«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Богданова Юлия Сергеевна

 «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netradtsionnye_sposoby_risovaniya.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»

                                                                                               

Вариативная часть

Образовательной деятельности группы №2

Проект:

 «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»

                                                                 

Воспитатели:

 Богданова Ю.С.; Пастухова Т.В.

                                                                                                                         

Новосибирск 2021 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»

Составители проекта

Богданова Юлия Сергеевна

Пастухова Татьяна Валерьевна

Вид проекта

Творческий

Цель проекта

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тычкование и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Срок и этапы реализации проекта

Октябрь 2021- май 2022 года

I этап- подготовительный: октябрь 2021

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной проблеме;

подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстративного, раздаточного материала.

  1. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»
  2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  3. Социологический опрос родителей.

II этап- основной ноябрь2021-май 2022 г.

  1. Создание условий, способствующих развития творческих способностей детей младшей группы.
  2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап- завершающий: май 2022 г.

1)Оформление художественной выставки «Весна»

2)Презентация проекта.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Воспитатели: Богданова Ю.С, Пастухова Т.В., воспитанники, родители МАДОУ детский сад № 53 «Лесная сказка»

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах

Введение

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.)
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Любознательности и активности. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

  1. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
  2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тычкование и т.д.)
  4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Срок реализации проекта: Октябрь 2021 – Май 2022Проект долгосрочный.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Формы реализации:

- работа с родителями

-оснащение предметно-пространственной среды (оформление уголка рисования)

- формирование перспективного плана по реализации нетрадиционной техники рисования.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Октябрь

1 неделя: Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-рисурсов по данной проблеме; подбор программно-методического  обеспечения по данной проблеме;  наглядно- демонстративного , раздаточного материала.

 Задачи: Повышение компетентности педагогов.

2 неделя: Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»

Задачи: Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты.

3 неделя: Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Задачи: Определить объём и содержание работы по проекту.

4 неделя: Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Задачи: Выявить компетентность родителей по вопросу.

Основной этап: ноябрь 2021г.– апрель 2022г.

- Создание условий, способствующих развития творческих способностей детей младшей группы.

- Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

Ноябрь

1 неделя: «Разноцветные бусы» (рисование ватными палочками).

Цель: Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать цветовосприятие.

2 неделя: «Веточка рябинки» (рисование пальчиками).

Цель: Формировать умение рисовать на ветке ягодки. Упражнять в рисовании пальчиком. Развивать чувство композиции.

3 неделя: «Зайчик» (рисование пальчиками).

Цель: Формировать умение закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

4 неделя: «Первый снег» (рисование ватными палочками)

Цель: Формировать умение детей рисовать ватными палочками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

Оборудование: Листы бумаги синие, белая пальчиковая краска , ватные палочки, иллюстрации.

Декабрь

1 неделя: «Снежок для елочки» (рисование пальчиками)

Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

Оборудование: Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска, иллюстрации зимнего леса.

2 неделя: «Зажигаем огоньки» (рисование кисточкой)

Цель: Учить наносить яркие мазки на темный фон.

Оборудование: Лит черного цвета, краски кисть.

3 неделя: «Новогодняя игрушка» (рисование пальчиками)

Цель: Познакомить детей с техникой тычкования. Закреплять умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувства ритма.

Оборудование: Елочная игрушка вырезанная из плотной бумаги, гуашь, иллюстрации.

4 неделя: «Ёлочка нарядная на праздник к нам пришла» (рисование ладошками) (коллективная работа).

Цель: Упражнять в технике печатания ладошками. Развивать творчество, воображение.

Оборудование: Ватман, зеленая гуашь.

Январь

1 неделя: «Веселый снеговик» (Тычок жесткой полусухой кистью)

Цель: Формировать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью.

Оборудование: Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть.

2 неделя: «Цыплёнок» (Рисование поролоновой губкой)

Цель: Формировать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Учить наносить отпечатки, создавая образ.    

Оборудование: Лист с контурным изображением птицы, краска.              

3 неделя: «Вишневый компот» (оттиск пробкой)

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиск пробкой. Учить рисовать ягоды на силуэте банки.

Оборудование: Вырезанный силуэт банки, гуашь, пробка.

4 неделя: «Яйцо» (рисование кистью)

Цель: Формировать умение полностью закрашивать предмет.

Оборудование: Вырезанный образец из плотной бумаги, желтая краска.

Февраль

1 неделя: «Мои варежки» (рисование губкой)

Цель: Формировать умение передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Учить наносить отпечатки, создавая образ.

Оборудование: Лист с контурным изображением варежки, краска.  

2 неделя: «Гусеница» (оттиск пробкой)

Цель: Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать ритм, внимание.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь зеленая, пробка.

3 неделя: «Морозко» (рисование ладошкой)

Цель: Совершенствовать умение в художественных техниках рисование ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.

Оборудование: Листы тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая краска, иллюстрации.

4 неделя: «Солнышко, которое мне светит» (рисование ладошкой)

Цель: Учить наносить отпечатки-лучики для солнышка. Развивать цвет восприятие и зритльно - двигательную координацию.

Оборудование: Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, краска желтого цвета, картинка с изображением солнышка.

Март

1 неделя: «Весенняя капель» (Рисование пальчиками)

Цель: Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Оборудование: Бумага тонированная (синяя), гуашь белая.

2 неделя: «Мимоза» (Рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать учить детей рисованию ватными палочками учить рисовать, создавая форму цветка.

Оборудование: Лист с изображением мимозы, ватные палочки, желтая гуашь.

3 неделя: «Подснежники» (Рисование тычками)

Цель: Формировать умение детей рисованию тычками, учить рисовать , создавая форму цветка.

Оборудование: Лист с изображением подснежника, кисть, белая краска, иллюстрации.

4 неделя: Распустились первые листочки. (Рисование паьчками)

Цель: Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Оборудование: Лист с изображением веточки, зелёная краска, иллюстрации.

Апрель

1 неделя: Волшебный цветочек. (Рисование пальчиками)

Цель: Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.

Оборудование: Лист с контурным изображением цветка, краска, , иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик»

2 неделя: Розовый цветок (оттиск пробкой)

Цель: Продолжать формировать умение рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать ритм, внимание.

Оборудование: Лист с контурным изображением цветка, краска.

3 неделя: Виноград (рисование пальчиками)

Цель: Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: Листы, краска зеленая- фиолетовая, иллюстрации с изображением винограда

4 неделя: Волшебные листочки (Рисование кистью)

Цель: Учить детей закрашивать вырезанные формы.

Оборудование: Готовые образцы листьев разной форм, краски, кисть.

Завершающий этап май 2022 г.

Май

1 неделя: Цветы на грядке (Оттиск поролоном)

Цель: Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей штампами из поролона изображать цветы на грядке.

Оборудование: Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска.

2 неделя: Разноцветные зонты (Печать по трафарету)

Цель: Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

Оборудование: Трафареты зонтика, поролоновая губка, гуашь.

3 неделя: Одуванчики (Рисование пальчиками)

Цель: Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Листы, краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков.

4 неделя: Оформление художественной выставки «Весна»

Цель: Побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

  • Оформление художественной выставки «Весна»
  • Презентация проекта.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;

Заключение

Проект «Нетрадиционные способы рисования для малышей» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире».

Список литературы:

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. 

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.

  9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Конспекты занятий по нетрадиционной технике рисования для детей младшего дошкольного возраста

Представлены конспекты занятий по нетрадиционным техникам рисования с детьми 3-4 лет, которые в увлекательной форме способствуют развитию творческих способностей, воображения, инициативы, самостоятель...

Использование нетрадиционных способов рисования с детьми младшего дошкольного возраста

В одном  мгновении  видеть вечность, Огромный  мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка....

Проект "Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста"

Евтушенко Оксана Алексеевна, воспитатель первой квалификационной категории.Паспорт проектаНаименование проекта«Нетрадиционные  способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»Вид п...

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Ознакомление родителей с нетрадиционными способами рисования для детей младшего дошкольного возраста»

 Познакомить родителей с приемами и способами изображения; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях; рассказать о необходимости совместной деятельности в ...

Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста «Осьминожки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Консультация для родителей «Нетрадиционные способы рисования для детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Нетрадиционные способы для детей младшего дошкольного возраста"...