Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе
рабочая программа (средняя группа)

 Саухина Дарья Игоревна

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе

Воспитатель: Саухина Д.И.

Тема мероприятия

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

  1. Во саду ли, в огороде
  2. В хороводе деревьев
  3. "Зелёная аптека"

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и

развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб,

рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и

называть отличия, сходство лиственных и хвойных

деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником.

-Наблюдения

-Сбор урожая

-Дидактические игры:

"Чего не стало" "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию"

-Беседа "Что нам осень принесла"

-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

-Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".

-Ю. Тувим "Овощи"

-Игра "Дорисуй овощ"

-Рассматривание картины "В поле осенью"

-Аппликация "Поспели яблоки в саду"

-Лепка "Овощи для магазина"

-Опыт "Тепло - холодно"

-Посадка чеснока на зиму

-Наблюдения

-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

-Отгадывание загадок

-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"

-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

-Рисование "Разноцветные листочки"

-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"

-И. Токмакова "Сосны"

-Беседа о лекарственных травах

-Загадки

-Рассматривание иллюстраций с растениями

-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

ОКТЯБРЬ

  1. Путешествие в страну Осень
  2. Тайны грибного царства
  3. Чудо- ягодка
  4. Воздух

.Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на

жизнь растений, животных, на деятельность людей.

Показать связь между живой и неживой природой.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные

грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Расширять знания детей о

ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить

-Наблюдения за состоянием погоды на участке

-Наблюдения за трудом взрослых

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года"

-Дидактические игры:

"Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет" "Детки на ветке"

-Игра "Какая сегодня погода"

-Развлечение "Осень разноцветная"

-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"

-И.Бунин "Листопад"(отрывок)

-И, Токмакова "Ветрено"

-Песенка "Во поле рябинушка"

-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"

-Лепка "Как ёж готовится к зиме"

-П/и "Перелёт птиц"

-Кукольный театр "Лесная история"

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов,

сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

иллюстраций

-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

-Рассматривание иллюстраций, муляжей

-Отгадывание загадок

-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Надувание мыльных пузырей

-Пузырьки-спасатели

-Надувание шаров

-Поиск воздуха

-Загадочные пузырьки

-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

НОЯБРЬ

  1. Мир растений
  2. Подводное царство
  3. Волшебница вода

ДЕКАБРЬ

  • На

бабушкином дворе

  • Лесные жители
  • Белый снег, пушистый

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

Познакомить с аквариумными рыбками

(телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки.

Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

-Чтение рассказа "Зелёные страницы"

-Беседа "Мой любимый цветок"

-Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение"

-Рисование "Поляна цветов"

-Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение"

-Наблюдения за аквариумными рыбками

-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками.

Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем

больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей

жизни.

Уточнить и расширить представления детей о

домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания

детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.

Познакомить детей с трудом

-Игра "Мы весёлые рыбки"

-Опыт "Кто живёт в воде"

-"Зачем лягушке такие лапки"

-Лепка "Рыбка"

-Аппликация "Аквариум" (коллективная)

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

-Беседа

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"

-Игра "Как сосулька превратилась вводу"

-Изготовление цветных льдинок

-Взаимодействие воды и снега

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

-Дидактическая игра "Вода"

-Опыт с водой

- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

-Отгадывание загадок о домашних животных

-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

-Дидактические игры:

"Назови детёнышей"

"Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт"

людей по уходу за

домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Дать первоначальное представление о лесе и

жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни

животных от изменений в неживой природе.

Воспитывать любовь и заботу к животным.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка

-Чтение сказки "Как собака друга искала"

-Драматизация сказки "Три поросёнка"

-Аппликация "Кисонька-мурысынька"

  • Подвижная игра "Пастух и стадо"

-Рассказ Лесовичка о лесе

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

-Игра- имитация "Звериная зарядка"

  • Опыт "Как звери меняют шубку"

-Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"

-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

-Дидактические игры:

"Найди детёныша".

"Кто, что ест", "Кто, где живёт"

-Слайды "Времена года"

-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"

-Настольный театр "Снегурушка и лиса"

-Рисование "животные в лесу" (трафарет)

-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"

-Сказки "Лисичка-сестричка и волк",

"Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"

--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"

-Рассказ Н, Носов "Лисята"

-Лепка "Заяц-длинные уши"

-Подвижная игра "У медведя во бору"

-Опыт со снегом

-"Нужен ли зимой растениям снег?"

-Цветные льдинки

-Рисование "Снежинки"

-Постройка горки с помощью взрослых

. Продолжать знакомить

-Беседа о зимующих и перелётных

детей с зимующими и

птицах

перелётными птицами

-Отгадывание загадок

ЯНВАРЬ

(сорока, ворона, голубь,

-Рассматривание иллюстраций с

1. В гостях у

скворец, грач). Расширять

изображением птиц

птиц

знания детей о жизни птиц

-Наблюдения за птицами на участке

2. Зимушка-

зимой, об их повадках,

-Дидактические игры:

зима

питании. Воспитывать

"Кто , где живёт",

3. Песок, глина, камень, почва

сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

-Рассматривание альбома "Пернатые

ФЕВРАЛЬ

. Расширить представления

детей о сезонных изменениях

друзья"

-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам

1. Путешествие

в природе и их влиянии на

дымковской игрушки)

в царство

жизнь растений, животных,

-Слушание пения птиц (аудио запись

комнатных

на деятельность людей.

"Голоса птиц")

растений

Показать детям связь между

-Чтение стих-я "Покормите птиц

2. Обитатели

живой и неживой природой.

зимой"

уголка природы

Воспитывать любовь и

-Игра "Птички-невелички"

3.Стекло и

интерес ко всему живому.

-Устройство птичьей столовой

металл

. Научить узнавать и

-Беседа о зиме

МАРТ

называть песок, глину,

-Рассматривание картины "Зимние

1. В гостях у

камень. Выявлять

забавы"

Веснянки

особенности взаимодействия

-Рассказ и рассматривание картины

2. Береги живое!

с водой, влияние воды на их

свойства. Дать

представления о том, как

"Как зимуют дикие звери"

-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

3.Резина и пластмасса

образуется перегной.

Познакомить с новыми

-Диафильм "Зима в лесу"

-Рассматривание картины К. Коровин

растениями (аспидистра и

"Зима"

герань) и со способами их

-Аппликация "Деревья зимой"

черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус).

Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям,

желание наблюдать и ухаживать за ними.

. Познакомить детей с

жителями уголка природы. Развивать интерес,

наблюдательность, учить детей доброте, чуткости,

вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

.Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности,

мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).

Способствовать

определению материала, из которого сделан предмет.

.Расширить знания детей о весенних изменениях в

(коллективная, обрывание полосок)

-Рисование "Зимушка- зима"

-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

-Чтение сказки "Зимовье"

-С. Козлов "Зимняя сказка"

-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"

-И. Суриков "Зима"

-А.Барто "Ёлка"

-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"

-Игра "Жидкое- твёрдое"

-Чтение пословиц, поговорок

-Игры -забавы с санками

-Подвижные игры "Берегись, заморожу"

"Снежинки и ветер"

-Опыт с песком, глиной

-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)

-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

-Игра "Какого растения не стало"

-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"

-Рассматривание растений

-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

-Игра "Цветы"

-Беседа о строении растений

-Беседа об уходе за комнатными

неживой природе и их

влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

.Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство

сопереживание, умение видеть взаимосвязь в

природе. .Приучать бережно относится к цветам,

животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов.

Способствовать

определению материала, из которого сделан предмет.

растениями

-Дидактические игры "Живые картинки",

"Опиши, я отгадаю"

-Рассматривание картины "Цветущий кактус"

-Лепка "Кактус"

-Барельеф "Красивые цветы"

-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

  • Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.

-Беседа

-Рассказ о обитателях уголка природы

-Впечатления, высказывания детей

-Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом

-Сравнение предметов

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

-Стих-е С. Вангели "Подснежники"

-Дидактические игры : "Какие

животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"

  • Где будут первые проталинки?

-Где снег не тает?

-Где быстрее наступит весна?

-Рисование "Волшебница весна"

-Театр "Заюшкина избушка"

-В. Берестов "Песенка весенних минут"

-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"

-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"

-Игра "Где живут животные"

-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

-Рассматривание Красной книги, беседа

-Рассматривание предметов из этих материалов

-Сравнение резины и пластмассы

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Поделки из резины, пластмассы

АПРЕЛЬ

  1. Насекомые - наши помощники
  2. Экскурсия в плодовый сад в период цветения
  3. Земля- мой дом

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог,

божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых

бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

.Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых

-Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья" "Как спрятаться бабочкам

-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

-Рисование "Божья коровка"

-Лепка "Зелёная гусеница"

-Наблюдения за цветением деревьев

-Рассматриваниеиллюстраций "Сравнение различных периодов весны"

-Дидактические игры

деревьев (цветением), учить

"Раскрась предметы живой и неживой

различать 2-3 дерева по

природы"

цветкам.Продолжать

"Найди такой же"

устанавливать связи между

"Подбери листок к дереву"

изменением условий (тепло,

-Чтение художественной литературы

свет) и изменением

-Рисование "Яблоня в цвету"

состояния растений (рост и

-Рассказ о взаимосвязи цветущих

цветение, между

деревьях и пчёл

потребностями насекомых в

-Игра "Что , где зреет"

пище и тепле и их

-Стих-е М. Бородицкой "Разговор с

поведением)..Воспитывать

пчелой"

эстетические чувства.

-Рассматривание картины "Цветущий

.Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о

звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения

информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с

окружающими.

сад"

-Игра "Пчёлки"

-Беседа "Где я живу"

-Сравнение речки, болота, моря

-Рассматривание картины "Семья дома"

-Рассматривание семейных фотографий

-Дидактические игры: "Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья"

-Беседа о звёздах

-Рисование "Звёздное небо"

.Приблизить детей к

-Чтение стих-я Р. Рождественского

МАЙ

природе; учить их общаться

с ней, любить ее. Уточнить

"Береги природу"

-Целевая прогулка по экологической

1.Экологическая

имеющиеся знания детей об

тропинке

тропинка

окружающей природе (о

-Беседа

2.Человек -

цветах на клумбе, о лесе, об

Игра "Что ты сделал доброе для

живой организм

огороде, о зелёной

природы?"

3. Бумага, древесина, ткань

аптеке)Упражнять в практической помощи

природе (уборка мусора,

-Игра "Что будет, если:"

-Дидактическая игра "Кто больше"

-Подвижная игра "Раз, два, три- к

лечение деревьев)

дереву беги"

.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

.Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать.

Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами.

Воспитывать интерес и

желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"

-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

-Дидактическая игра "Валеология" "Понюхай и отгадай"

-Беседа о потребностях человека

-Рассказ о вредных привычках

-Носария

-Язычок- помощник

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек

-Оригами из бумаги

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

-Беседа

-Опыт с бумагой, древесиной

-Аппликация из ткани "Полянка цветов"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя группа  

формирование у детей первичных представлений об окружающем мире , приобщение к экологической культуре....

Консультация для воспитателей. Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе.

Тема занятий Цель и задачи наблюденийФормы работы  СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде                2. В хо...

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе на год

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей средней группы

В своей работе по экологическому воспитанию используем образы Эколят. Постоянно обновляем наш стенд "Эколята-дошколята" коллективными работами ребят. Формы и методы работы с детьми разнообра...

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе...

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе...