«Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов»
статья (младшая группа)

Абросимова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

«Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов»

В данной статье раскрыт опыт применения дидактических игр и игровых упражнений в решении задач формирования пространственных представлений у детей 3 – 4 лет в соответствии с этапами их формирования в онтогенезе.

Овладение системой пространственных отношений является одной из важнейших составляющих психического развития ребенка, служит предпосылкой успешного формирования устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления. Вместе с тем познание пространственных связей является условием правильного восприятия окружающего мира, так как все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. В младшем дошкольном возрасте освоение собственного тела как точки отсчета пространственных направлений служит основой для дальнейшего развития высших психических функций, расширения и углубления знаний об окружающем мире.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что одним из действенных средств формирования пространственных представлений в младшем дошкольном возрасте выступают игровые приёмы: дидактическая игра и игровые упражнения. Использование дидактических игр в этом возрасте предполагает соблюдение ряда условий: прежде всего, содержание игр должно быть доступно младшим дошкольникам и соответствовать порядку формирования пространственных представлений в онтогенезе. При проведении дидактических игр важно использовать наглядность, так как мышление детей в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. При организации дидактических игр, направленных на формирование пространственных представлений, необходимо также соблюдать принцип постепенного усложнения.

Поэтому, исходя из всего выше сказанного, при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве мы в своей работе выделили следующие цель и задачи.

Цель: создание условий для освоения детьми младшего дошкольного возраста пространственных представлений относительно себя с помощью игровых приемов.

Задачи:

  1. Формировать умение различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо.
  2. Способствовать овладению пространственным словарем (предлогами и наречиями).
  3. Развивать умение двигаться в заданных направлениях (налево, направо, вперед, назад).

Для решения поставленных задач свою работу мы начали с подбора дидактических игр и упражнений, направленных на развитие пространственных представлений, которые отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо сказочного персонажа, уровнем детской самостоятельности и ролью педагога. Так, в группе появилась картотека дидактических игр, направленных на развитие пространственных представлений. Туда вошли подвижные, словесные, и настольно-печатные игры.

Для формирования у детей умения ориентироваться в понятиях «право» и «лево» мы создали дидактическое пособие «Волшебные варежки». Варежки мы сшили разных цветов: на правую руку – красного цвета, на левую – синего. Это пособие мы использовали для ориентировки детей в направлениях движения во время физкультурных, музыкальных занятий и подвижных игр. Также для закрепления понятий «право – лево» мы изготовили каждому ребёнку по браслетику, который они надевали на правую руку во время приема пищи и занятий изобразительной деятельностью. Благодаря использованию этих пособий дети очень быстро научились отличать правую руку от левой.

Для формирования умения определять положение предмета относительно себя использовали такие игры как: «Найди игрушку», «Путешествие по группе», «Расскажи и найди» и др.

Закрепляя умение детей двигаться в заданном направлении, мы проводили игры «Поиск предмета» с использованием сюрпризного момента – приход сказочного героя, у которого случилось несчастье: он потерял своего друга (любимый предмет), и просит детей помочь ему отыскать его. Чтобы детям было легче, он составил план, по которому пропажу легче будет найти. Мы читали детям инструкцию, а они выполняли движение в заданном направлении.

Для закрепления в речи слов, обозначающих пространственные направления, мы использовали игру «Где ты слышишь звук»: дети закрывали глаза мы брали погремушку и останавливаясь у каждого ребёнка звенели то слева, то справа от него, а также вверху и внизу, при этом ребята определяли словом, где они слышат звук.

В результате проделанной нами работы, в процессе дидактических игр и игровых упражнений дети стали свободно ориентироваться в пространственных направлениях, легко отличают направления «от себя». Хорошо различают правую и левую руку, стараются раскладывать и считать предметы в направлении слева на право. И потому можно сказать, что использование игровых приёмов в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет эффективно формировать пространственные представления у детей при условии реализации принципов систематичности, последовательности при построении работы. Проведённая нами работа дала хороший результат, который мы планируем развивать последующей систематической работой.

Список использованной литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Минкевич Л.В. Математика в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Скрипторий 2003, 2016.
  3. Поддъяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве. – М.: Академия, 2003.
  4. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М: Айрис-Пресс, 2008.
  5. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре / Н.А. Бутырина, Т.А. Карчемкина. - // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Международной научной конференции – М.: Буки-Веди, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...

Отчет по самообразованию "Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста".

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников....

газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждениедетский сад  комбинированного вида № 114  «Чебурашка»  г. Брянск...

Формирование пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по формированию пространственных представлений....

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.Актуальность данной проблемы обуслав...

педагогический проект с родителями «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упуститьслучая, сделать его немного занимательным»Б. Паскаль...