Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Валентина Алексеевна Куцанкина

Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов – сложный процесс. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов это значит сформировать у них представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Сенсорный опыт в дошкольном возрасте - начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие. Если ребенок не получает сенсорное воспитания, это ведет к значительной задержке общего развития.

При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение; реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений. Ориентироваться в предметных условиях. Именно играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных… Через игру ребенок входит в мир взрослых. Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве,но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливает опыт. И именно при помощи игр на сенсорное развитие мы демонстрируем ребенку на сколько интересен и разнообразен этот мир.

Для формирования и развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития. В дидактической игре познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Она помогает ребёнку узнать окружающий мир и расширить его кругозор. С помощью дидактической игры по сенсорному развитиювоспитатель видит процесс сенсорного развития, оценивает эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлекает новые. При определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольниковВоспитатель в совместной игровой деятельности с детьми обогащает их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.

Таким образом, одно из центральных мест в работе с малышами занимает использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов, так как младший дошкольный возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе.

Особое внимание в педагогическом процессе уделяю созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка учитывала следующие критерии доступности, безопасности, эстетичности.

Кроме того, для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов стараюсь создать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - преднамеренно перевожу детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества. При использовании предметов объясняю и показываю детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации. Всегда оцениваю достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять.

Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.Для развития тактильных ощущений я использую природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.

Для развития осязания применяю образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями. Для развития мелкой моторики рук,а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлены следующие дидактические игры и пособия«Собери бусы»«Шнуровки»«Цветочная поляна»«Шептунчик»«Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», черепашки и т. д. Для развития слухового восприятия в сенсорномуголке находятся пособия для создания звуков:это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», выполненные из еловых шишек, 2 вариант - из стаканчиков из-под йогурта; «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально –дидактические игры«Угадай, на чем играю»«Угадай, где звенит?»«Кто в домике живет»«Солнышко и дождик». Кроме того,использую магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

Для развития обоняния применяю свежие фрукты и овощи,а также в уголке размещены вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др. С дошкольниками провожу игры«Узнай на вкус»«Угадай по запаху».

В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

- игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику»«Мозаика»«Чудо - паровозик»«Посади бабочку на цветок»«Спрячь мышку»«Цветные квадраты»«Оденем кукол»);

- форме («Украсим ковёр»«Спрячь мышку»«Геометрическое лото»«Развивающие кубики»);

- величине предметов («Собери матрешку»«Большие и маленькие»«Бусы для мамы»).

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Таким образом, условия, созданные в группе,способствуют:

• стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

• развитию мелкой моторики рук ребенка;

• симуляции двигательной активности;

активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);

• снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

• повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно - развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Таким образом, в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам; соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.); активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.); отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Литература:

1. Венгер Л. А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с

2. Максимова З. Н. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию», Москва «Просвещение»1973 г.

3. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 7

Протоколы психодиагностических методик

Психолого-педагогическая характеристика познавательной сферы и личностных особенностей обучающегося (с выводами и рекомендациями)

Протокол № 1

Дата проведения:22.11.2021

Время проведения: 09:50

Экспериментатор: Наумкина К. Н.

Испытуемый: Егор А.

Возраст испытуемого: 12 лет

Место проведения: МБОУ «Кочкуровская СОШ  имени Народного учителя СССР Дергачёва Степана Ильича»

Предмет исследования: образное мышление

Цель: определение уровня целостности восприятия

Методика: «Сложи картинку»

          Инструкция: Для выполнения этого упражнения необходима картинка с перфорацией. Ребенку необходимо «сложить картинку» так, чтобы в результате получилось как на образце.

        развитие мышления у детей дошкольного возраста

 

Количественный анализ: Для того чтобы поменять палочки местами, ребенку понадобилось 30 сек.

Качественный анализ: Задание у Егора не вызвало затруднений. На выполнение задания  он затратил 30 сек.. и набрал 5 баллов, что свидетельствует о высоком уровне развития образного мышления

 Вывод: Мальчик набрал 5 баллов, что свидетельствует о высоком уровне развития образного мышления.

Рекомендации:

-развивать концентрацию внимания (провести серию наблюдений)

- продолжать развивать образное мышление.


Протокол № 2

Дата проведения:22.11.2021

Время проведения: 13:45

Экспериментатор: Наумкина К. Н.

Испытуемый: Егор А.

Возраст испытуемого: 12 лет

Место проведения: МБОУ «Кочкуровская СОШ  имени Народного учителя СССР Дергачёва Степана Ильича»

Предмет исследования: образное мышление

Цель: определение уровня целостности восприятия

Методика: «Сложи картинку»

          Инструкция: Для выполнения этого упражнения необходимо 6 палочек. Ребенку необходимо «поменять 2 палочки так, чтобы получился дом»

        развитие мышления у детей дошкольного возраста

 

Количественный анализ: Для того чтобы собрать картинку по образцу мальчику понадобилось 3 мин

Качественный анализ: Задание у Егора не вызвало затруднений. На выполнение задания  он затратил 3 мин. и набрал 5 баллов, что свидетельствует о высоком уровне развития образного мышления

 Вывод: Мальчик набрал 5 баллов, что свидетельствует о высоком уровне развития образного мышления.

Рекомендации:

-развивать концентрацию внимания (провести серию наблюдений)

- продолжать развивать образное мышление.

Приложение  8

Общие сведения об учащемся

 Фамилия, имя, отчество: Абдрашитов Егор Артемович

 Дата рождения:  31.08.2009 г.

Школа, класс: МБОУ «Кочкуровская СОШ имени Народного учителя СССР Дергачёва Степана Ильича», 6 класс.

Состояние здоровья и физическое развитие: Ученик состоит во второй группе здоровья, физкультурная группа основная, болеет не часто, ОРВИ в легкой форме, хронические заболевания отсутствуют, стабилен в проявлениях настроения.

Условия семейного воспитания Егор Абдрашитов проживает в полной семье, отец — Абдрашитов Артем Рустамович — работает в ОАО «Газпром»
мать — Абдрашитова Татьяна Валерьевна — домохозяйка.

В соответствии с информацией, полученной от классного руководителя в семье созданы все условия для благоприятного развития ребенка, ребенок имеет свою комнату, имеет ряд домашних обязанностей, родители регулярно посещают родительские собрания, мама является членом родительского комитета. Родители интересуются успеваемостью сына, консультируются с классным руководителем по поводу развития способностей своего ребенка.    Учебная деятельность учащегося Егор Абдрашитов имеет хорошую успеваемость, по некоторым предметам отличную, добросовестно относится к процессу обучения, на уроках внимателен, отвлекается редко, но иногда допускает некоторые ошибки по невнимательности. При заучивании учебного материала всегда изначально разбирается в структуре и смысле материала, хорошо разобранный материал запоминает быстро.

Ученик усваивает материал достаточно быстро, иногда выполняет задания быстрее остальных учеников, получает дополнительный материал для отработки навыков. Наиболее хорошо Егор Абдрашитов  проявляет себя в алгебре, геометрии, физике, химии, информатике. Общий средний бал 4,8. Трудовая деятельность учащегося:  посещает так же внеклассные занятия: шахматы, робототехнику, компьютерную графику, плавание.

 Егор принимает участие в общественных делах по просьбе классного руководителя, однако сам инициативу проявляет редко. Всю порученную работу ученик старается выполнить хорошо, к делу подходит ответственно. Уважительно относится как к одноклассникам, так и к учителям. Особенности психических процессов и эмоции Егору Аюдрашитову присущи такие психоэмоциональные качества как целеустремленность и упорство, по темпераменту ученика можно отнести к сангвиникам и флегматикам. Школьник уравновешен, общителен, обладает хорошей работоспособностью. Школьник старается не выставлять на показ своих достижений, редко хвастается. Задания учителей практически всегда выполняет сам, но, если испытывает трудности в редких случаях может обратиться за помощью к одноклассникам. На критику и замечания Егор Абдрашитов реагирует спокойно старается учитывать замечания преподавателей. Обладает такими волевыми качествами как самообладание, решительность: чаще всего удачно справляется с проявлением своих эмоций, берет на себя ответственность в принятии важных решений. Ребёнок в меру активен в большинстве сфер школьной жизни.

Положение ребенка в детском коллективе: Егор пользуется авторитетом в классе, в большей степени у учеников с хорошей успеваемостью и поведением. Пользуется авторитетом в кружке по шахматам и робототехнике.

Особенности познавательной деятельности: Егор Абдрашитов имеет достаточно хорошую память, внимательность и реактивное мышление, внимание школьника распределяется равномерно, он без труда переключает его с одной деятельности на другую. У Егора в одинаковой степени хорошо развита как визуальная, так и слуховая память, в ходе исследований коэффициента, выяснилось, что в обоих случаях он составляет 80. Механическая память развита немного меньше, коэффициент равен 70. Ученик достаточно хорошо работает с учебным материалом, способен хорошо систематизировать, обобщать, проводить анализ большого объёма информации.

У ребенка правильно сформирована речь, предложения строит четко и понятно. Умственное развитие на высоком уровне.

 Общие психолого-педагогические выводы: Из всего вышеизложенного можно сделать заключение о том, что ученик 6 класса Егор Абдрашитов является всестороннее развитой личностью, заинтересован в учебе, занимается так же дополнительными видами деятельности, проявляет себя активно в коллективе, в конфликтах замечен не был, в большей степени имеет склонность и проявляет интерес к точным наукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возрастаД/И «Воздушные шары»ЦЕЛЬ: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называ...

консультация для родителей "Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста"

Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание....

Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Кружковая деятельность направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук и сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста

Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста....

lдидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста (авторская разработка)

Дидактические пособия предназначены для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, познавательного интереса...

Картотека консультаций для родителей по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Картотека консультаций для родителей по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...