"Конвенция о правах ребёнка"
материал (подготовительная группа)

Агапова Елена Валерьевна

Выступление на педагогическом совете "Конвенция о правах ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Конвенция о правах ребёнка"21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме «Конвенция о правах ребёнка».

Подготовила: воспитатель Агапова Е.В.

          Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989г., стало предметом пристального внимания педагогов  в последние несколько лет.  

          В 2002 году Московский Комитет образования опубликовал пособие, созданное группой исследователей под руководством Т.Н. Дороновой «Защита прав и достоинства маленького ребенка», в котором подробно изложены различные аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению реализации положений Конвенции.  

         Наше дошкольное учреждение строит свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения.

        Реализация Конвенции предполагает прежде всего работу с педагогическим коллективом.

         Цель работы - изучить формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка.

Формы работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений по изучению Конвенции о правах ребенка

1.1 Особенности работы по изучению Конвенции о правах ребенка

        Существует опыт организации работы по изучению Конвенции о правах ребенка (С. Шабельник, С. Усачев). Учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста, они начали экспериментальную работу по разработке программы, знакомящей детей с основными правами ребенка.

         В результате нескольких пробных попыток они выбрали  сказку А. Толстого «Приключения Буратино», составив на ее основе «сказку на новый лад» - продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, в которой никто не имеет представления о правах человека, а тем более - о правах детей. Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека, прав ребенка.

       Кроме того, авторами разработана серия демонстрационных плакатов, с помощью которых можно было бы закрепить представления о каждом положении Конвенции. На плакатах было решено изображать сказочных антропоморфных животных, которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

       После того, как дети поняли основные положения Конвенции, авторы перешли к разработке проблемных занятий-размышлений. Цель этих занятий в том, чтобы каждый ребенок усвоил и проиграл возможные варианты поиска помощи и самозащиты.

      В завершение цикла занятий авторы спланировали интерактивную ролевую игру с детьми.

В основу данной программы легли следующие статьи Конвенции:

. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечение тех, кто обеспечит им наилучший уход.

. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

. Дети имеют право на медицинский уход.

. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

. Дети имеют право на отдых.

. Дети имеют право на бесплатное образование.

. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

    Главная цель программы: дать детям старшего дошкольного возраста элементарные знания и представления о Конвенции о правах ребенка, познакомить с основными правами ребенка.

    Структура программы представлена блоками, органично связанными друг с другом:

. Билль о правах ребенка.

. Ребенок в мире взрослых.

. Быть здоровым - мое право.

. Ребенок и культура.

. Первые шаги в социальном мире.

      Каждая тема программы должна преподноситься  ребенку в игровой деятельности.

     Воспитатель проводит кропотливую работу с родителями.  Эта работа может включать в себя чтение литературных произведений, раскрывающих смысл некоторых статей, постановку спектаклей, экскурсии и т.п. А последующая работа - подготовка и презентация межгрупповых проектов, оформление своей презентации о Конвенции о защите прав ребенка и т.п.

      В нашем ДОУ проводятся семинар-практикум по вопросам Конвенции ООН о правах ребенка, круглый стол «Защита прав ребенка в условиях семьи», деловая игра и т.д.

 1.2 Формы работы с педагогами по изучению Конвенции о правах ребенка

      Дошкольное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой общения.

     Формирование правового сознания у детей только силами дошкольного учреждения невозможны. Решение этих задач предполагает тесное сотрудничество ДОУ и семьи.  

 Старший воспитатель

Способствует формированию у воспитателей педагогических установок, направленных на предупреждение любых форм жестокого обращения с детьми.

Организует и проводит работу с воспитателями по повышению эффективности взаимодействия с родителями по охране прав и достоинства ребенка в семье.

Осуществляет подбор методической литературы по самообразованию родителей и педагогов. Оказывает помощь воспитателям в изучении нормативно-правовых документов.

Обучает педагогов методам и приемам оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Организует обсуждение возможной стратегии поведения взрослых.

Создает условия для распространения успешного опыта воспитателей и родителей по охране прав ребенка.

Участвует в работе методических объединений района и города по данной проблематике и создании банка данных о жестоком обращении с детьми.

Педагог-психолог.

Организует и непосредственно участвует в работе по охране прав ребенка в детском саду и семье.

Проводит наблюдение за поведением детей в группе; анкетирование воспитателей; беседы с родителями; обрабатывает и анализирует полученные данные.

Осуществляет психотерапевтическую и коррекционную работу с родителями, воспитателями и детьми:

психокоррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности при адаптации;

психотерапевтические занятия с родителями по выявлению проблем семейного воспитания и изменению установок по отношению к ребенку.

Организует тренинги по эффективному взаимодействию родителей, воспитателей и детей (во всех возрастных группах).

Проводит совместные дискуссии с родителями и воспитателями (анализ педагогических ситуаций, направленный на предотвращение возможных случаев жестокого обращения с детьми).

Воспитатель.

Соблюдает права и свободы своих воспитанников.

Своевременно выявляет нарушения прав детей и принимает соответствующие меры. Осуществляет профилактику жестокого обращения с детьми.

Проводит правовое просвещение родителей по темам:

трансляция положительного образа ребенка;

Практика.

коррекция детско-родительских отношений.

    Выявляет "группы риска" - семьи, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

    Осознает личностную и социальную значимость своей профессии при проведении работы по охране прав ребенка в детском саду и семье и в связи с этим необходимость постоянного самообразования.  

 Дискуссия "Как работать с Конвенцией?"

. Воспитатель  должен знать взгляды отечественных педагогов на вопросы защиты прав и достоинства ребенка, пути претворения в жизнь основных положений Конвенции (по программам "Из детства - в отрочество" и "Радуга").

. Иметь своё мнение: как реализовать Конвенцию о правах ребенка.

. Важно учитывать, какие статьи Конвенции  доступны пониманию дошкольников, использовать в работе с детьми те формы информации и разъяснения этих статей Конвенции, которые воспитатель считает возможным использовать в этом возрасте.  

 Важно учитывать то, какие права и свободы детей, декларированные Конституцией РФ,   ущемляются в настоящее время.

 Советы воспитателям.

     Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

     Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

     Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с любым талантом, если талант робок.

     Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

    Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не учить напрямую, не воспитывать "в лоб". Все, как в искусстве: мысль будить через чувство.

    Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других".

   Для развития ребёнка и становления его характера гораздо важнее научить его заботиться о других. Посоветуйте родителям : "хитренько" перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребёнка. Вспомните "мужичка-с-ноготок", на седьмом году серьезно заявлявшего: "Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого мальчика явно был замечательным педагогом.

Каждый ребенок имеет право на здоровье.

 Предлагаю занятие - детско-родительская гостиная "Поговорим о ваших правах".

  Существуют различные формы ознакомления с правами человека:

-использование литературных произведений, например сказки "Красная Шапочка" - статья 3 (неприкосновенность); сказки "Летучий корабль" - статья 16 (право человека создавать семью); сказки "Что дороже соли?" - статья 19 (право на убеждения); сказки "Кощей Бессмертный" - статья 17 (право на имущество);

-театрализованное обыгрывание ситуаций с помощью вымышленных персонажей;

-дискуссионный клуб (переговоры, публичные выступления, поиск ком-    промиссов, голосование, выражение протеста, взаимодействие с официальными лицами);

        "Декларация прав человека" в картинках. На занятии воспитатели смогли проанализировать стиль общения с родителями и детьми. Родители получили интересующую их информацию о правах ребенка, все участники гостиной почувствовали единение, радость от совместной деятельности.

        Воспитатель должен убедить родителей в преимуществе ненасильственных методов семейного воспитания. Обсудить средства и приемы построения гуманных  

         Важно разобраться, за что и почему родители оскорбляют и бьют детей? Каковы последствия физического и психического насилия над детьми? Как обойтись без унижающих наказаний? Если наказывать, то как? Совместная деятельность участников при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом: а) проблемная постановка вопроса; б) выявление мнений; в) презентация мнений; г) комментарии психолога и воспитателя; д) принятие решения.

         В нашем ДОУ выбрана модель реализации статей Конвенции: интеграция правового материала через ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую (ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений) и художественно-продуктивную (изготовление эмблем, альбома, плаката и их презентация), а также через проблемно-поисковую деятельность детей (решение различных ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.).

        Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание индивидуальных альбомов "Кто я?", "Моя семья".

        Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература.   Анализ произведений позволяет детям оценить поступки персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими в реальной жизни правами, увидеть торжество закона или его нарушение.

        О необходимости знакомить детей со своими правами говорят все родители, однако возраст, с которого начинать это делать разный. Большинство педагогов считают, что необходимо начинать знакомить ребенка с его правами с дошкольного возраста.  

        Почти все опрошенные ранее анкетированием родители отметили, что ребенок должен знать свои права, а также  кроме прав - обязанности . Один родитель ответил: «Не знаю».

Список литературы.

 

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001.

2. Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. М., 2001

 3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2000.

4. Материалы научно-практической конференции «О совершенствовании нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения». Магадан, 2002.

 5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита прав ребёнка....или Что мы должны знать о Конвенции о правах ребёнка.

Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости,  не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто вин...

20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)

Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...

Доклад на тему: "Конвенция по правам ребёнка. Права ребёнка. Соблюдение их в семье"

В докладе содержится описание основных прав ребёнка и каки образом регламентируется их соблюдение в семье и обществе в целом....

Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»

Конвенция связывает  права ребёнка  с правами и обязанностями родителей,  несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...

Конспект занятия в подготовительной группе «О «Всеобщей декларации прав человека» и о «Конвенции о правах ребёнка»

Цель: дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе,  защищающем их....

Консультация для родителей на тему: "Права ребёнка. Конвенция о правах ребёнка"

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20039264","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей: «Права ребенка и Конвенция о правах ребёнка»

Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях,...