Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»
план-конспект занятия (старшая группа)

Воронцова Марина Владимировна

Цель: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Сформировать представление о Солнечной системе;
  • Дать характеристику Солнцу как огромному светилу(звезде);
  • Сформировать умение называть и показывать все планеты Солнечной системы.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать внимание, память;
  • Активизировать познавательную деятельность в процессе ознакомления с Солнечной системой.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к планете Земля;
  • Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя и товарищей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»

Разработала

 воспитатель

Воронцова Марина Владимировна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»

Цель: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Сформировать представление о Солнечной системе;
  • Дать характеристику Солнцу как огромному светилу(звезде);
  • Сформировать умение называть и показывать все планеты Солнечной системы.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать внимание, память;
  • Активизировать познавательную деятельность в процессе ознакомления с Солнечной системой.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к планете Земля;
  • Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя и товарищей

МАТЕРИАЛ: макет «Солнечная система», цветные карандаши, листы с планетами /по количеству детей/; для экспериментов: магниты, ключи, сухое горючее, пластмассовая пробка, воздушный шар, камень, жидкость в стакане, дерево, резина, мячи по количеству детей, эмблемы, набор цифр. Дети стоят около воспитателя.  

Ход занятия.

Раздается звонок по телефону:

- Здравствуйте.

Это звонят из Центра управления полетами. Готовится к полету очередной космический корабль.

- Вам нужна группа космонавтов - исследователей? Хорошо. Мы постараемся помочь вам.

- Дети, вы согласны стать участниками полета в космос?

/ответы детей/

- С этой минуты мы с вами космонавты-исследователи. /Прикрепляю детям эмблемы/

-Нам предстоит узнать: что такое Солнечная система и есть ли в ней жизнь.

На чем можно осуществить полет?

/На ракете/

Загадка

До луны не может птица

Долететь и прилуниться

Но зато умеет это

Делать быстрая ракета посмотреть видеоклип

Ребята, а я все равно не понимаю, почему ракета летит вверх? Может кто-то из Вас знает почему? Что бы в этом разобраться давайте проведем эксперимент. (Опыт с воздушным шариком)

Запуск ракеты похож на запуск воздушного шарика. Из шарика вырывается воздух, а из ракеты вырывается газ, который толкает ее вверх, в космос.

Ну что ж все готовы к полету? А что бы узнать, как вы готовы давайте проведем небольшую разминку, согласно памятки космонавтов.

Все готовы??Молодцы!!!!

- Представим, что мы сели в космический корабль (дети садятся за столы); надели космические костюмы.

- Внимание, внимание! Космический корабль отправляется в космическое путешествие! Десятисекундная готовность! Начинаем обратный отсчет! Помогайте, ребята!

-10,9,8,7,6,5,4,3,2,1; пуск!

Р-р-р! - ракета рвется ввысь! Включить сигнал летящей ракеты

(Звучит космическая музыка) 

Закройте глаза (включить песню земля в иллюминаторе)

Вот наш корабль вышел в космическое пространство.

Мы видим, как небо из голубого стало темно-синим, а потом совсем чёрным.

Как хорошо видны все звезды!

(открыть макет)

- Открываем глаза. Мы оказались на одной дальней звезде, и отсюда посмотрим на Солнечную систему.

- Что мы видим в центре Солнечной системы?

(Солнце)

- Каким вы его видите? (ответы-предположения детей)

Обобщая ответы детей:

С другой дальней звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда. Солнце-это огромный раскаленный шар.

- Как вы думаете, возможна ли жизнь на Солнце?

(Ответы детей) Обобщая ответы детей:

Температура поверхности Солнца очень высокая. При такой температуре любой металл или камень превращается в газ. Поэтому Солнце-это газовый шар.

- А вы знаете, что звезда Солнце не одинока?

У нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к солнцу.

- Сосчитайте планеты Солнечной системы. (Дети считают)

-В семье 9 планет. Какие из них вы уже знаете? (ответы детей)

- В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкает.

Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Этот путь называют - орбита.

- Какая самая близкая к Солнцу планета? (ответы детей) (Меркурий)

- Что о ней можно сказать? Эта планета находится ближе всего к солнцу, но она самая маленькая. при этом она почти всегда поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко. а на другой очень холодно. Вся ее поверхность покрыта космической пылью, слой этой пыли такой большой, что при падении метеоритов (камней) и другого космического мусора, образовались впадины, углубления. ямы, кратеры. Вам интересно узнать, как они образовались???

Опыт: с кинетическим песком

- Сможем мы выйти на эту планету?

- Есть ли жизнь на этой планете

Продолжаем наше космическое путешествие

- Какая следующая планета? (Венера)

- Что можно сказать об этой планете? (жаркая и неприветливая планета.)

- Да, дети, Венера окутана плотными облаками из кислоты и на ней нечем дышать. Здесь очень жарко, поэтому на ней нет ни растений ни животных, ни бактерий. Приземлиться на эту планету мы не можем. Ну а сейчас перед нами туманность. Посмотрите какая она красивая и разноцветная. А хотите сделать свою туманность, давайте еще немного поэкспериментируем.

Опыт Рисование на молоке.

Продолжаем наше путешествие, а впереди у нас планета под названием Марс. Вся поверхность Марса покрыта пылью красного цвета, поэтому планета красного цвета и видна на небе. как красноватая звезда. Есть предположения что на марсе есть жизнь. Подождите минутку и правда я слышу чьи-то звуки. Ой ребята — это марсианин, и пока мы занимались экспериментированием он захватил наш космический корабль. Но я думаю у него есть задания, которые мы можем выполнить все вместе, и тогда мы вновь сможем полететь на другие планеты. Марсианин хочет проверить нас на сообразительность и просит отгадать загадки.

 (дыхательная гимнастика)

- Ребята, а как вы думайте что это за планета.

- Что вы знаете об этой планете?

(Мы живем на планете Земля)

- Какая она, наша Земля?

(ответы детей)

- Почему нашу планету называют разноцветной? (ответы детей)

- Вот как эта планета выглядит из космоса, (показать фото)

Дети, мы говорили, что Солнце - это газовый шар. А что представляем собой Земля?

Эксперимент: На столе лежат: воздушный шар, камень,

жидкость в стакане, дерево, резина.

Назовите предмет, свойства которого больше всего похожи на Землю.

Значит: Земля-это огромный каменный шар, большая часть которого покрыта водой.

- Дети, а какие условия нужны для того, чтобы на планете была жизнь? (ответы детей)

Верно: есть вода, температура, свет солнечный, Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Атмосфера содержит кислород, который нужен всем обитателям нашей планеты.

\- Что было бы на Земле, если бы не было Солнца?

(ответы детей)

Опыт: - Дети, возьмите мячи и подбросьте их вверх. Что с ними происходит?

(Они падают на пол).

Опыт: Возьмите магнит и ключ. Что происходит с ключом?

(Магнит притягивает ключ)

- Дети, наша планета имеет огромную силу притяжения. Земля делает тяжелым все, что есть на ней. Земля за счет силы притяжения все к себе притягивает. И как только предмет лишается опоры, он немедленно падает вниз.

Гимнастика для глаз (Рассказать поверье о падающей звезде.) (Дети следят за звездой)

- Дети, отгадайте загадку:

Ночью по небу гуляю,

Тускло Землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня. (Луной).

- А вы знаете, что Луна - это естественный спутник Земли? Она движется вокруг Земли по своей орбите.

НАРИСУЙТЕ ЛУНУ

- Давайте исследуем остальные планеты.

(Перечислить названия планет: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.) Зарисуйте их.

- Как вы думаете, а на этих планетах есть жизнь? Почему? (Планеты удалены от Солнца, там холодно).

- Дети, а вы знаете, почему Земля и другие планеты не улетают в открытое космическое пространство и не сталкиваются друг с другом"

(не улетают - этому препятствует притяжение Солнца; не сталкиваются - потому что вращаются по своим орбитам вокруг Солнца).

- Дети, пришло время возвращаться в детский сад. Упражнение «Ракета» (музыка, ребенок читает стихотворение «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

- Дети, где мы побывали сегодня?

(В космосе, на планетах Солнечной системы)

Наше исследование закончилось. (Что находится в центре Солнечной системы? Солнце - звезда. Вокруг Солнца 9 планет.

Планеты движутся в определенном направлении. Только на Земле есть жизнь, потому что.)Звонок по телефону.

- Центр управления полетами благодарит команду космонавтов -исследователей за очень важные открытия.

Литература:

  1. Воробьева О. Математика и космос: [Электронный ресурс] // международный образовательный портал Маам. М., 2010-2017. URL: http://www.maam.ru/obrazovanie/konspekty-kosmos (Дата обращения: 02.04.2017).
  2.  Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт. -сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4.  Скоролупова О. А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» / О.А. Скоролупова. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010. - 80с.
  5. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника /Н. Н. Малофеева. - М. «Росмен», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации с элементами познавательного развития в старшей группе "Космическое путешествие"

Образовательная ситуация с элементами математического развития в старшей группе       ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Цель: закрепить знания детей по математическому развитию.Задачи: учить детей применять имеющиеся знания в новых условиях;развивать познавательный интерес, логическое и ассоциативное мышление;воспитыва...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе « Космическое путешествие"

Цель: создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей о строении Солнечной системы.Задачи:- Образовательные:1. Расширять представления детей о космосе, Солнечн...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»

познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Космическое путешествие"...