Проекты
проект

Графина Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307 комбинированного вида»

ИНН/КПП – 2462022316/246201001 ОГРН – 1022402058172

660046, г. Красноярск, пр. Машиностроителей, 7

телефон: 266-90-12, E-mail: DOU307@mail.ru

Образовательный проект

«Забытые игры нашего двора»

Сроки реализации проекта: с 01.08.2018г. по 01.06.2019г.

Графина Татьяна Владимировна, воспитатель.

Вагнер Наталья Владимировна, воспитатель.

Толкачева Елена Викторовна, воспитатель.

Красноярск, 2018

Аннотация

      Данный проект рассчитан на воспитанников дошкольного учреждения, а также охватывает детей микроучастка, где находится территориально  дошкольное учреждение. Проект направлен на социализацию детей дошкольного возраста,  организацию совместной досуговой деятельности всех участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги),  посредством включения в народные дворовые игры. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Авторы-разработчики: Графина Татьяна Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89029188567; Вагнер Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89029795463; Толкачева Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 307 комбинированного вида», контактный телефон: 89135578289.

Описание проекта

Вид проекта: коллективный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 01.08.2018г. по 01.06.2019г.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Актуальность

      В настоящее время в нашем городе появилось много современных ярких  детских площадок, но на них редко можно увидеть компании детей школьного и дошкольного возраста, играющих в дворовые игры, как раньше. Современные дети практически не играют в дворовые игры. В наше детство эти игры нам передавали старшие дети, а сейчас и они не знают, как и во что можно играть во дворе. Родители тоже ограничены во времени, чтобы поиграть с детьми во дворе. В настоящее время, по мнению специалистов, нарушена межпоколенная преемственность передачи игрового опыта, большая часть игр наших родителей забыта.

       Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. А ведь именно в процессе такой игры ребенок, сам того не замечая, приобретает навыки, без которых ему просто не выжить в настоящей жизни. Коммуникабельность, развитие мышления, умение подчиняться установленным правилам, приобретение уверенности в себе (в случае выигрыша) и умение контролировать свои эмоции (в случае проигрыша) – вот только малая часть тех положительных качеств, знаний и умений, которыми, играя, овладевает ребенок. 

      Для того чтобы узнать а в какие игры предпочитают играть наши дети, мы провели опрос среди детей, посещающих наше дошкольное учреждение. Детям было предложено ответить на ряд вопросов: «В какие игры ты любишь играть дома?», «В какие игры ты любишь играть с друзьями на улице  в детском саду, во дворе?», «В какие игры ты играешь с родителями дома, на улице?».

Опрос показал: 61% детей предпочитают  играть дома в игры на планшете или в телефоне. На вопрос: «В какие игры ты любишь играть с друзьями на улице в детском саду?» - 68% опрошенных детей рассказали, в какие игры они играют на участке детского сада вместе с педагогами и сверстниками. А на вопрос,  «В какие игры ты любишь играть с друзьями на улице во дворе?» - 80% детей вообще затруднились ответить, потому, что многие дети мало гуляют с родителями. Многие родители ограничиваются прогулками ребенка в детском саду.  На вопрос, «В какие игры ты играешь с родителями?» - лишь 34% детей смогли сказать, в какие игры они играют с родителями.

      Исходя из опроса, можно заметить, что современные дети дошкольники предпочитают играть в компьютерные игры, взаимодействуют со сверстниками, в основном находясь в детском саду. Не все дети способны себя самостоятельно чем - то занять, организовать свой досуг дома,  на улице, вне дошкольного учреждения. Большинство молодых родителей не знают, какие игры будут интересны их детям дошкольникам, и как организовать досуговую деятельность детей на улице во время прогулок.

      Исходя из этого, очень важно возрождать культуру дворовых игр и дворовую социализацию (со всеми ее особенностями).      

Гипотеза

         Мы предполагаем, что знакомство детей с дворовыми играми, умение их организовывать –  укрепит физическое здоровье детей, будет способствовать социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, взаимодействию всех участников образовательного процесса, как условие совершенствования качества образования, помогут доставить радость  родителям от общения со своими детьми и дадут возможность вспомнить свое детство.

Цель: Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, гармонизация детских и детско-родительских отношений, передача культурного наследия из поколения в поколение посредством ознакомления с дворовыми играми.

Задачи:

  • Содействовать укреплению здоровья дошкольников, посредством включения детей в подвижные игры.
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки, развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.
  • Приобщать  к русской культуре, традициям родного края.
  • Способствовать развитию у детей соцально - коммуникативных навыков.
  • Создание условий, способствующих физическому и умственному развитию детей, изготовление атрибутов для организации дворовых игр.
  • Способствовать развитию культуры совместного активного отдыха родителей и детей.

Предполагаемый результат

  • Улучшится состояние физического и психического  здоровья детей.
  • Дети проявят активный интерес к дворовыми  играми своих родителей, начнут самостоятельно их организовывать в свободной деятельности.
  • Дети легко будут вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, станут более уверенными в себе, научатся контролировать свои эмоции, появятся предпосылки развития организаторской деятельности.
  • Родители повысят свою педагогическую грамотность в вопросах использования дворовых игр в воспитании своих детей, организации совместной досуговой деятельности.
  • Будет организовано уличное пространство дошкольного учреждения, для включения детей в дворовые игры, изготовлены атрибуты для организации дворовых игр.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап:  Определение целей задач, предполагаемых результатов проекта,  опрос детей «Во что играют наши дети?», привлечение родителей, педагогов к участию в планировании деятельности, составление перспективного плана мероприятий по реализации проекта.
  2. Основной (практический) этап: Выполнение перспективного плана мероприятий.
  3. Итоговый (заключительный) этап: «Праздник двора» (с участием СМИ города), изучение мнений участников проекта, с целью получения замечаний и предложений, анализ результатов.

Перспективный план реализации проекта

Дата

Мероприятия

Участники

Ответственные

Подготовительный этап

август

1. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

3.Анкетирование «Во что играют наши дети?».

4. Составление перспективного плана реализации проекта.

Воспитатели инструктор по физической культуре,

педагог-психолог

Воспитатели

сентябрь

1. Разработка бесед с детьми.

2. Разработка рекомендаций для воспитателей всех возрастных группы.

3. Разработка рекомендаций для родителей.

4.Организация макросреды для организации подвижных игр.

Воспитатели, родители.

Воспитатели

Основной этап

сентябрь

1. Организация утреннего приема детей в теплое время года на улице с включением детей, родителе в дворовые игры

2. Участие в проекте программы «Новое утро» - «Назад в детство» на телеканале ТВК.

3. Организация работы с педагогическим коллективом.

 Педагог-психолог,

воспитатели, воспитанники, родители.

 Воспитатели

октябрь

1.Беседы и индивидуальные (групповые) консультации родителей на темы: «Игры у нас дома», «Во что и как играет мой ребенок».    

2.Составление сборника «Игры нашего детства»

4.Изготовление атрибутов для игр при помощи родителей

Воспитатели воспитанники, родители.

Воспитатели

ноябрь

1.Знакомство детей с играми нашего двора.                                                                  2.Мастер-класс для молодых родителей «Игры нашего двора» (в рамках работы школы молодого родителя).                                 3. Родительское собрание: «Как играли в детстве мы, как играют наши дети»

Воспитатели, педагог-психолог, родители.

Воспитатели

декабрь

1.Опубликовать картотеку с играми на официальном сайте МБДОУ. «Забытые игры старого двора».

2 Спортивные дворовые игры на воздухе.

Инструктор по физической культуре, воспитатели,

воспитанники

Инструктор по физической культуре, воспитатели

январь

1. Презентация для детей и родителей  на тему: «Зимние виды игр».

2. Выставка семейных газет

«Зимние игры на улице».

Воспитатели.

Инструктор по физической культуре,

воспитанники, родители

Воспитатели

февраль

 1. День Здоровья «Зимние забавы».

2.  Выпуск буклета для родителей «Игра-забава».

Воспитатели,

Инструктор по физической культуре, воспитанники

Воспитатели,

Инструктор по физической культуре

март

1.Круглый стол с родителями «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

2. Изготовление родителями атрибутов из подручных материалов для подвижных игр.

Инструктор по физической культуре,

воспитатели, родители

Инструктор по физической культуре, Воспитатели

апрель

1.Соревнования для детей и родителей «городки».                          2.Разработка памяток для родителей «Играйте с детьми».

Инструктор по физической культуре,

воспитанники, родители

Воспитатели.

апрель

1.Турнир по прыжкам в резиночку среди детей и родителей.                                  2.Составление плана летней оздоровительной работы, с включением игр из альбома .                

Инструктор по физической культуре,

воспитатели, воспитанники, музыкальный руководитель.

Воспитатели

Итоговый (заключительный) этап 

май

Анализ результатов проекта. 

1.Итоговое мероприятия праздник двора участием СМИ.                                      2. Создание компьютерной презентации о ходе реализации проекта: «Детский сад и….».                        3.Награждение семей, участвовавших в проекте.

4.Рефлексия педагогов. Определение значимости проекта для образовательного процесса.                        5. Итоговые беседы с родителями, обмен мнениями

Инструктор по физической культуре.

Воспитатели, воспитанники, родители

Воспитатели

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Информационное обеспечение: доступ к сети интернет, информирование общественности о ходе реализации проекта через сайт дошкольной организации.
  2. Кадровое обеспечение: административный состав, педагоги ДОУ.
  3. Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, компьютер, материалы для игр, наградные материалы.
  4. Финансовое обеспечение: бюджетная смета проекта, бюджетные и внебюджетные средства.

Механизм оценки результатов реализации проекта

№ п/п

Критерии оценки эффективности проекта

Способ определения

1

Количественный уровень включенности всех участников проекта в его реализацию. Степень удовлетворенности детей, родителей, педагогов от участия в проекте.

Наблюдение, фиксация и подсчет количества участников в мероприятиях проекта, опрос.

2

Показатели уровня физического развития детей.

Наблюдение.

3

Использование полученных знаний и умений для организации подвижных дворовых игр детьми и родителями в повседневной жизни.

Опрос, наблюдение.

4

Использование созданной макросреды и оборудования для организации подвижных дворовых игр.

Наблюдение.

Дальнейшее развитие проекта

  1. Включить данную культурную практику в образовательную Программу ДО. «Праздник двора» включить в традиционные праздничные мероприятия ДО.
  2. Представить данный проект на «Фестивале успешных педагогических практик» в 2019 году (распространение опыта среди педагогов Ленинского района, города, возможность использования данного опыта другими педагогами).

Основные риски проекта

№ п\п

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1

Невысокая активность педагогов.

Реализация мероприятий по мотивации и стимулированию педагогов.

2

Недостаточный уровень активности родительской общественности.

Проведение родительских собраний, консультаций, дней открытых дверей, индивидуальных бесед с родителями, создание ситуаций успеха для детей и родителей.

3

Отсутствие

финансовых средств для

реализации Проекта.

Обращение за помощью к администрации дошкольной организации.

Участие в грантах, проектах, конкурсах.

4

Невыполнение Плана запланированных мероприятий.

Проведение промежуточного мониторинга реализации проекта, корректировка Плана.

Бюджетная смета проекта

№ п/п

Материалы

Кол-во

Стоимость

за

штуку (руб.)

Общая стоимость

(руб.)

За счет каких средств приобретено

1.

 Материал для изготовления атрибутов для игр «Городки», «Лапта»

25 шт.

100

2500

Внебюджетная (родительская помощь)

2.

Краска

6 кг

105

630

Бюджетная помощь

3.

Реквизит для игр: скакалки,

 мячи,

мел,

резинка.

26

13

26

46(метров)

70

100

20

7

1820

1300

520

322

Внебюджетная (родительская помощь)

4.

Наградной фонд:

дипломы,

 призы

50

25

25

100

50

2500

Внебюджетная (родительская помощь)

Общая стоимость

10342

 

Используемая литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  2. Габеева Н. С. Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение к народным традициям // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 78-79. — URL. 
  3. Покровский Е.А. Русские подвижные игры. — Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 132 с.
  4. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Дет. лит., 1990. – 159 с.
  5. Интернет-ресурсы: https://moluch.ru/archive/162/45106/ .
  6. Интернет-ресурсы: https://wiseparent.ru/.



Предварительный просмотр:

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ

«Зачем люди празднуют Международный день полярного медведя?»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

№ п/п

О проекте

Содержание

1

Тема проекта

«Зачем люди празднуют Международный день полярного медведя?»

2

Тип проекта

Краткосрочный  (1 неделя), Познавательно-исследовательский.

3

Адресность проекта

Дети старшего дошкольного

возраста (5-6 лет), педагоги, родители.

4

Авторы проекта

Графина Татьяна Владимировна, Толкачева Елена Викторовна.

5

Актуальность проекта

В настоящее время стоит очень остро вопрос о сохранении популяции белых медведей. По приблизительным оценкам ученых, сегодня в мире насчитывается примерно 20-25 тысяч особей белого медведя. Белый медведь занесен в красную книгу. Чтобы обратить внимание на проблему сохранения их популяции, был учрежден Международный день полярного медведя (Internationa lPolar Bear Day) или, в более привычном русском варианте, День белого медведя. Он отмечается ежегодно 27 февраля.  Дети, знакомясь с очередными событиями месяца, узнали об этом празднике. У них возник вопрос: «Зачем полярному мишке праздник? Как празднуют Международный день полярного медведя?».

6

Нормативные основания разработки проекта

  • Приказ        Министерства                образования и        науки         Российской         Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального                государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного

образования МБДОУ №307.

7

Цель проекта

Познакомить детей с историей праздника, сформировать представление о жизни белого медведя.

8

Задачи проекта

  • Формирование представления детей о климатических условиях Крайнего Севера.
  • Познакомить с жизнью белого медведя: средой обитания, питанием и т.д.
  • Учить находить информацию разными способами.
  • Развивать монологическую, диалогическую речь детей.
  • Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира,
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

9

Этапы проекта

Подготовительный (сбор информации о проблеме):

  • Подбор методической, энциклопедической и художественной        литературы, иллюстративного материала по данной проблеме;
  • Составление перспективного плана мероприятий по достижению поставленной цели;
  • Привлечение родителей к решению проблемы.

Основной (реализация проекта):

  • Выполнение перспективного плана мероприятий:
  • Сбор и презентация детьми информации о белом медведе, празднике, посвященному полярному медведю.
  • Просмотр видеофильма «Белый хищник».
  • Беседа: «Как белые медведи приспособились к жизни на Севере?».
  • Чтение рассказов, стихотворений о белом медведе.
  • П/и «Белые медведи».
  • Д/и «Обведи по точкам».
  • Составление описательного рассказа «Белый медведь»
  • Дидактическая игра «Собери целое».
  • Рисование «Мама для Умки».
  • Игра мемори «Медвежата».

Итоговый:

  • Тематический день, посвященный Международному дню полярного медведя.
  • Видеоролик «День полярного медведя».
  • Анализ результатов.

10

Ожидаемый результат реализации проекта

  • Дети знают историю возникновения праздника – Международный день полярного медведя.
  • Умеют находить информацию разными способами и представлять полученную информацию.
  • Дети более доброжелательные, отзывчивые,  бережно относятся к природе.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МЫ — ИЗОБРЕТАТЕЛИ»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

О проекте

Содержание

1

Тема проекта

«Мы - изобретатели»

2

Тип проекта

Краткосрочный  (1 неделя)

Творческий, познавательно-исследовательский.

3

Адресность проекта

Дети старшего дошкольного

возраста (5-6 лет), педагоги, родители.

4

Авторы проекта

Графина Татьяна Владимировна, Толкачева Елена Викторовна.

5

Актуальность проекта

Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, технических, атомных, космических и многих других. Кто- же все это придумывает, изобретает, создает? Люди какой профессии?

Для нас многие вещи стали повседневными и привычными в эксплуатации на столько, что мы даже не задумываемся о том, что когда то и кем-то они были изобретены. Что уж говорить о современных детях.

Все дети по своей природе любознательны и изобретательны. Ежегодно более 500 тысяч детей и подростков изобретают различные гаджеты и игры, создают и модифицируют роботов и технику. Все детские изобретения, несомненно, делают нашу жизнь удобнее и интереснее. Во всем мире 17 января отмечают День детских изобретений. Именно в этот день весь мир может узнать о новых изобретениях, придуманных детьми, порадоваться за них и приобщиться к юным изобретателям.

Рассказывая о предстоящем событии 17 января, у детей возникли вопросы: Кто такие изобретатели? Зачем нужны изобретения? Каких изобретателей вы знаете? Что они изобрели? Хотели бы вы стать изобретателями?

Педагоги предложили детям попробовать себя в роли изобретателей и изобрести, сконструировать что-нибудь необычное и полезное для людей.

Детская фантазия не имеет границ, важно дать почву для ее развития с самого раннего возраста.  Может  быть,  спустя   некоторое  время,

нынешние дошкольники станут изобретателями, придумают  что-нибудь  новое,  полезное и назовут

это своим именем. А для этого необходимо иметь своё дело, глубокие знания, а также развивать изобретательские способности.

Проект направлен на развитие кругозора детей, поощрение их фантазий, изобретательских способностей, поощрить разносторонние детские

таланты.

6

Нормативные основания разработки проекта

  • Приказ        Министерства                образования и        науки         Российской         Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального                государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного

образования МБДОУ №307.

7

Цель проекта

Создание условий для усвоения способов решения изобретательских задач; получение информации, выходящей за пределы непосредственного восприятия, раскрывающих интеллектуальный, творческий потенциал

воспитанников.

8

Задачи проекта

  1. учить детей видоизменять, преобразовывать и комбинировать имеющиеся представления и создавать на основе их относительно новые образы и ситуации;
  2. познакомить детей с алгоритмом изобретений;
  3. учить защищать выработанное решение, анализируя, и аргументировано доказывая его лучшие стороны;
  4. формировать        навыки        творческой,

исследовательской работы;

  1. развивать творческое отношение к рукотворному миру: ретроспективный и перспективный взгляд на предметное окружение;        управляемое        творческое воображение;
  2. воспитывать интерес к познавательной и

исследовательской деятельности.

9

Содержание проекта по этапам

1 этап - подготовительный:

  • планирование мероприятий проекта;
  • познавательная беседа о международном дне детских изобретений (17 января);
  • просмотр презентации о самых известных детских изобретениях (воспитанники получают представление о том, что изобретение – это что-то новое, придуманное человеком для улучшения жизни и удобства всех людей. Изобрести можно что-то простое, что поможет в обычной жизни и будет интересным для детей);
  • чтение книг о изобретателях.
  • организация предметно-пространственной развивающей среды

2 этап – основной:

  • Создание совместно с родителями собственных изобретений.
  • Презентация изобретений для детей.

3 этап – заключительный:

  • «Мечты, воплощенные в жизнь» (дети вместе со взрослыми включают понравившиеся и социально значимые изобретения в повседневную жизнь, либо воплощают предложенные идеи).

10

Формы работы с детьми

  • проблемно-поисковые ситуации;
  • мозговой штурм;
  • интегрированная деятельность;
  • индивидуальная творческая деятельность;
  • чтение познавательной литературы ;
  • совместное изготовление поделок;
  • эвристические беседы.

11

Работа с родителями

  • включение        родителей        в        образовательный процесс ДОО;
  • совместные        детско-родительские        продукты деятельности по теме проекта;
  • обеспечение        поддержки        родителей        по        теме проекта со стороны педагогов ДОО

12

Ожидаемый результат

реализации проекта

  • дети проявляют интерес видоизменять, преобразовывать и комбинировать имеющиеся представления и создавать на основе их относительно новые образы и ситуации;
  • дети знакомы и могут осуществлять деятельность на основе алгоритма изобретений;
  • дети могут защитить выработанное решение, анализируя, и аргументировано доказывая его лучшие стороны;
  • у детей        проявляются        навыки творческой, исследовательской работы;
  • у детей проявляется творческое отношение к рукотворному миру;
  • дети проявляют интерес к познавательной и
  • исследовательской деятельности.        

13

Продукты

реализации проекта

Презентация «Юные изобретатели».

14

Итоговое мероприятие

проекта

  • «День детских изобретений»;
  • Выставка        детских изобретений «Мы – изобретатели».



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Секреты бумажного листа»

Авторская группа:

Дети второй младшей группы,

родители,

 педагоги

 (Графина Т. В., Толкачева Е.В.)

Исследовательский проект

«Секреты бумажного листа»

Тип проекта: исследовательский

По составу участников: коллективный

По срокам: среднесрочный (2 недели)

Участники  проекта:  дети второй младшей  группы, члены их семьи, педагоги.

Актуальность:

В нашем детском саду постоянно проходят выставки поделок на разную тематику. Дети, посещая и участвуя в таких выставках с родителями, проявили интерес к творческим работам из бумаги. Ведь бумага – самая простая и доступная материя, она есть в каждом доме, поэтому люди  чаще всего её используют в своем творчестве. Она безопасна в любых своих проявлениях и в руках может превращаться в интересные и необычные поделки. Именно бумага является первым материалом для детей. Дети мнут ее и рвут на мелкие части, увлекательно наблюдая за преобразованиями простого листа. Это могут быть как офисные листы, страницы тетради, газета и другие виды бумаги. Имея это можно научить ребенка делать оригинальные и красивые поделки. Каждая поделка – это частичка души, поэтому очень ценятся такие душевные подарки, сделанные своими руками, а именно руками детей. В ходе создания красочных композиций из бумаги дети  узнают о свойствах бумаги,  различных приемах работы с бумагой, секретах изготовления объемных композиций, возможностях использования материалов различной фактуры (гофрированный картон, самоклеющаяся и бархатная бумага,  клей ПВА и т.д.). Работа с бумагой учит детей самостоятельно обследовать предметы одним или несколькими способами, выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, сравнивать предметы по этим признакам, учит ориентироваться в пространстве – понимать слова вверху – внизу, слева – справа, над – под и т.д. Все это способствует развитию сенсорной культуры, что является важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Работа в данном направлении позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям различной подготовленности и одаренности. Но прежде чем  создать из бумаги  самые простые, но в тоже время оригинальные вещи необходимо раскрыть секреты бумажного листа.

Идея: Узнать больше  о бумаге и её свойствах,  различных приемах работы с бумагой, секретах изготовления объемных композиций из бумаги для творческой  выставки «Чудесные превращения бумажного листа». 

Проблема: Какие есть секреты у бумажного листа?

Цель:  Предоставить  детям возможность самостоятельно экспериментировать, делать выводы и умозаключения о свойствах бумаги, формировать  навыки художественно-продуктивной деятельности с бумагой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с разновидностями бумаги. Дать представление о свойствах и качествах бумаги: складывается оставляя след , размокает, мнется, рвется, режется, плавает, легко скручивается, бумага бывает гладкая, толстая, шероховатая, тонкая.
  2. Создать коллекцию «Такая разная бумага».
  3. Учить работать с бумагой, клеем, ножницами.
  4. Принять участие в выставке поделок из бумаги «Чудесные превращения бумажного листа».
  5. Сблизить всех членов семьи, принимающих участие в выставке поделок.

Ожидаемый результат:  Дети познакомятся с разновидностями бумаги и ее свойствами через экспериментальную деятельность, станут участниками продуктивной творческой деятельности по изготовлению композиций из бумаги, родители – активные участники воспитательно-образовательного процесса.

Методы исследования: поиск информации, наблюдение, обобщение, исследовательская деятельность, логические рассуждения.

Объект исследования: бумага разной фактуры.

Этапы проекта:

I этап: Ознакомление детей с разновидностями бумаги: «Какая бывает бумага?»

  • Поиск информации, о том какие виды и сорта бумаги существуют;
  • Оформление центра развития в группе «Волшебная бумага» для исследования разных видов и сортов бумаги (разные виды бумаги, ножницы, емкости для воды, краски, карандаши, клей);
  • Создание  коллекции «Такая разная бумага».

Вывод: Бумага бывает: цветная, оберточная, гофрированная, писчая, обои, копировальная, денежная и т.д. Каждый вид бумаги имеет свое предназначение.

II этап. Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги через экспериментальную деятельность.

  • Эксперименты с бумагой. Дошкольники сами предлагают способы проверки свойств бумаги.

Вывод: В ходе исследования мы выяснили, что бумага легко скручивается, складывается, оставляя след, рвется. Можно бумагу смять, разорвать, разрезать ножницами, картон тяжелее салфетки, бумага тонет, фольга – это не бумага.

III этап. Практическая деятельность: Создание композиций из бумаги для выставки «Чудесные превращения бумажного листа»

Продуктивная деятельность по созданию композиций из бумаги в детском саду и дома с родителями.

IV этап. Подведение итогов проекта, выставка поделок «Чудесные превращения бумажного листа»

Выступление участников проекта перед ребятами других групп, посещение выставки поделок из бумаги «Чудесные превращения бумажного листа»

Вывод: Бумага окружает нас повсюду. Если оглядеть свою квартиру, то можно увидеть разные виды и сорта бумаги: полки с книгами, обои на стенах, фотографии в альбомах, салфетки, бумажные полотенца. На изготовление бумаги уходит очень много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь. Бумага является отличным материалом для создания творческих работ.

Литература:

  1. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М, 2008.
  2. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М, 1999 г.
  3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: «Академия развития», 2002 г.
  4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: «Академия развития.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Этот занимательный, полезный синквейн».

Авторы проекта: Графина Татьяна Владимировна,

 воспитатель МБДОУ № 307,

Толкачева Елена Викторовна,

воспитатель  МБДОУ № 307.

Красноярск – 2018г.

Актуальность.

          Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. 

        На сегодняшний день, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Можно выделить следующие проблемы в развитии речи детей: часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас,  дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить   наизусть стихотворение. Поэтому очень важно уделять большое внимание решению данной проблемы, тщательно выбирая  наиболее эффективные методы и приемы для  развития речи детей дошкольного возраста, при этом чтобы процесс обучения оставался для детей  интересным, занимательным и  развивающим.

         Сегодня существует множество технологий, направленных на развитие речи детей.

           По нашему мнению именно современная технология синквейн -  один из способов частичного решения этих проблем. Эта технология способна научить детей актуализировать слова из разных частей речи в рамках самостоятельного связного высказывания, учит детей делать выводы и кратко их формулировать, развивает способность к анализу.

          Что же такое синквейн? Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах и детских садах.

          Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

           Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Правила написания дидактического синквейна:

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные или причастия, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – одно слово (любая часть речи), связанное с первым, отражающие сущность темы (ассоциации,  синонимы, своего рода резюме).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Например, синквейн на тему «книга»  может быть таким:

Что? Книга.

Какая? Занимательная, интересная.

Что делает? Увлекает, развлекает, учит.

Предложение. Читаю книги каждый день.

Ассоциации. Удовольствие.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Происходит интеграция со всеми образовательными областями программы.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, дает возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
  • Способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности;
  • Содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Информационная карта проекта:

Тема: «Этот занимательный, полезный синквейн».

Авторы проекта: Графина Татьяна Владимировна, Толкачева Елена Викторовна.

Продолжительность проекта: 7 месяцев (октябрь  – апрель).

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы.

Возраст детей: 6 – 7лет.

Проблема, на решение которой направлен проект:

Многие дети, особенно дети с речевыми нарушениями, испытывают затруднения в умении кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему, в подборе действий и признаков к предметам, способности к обобщению.

Новизна проекта: Данный проект, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Цель проекта:

  • Создание условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать.

Задачи:

для детей: 

  • Научиться составлять и рассказывать синквейн.

для педагогов: 

  • Систематизировать и обогащать словарный запас детей 7 года жизни по изучаемым лексическим темам;
  • Активизировать познавательную деятельность у детей старшего дошкольного возраста;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей.
  • Разработать наглядный алгоритм составления синквейна;
  • Воспитывать у детей желание изучать родной язык, прививать любовь к поэтическому искусству.
  • Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.

для родителей: 

  • Познакомиться с данной технологией, её значение на формирование у детей всех компонентов речи;
  • Повысить уровень знаний и практических умений детей по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета;
  •  Научиться составлять синквейн.

для социальных партнеров: 

  • Пополнять знания детей по определенным лексическим темам, обогащать речь детей на материале проводимых экскурсий.

Форма проведения итогового мероприятия:

Творческий досуг «Поэтическая ярмарка».

Продукты проекта:

для детей: 

- рисунки, аппликации, , поделки из строительного, природного, дополнительного   материала; изделия из пластилина, соленого теста для составления синквейна на разные лексические темы.

для педагогов: 

- конспекты по теме; алгоритм составления синквейна, художественная литература, альбом «Волшебный синквейн» (собрание детских синквейнов на разные лексические темы)

для родителей: 

- помощь детям в составлении синквейна, подготовке презентации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей: 

  • У детей имеются представления о синквейне и его разных формах. Дети владеют практическими   навыками составления синквейна; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Для педагогов: 

  • Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.
  • Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал;
  • Составлена картотека разнообразных игр по теме.

Для родителей: 

  •  Сформировано представление о методике составления синквейна, владеют навыками составления синквейна.

Возможные риски:

  • Нужно быть готовым к тому, что не всем детям, да и родителям, может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли.

Ресурсное обеспечение:

-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, форменная и спецодежда родителей с места работы, орудия, предметы для труда, фотографии с места работы родителей);

-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат).

Этапы реализации проекта:

Таблица 1.

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Подготовительный

 

Дети помогают педагогу в постановке цели, названии проекта, решении задач при реализации данного проекта.

Педагог формулирует проблему; вводит детей в игровую ситуацию по реализации проекта.

По предложенной мотивации – озвучивает цель, задачи.

Подбирает информацию по теме.

Подбирает художественную и методическую литературу, картинный и иллюстративный материал; планирует наблюдения, экскурсии; определяет методы и приемы работы;

беседует с родителями о реализации проекта (доводит до сведения цель и задачи данного проекта).

Принимают поставленную цель; помогают в подборке художественной литературе, иллюстративного материала. Соглашаются в участии в конкурсах в этапах осуществления проекта.

Деятельностный

Участвуют в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности по темам проекта.

 

 

Знакомит детей с понятием «слово – предмет», «слово – обозначающее действие», «слово – признак предмета». Учит детей подбирать признаки, действия к предмету, составлять распространённые предложения, синквейн по графическому алгоритму; Оформляет книжный уголок, изготовляет вместе с детьми книжки – малышки, уголок детского творчества.

Вместе с детьми и педагогом выпускают книжки – малышки «Мои стихи» по различным лексическим темам.

Социальные партнеры проводят экскурсии в библиотеку, музеи по различным темам.

Подведение итогов

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Участвуют в творческом досуге «Поэтическая ярмарка».

Презентация проекта

Ознакомление детской аудитории МДОУ со стихами по синквейну

Представлен альбом «Волшебный синквейн» (собрание детских синквейнов на разные лексические темы).

Защита проекта на Совете педагогов МДОУ

Представлен альбом «Волшебный синквейн» (собрание детских синквейнов на разные лексические темы).

Результаты реализации проекта:  

  • В проект вовлечены все родители и дети подготовительной к школе группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.
  • Дети владеют практическими   навыками составления синквейна; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.
  • Получены углубленные знания о технологии дидактического синквейна у родителей.
  • Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями:
  • Совместное посещение всех участников образовательного процесса библиотеки, музеев; родительское собрание в форме творческих посиделок «Взрослые и дети», мастер – класс «Стихи по синквейну», конкурс стихов «Я – поэт», творческий досуг «Поэтическая ярмарка», изготовление альбома «Этот занимательный, полезный синквейн»
  • Активизирована работа с социальными партнёрами через проведение различных мероприятий (беседы, викторины, экскурсии).

Заключение: 

Реализация проекта органично вписался в работу с детьми, дал возможность педагогам оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носил характер комплексного воздействия, позволил детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса; способствовал установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Используемая литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д:

«Феникс», 2011г.

  1. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002г.
  2. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5, 2005г.
  3. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. Волгоград: «Учитель», 2009г.
  4. Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нишева - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
  5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей /Т.А.Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002г.
  6. Шульгина Е. В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011г.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн.

Приложение 1.

Алгоритм составления дидактического синквейна

http://festival.1september.ru/articles/586446/img4.jpg

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово.

Приложение 2.

Детские синквейны на разные темы.

Фрукты

Вкусные, сладкие.

Вырастают, созревают, увядают.

Я их очень люблю.

Радость.

20180409_114504.jpg

Солдат

Смелый, выносливый.

Защищает, охраняет, служит.

Он бережет родную землю.

Воин.

20180409_152828.jpg

Автобус

Быстрый, мощный.

Едет, обгоняет, тормозит.

Я люблю кататься.

Транспорт.

detsad-85894-1428081422.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...