Методические рекомендации "Игры со старшими дошкольниками"
материал (старшая группа)

Воронцова Марина Владимировна

ФГОС ДО определяет ребенка дошкольника, как «человека играющего». С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в

игре...». Игра - это жизнь ребёнка, его существование, источник развития

моральных качеств личности, его развитие в целом. Игра - в свете ФГОС выступает  как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkova_igry_so_starshimi_doshkolnikami.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Игры со старшими дошкольниками.

Разработала

 воспитатель

Воронцова Марина Владимировна

Игры со старшими дошкольниками.

ФГОС ДО определяет ребенка дошкольника, как «человека играющего». С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в

игре...». Игра - это жизнь ребёнка, его существование, источник развития

моральных качеств личности, его развитие в целом. Игра - в свете ФГОС выступает  как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

   Для старших дошкольников  необходимо создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.

  Задачи развития игровой деятельности:

  1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2. Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но и самостоятельно создавать новые правила.

3. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микро групп детей на основе интереса к разным видам игр.

  Дети старшего дошкольного возраста проявляют  интерес к сюжетно-ролевым играм, содержанием которых является отображение социальной действительности. Они комбинируют в одном сюжете реальные и фантастические события, разнообразные ситуации взаимодействия людей,

коллизий. Появляются сюжетно-ролевые игры новой тематики («Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и др.) и игры с продолжением сюжета в течение нескольких дней.

  Дети самостоятельно создают игровую обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместно с воспитателем изготовляют атрибуты к игре, используют предметы-заместители. Освоение нового содержания сюжетно-ролевых игр происходит в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей, личного опыта ребенка.

    Дети в старшем дошкольном возрасте сознательно принимают игровую задачу, выполняют игровые действия по правилам, добиваются правильного результата. Понимают  необходимость действовать в игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку. Контролируют свои действия и действия других играющих, исправляют ошибки. Проявляют настойчивость в поиске решения, умеют видеть правильность результата. Самостоятельно объясняют сверстнику ход решения игровой задачи. Знают несколько игр с правилами и умеют их организовать. Проявляют инициативу в придумывании новых правил в играх, стремятся разнообразить их содержание за счет новых игровых действий. Проявляют стремления рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия, пояснять и комментировать свои действия в процессе игры.

 Освоение умения объяснить воспитателю или сверстникам содержание и правила игры, ответить на вопросы об игре. Активное стремление действовать в совместной игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку; контролировать свои действия и действия других играющих на основе правил, исправлять ошибки. Понимание того, что некрасиво смеяться над проигравшим сверстником.

    Например, одной из полюбившихся игр в нашей группе стала сюжетно-ролевая игра «Турагенство «Колобок»». Замысел игры  явился результатом наблюдения детей за окружающей действительностью. Вместе с детьми были придуманы сюжет, реквизит. Дети изготовили атрибуты:  деньги, бланки путевок, проездные билеты, в соответствии с выбранным маршрутом и видом транспорта (их оформляли в офисе); загранпаспорта (предъявлялись при прохождении паспортного и таможенного контроля в аэропорту или на границе); кошельки, сумки, чемоданы- предметы-заместители; сдача багажа и т.д.

В процессе игры происходило развитие сюжета: экскурсии  к достопримечательностям посещаемой страны, знакомство с культурой и бытом местного населения.

Во время игры затрагиваются практически все области развития:

социально – коммуникативное развитие детей: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности , общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил

Познавательное  развитие:  название стран, городов, морей, счет денежных средств, Речевое развитие: пополнение словарного запаса  терминологией туризма и др., навык вести деловой предметный диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты:         жест, мимику, средства интонационной выразительности, развить связную речь и т.д.

Художественно-эстетическое развитие: изготовление атрибутов для игры и др. творческие умения

   Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л. С. Выгодский отмечал, что у дошкольников игра и занятие, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность ребенка. Именно игра является неиссякаемым источником развития личности.

Литература

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  2. Лучков, В. В. и Певзнер. М. С. Значение теории Л. С Выготского для психологии и дефектологии // Вестник Московского университета. - Психология. -1981.- № 4.
  3. Михайленко Н. Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 2004.