательно послушайте и угадайте, какой инструмент звучит.

Дети слушают звучание угорской лиры, и опять вызванный по желанию к доске ребёнок выбирает правильный ответ.

Муз. Рук.: Ребята, на экране ещё один набор музыкальных инструментов, и снова один из них звучит, а вы подумайте и угадайте, какой?(слайд 8)

Дети слушают звучание угловой арфы. Вызванный к интерактивной доске ребёнок выбирает правильный ответ (слайд 10)

Муз. Рук.: Итак, ребята, давайте посмотрим на экран  и назовём, какие инструменты мы сегодня угадывали. Послушаем их звучание ещё раз, чтобы хорошо запомнить (слайд 11)

Муз. Рук.: А кто мне скажет, что у этих инструментов общее? (они народные). Да, эти музыкальные инструменты народов Югры – ханты и манси. И сегодня я предлагаю вам послушать интересное звучание ещё одного инструмента. Ханты назвали его «тумран». Изготавливался он из расщеплённой кости оленя, а играли на нём, в основном, женщины.

Слушаем звучание тумрана (слайд 12). 

Муз. Рук.: Понравилось вам, ребята? Эта музыка очень ритмичная, под неё хорошо танцевать.

Муз. Рук.: Давайте посмотрим, как мы с ребятами  посещали  Центр малочисленных народов Севера, какие мы видели костюмы, предметы быта, музыкальные инструменты  и послушаем народную хантыйскую песню в современной обработке (слайды 13 – 14)

Муз. Рук.: А теперь вставайте, повторим с вами движения хантыйского танца.

Дети по показу музыкального руководителя выполняют несложные движения народного танца

Муз. Рук.: Молодцы,  что мы  сегодня с вами делали на занятии? ( слушали звучание музыкальных инструментов народов севера), что узнали нового? (звучание тумрана), что повторили? ( движения хантыйского танца), чему удивились?(посмотрев фото из музея). 

Вывод: нам нравится музыка северных народов, их песни, танцы, обряды. Мы будем продолжать знакомиться с музыкальной культурой народов Югры (к этому выводу дети приходят сами)

Библиографический список:

Нилов В.  «Северный танец. Традиции и современность»

Нилов В.  «Культура народностей Севера»

Соколова З.П.  «Ханты и манси. Взгляд из XXI века»

http://svetlana-plus.ucoz.com.  «Музыка народов ханты и манси»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...