Нейропсихологические упражнения для развития интеллекта у детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Провоторова Маргарита Николаевна

Представлены основные направления нейрокоррекции познавательной сферы у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

 Выступление

«Нейропсихологические упражнения

для развития   интеллекта у детей  раннего возраста»

подготовил:

педагог-психолог

Провоторова М.Н.

Губкин, 2021

К сожалению, современные данные психологических исследований показывают, что увеличилось число детей, имеющими нарушения в развитии познавательной сферы. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена память. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика, часто нарушена координация движений.

Традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не всегда приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод нейропсихологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизилогических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, мышление, моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Нейропсихология - раздел клинической психологии. Эта наука изучает мозговую организацию психических функций, исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических процессов. А.Р. Лурия выделил три функциональных блока мозга, каждый из которых выполняет свою специфическую задачу в организации психических процессов. Первый блок мозга (энергетический) обеспечивает поддержание коры головного мозга в тонусе, в рабочем состоянии, так как для осуществления любого процесса в первую очередь необходима энергия. Структуры второго блока мозга (информационного) осуществляют непосредственную работу с самой информацией, которую нужно увидеть, услышать или воспринять и переработать. Третий блок мозга (блок контроля и регуляции) обеспечивает контроль за четким и правильным протеканием любой деятельности, которая не должна протекать хаотично: необходимы строгий порядок и последовательность. При дефицитарной работе хотя бы одного из блоков страдает  отдельный познавательный процесс, например память  или познавательная сфера в целом. Если у ребенка низкий уровень развития памяти, мышления, рассеянность внимания, плохо развита речь - это значит, что  у него определенный блок головного мозга функционирует недостаточно. Именно поэтому при коррекции и развитии познавательных процессов, моторной сферы у детей 2-3 лет возраста необходимо большое внимание уделять развитию дефицитарного отдела головного мозга, а этого можно достичь посредством реализации нейропсихологического подхода.

Нейропсихологические упражнения направлены на активизацию трех функциональных блока мозга, что позволяет у детей раннего возраста развивать способности или корректировать проблемы в различных областях.

Виды  нейропсихологических упражнений:

-глазодвигательные упражнения,

- дыхательные упражнения,

-растяжки и упражнения двигательного репертуара,

-упражнения, направленные на снятие психомышечного напряжения,

-кинезиологические упражнения.

1.Глазодвигательные упражнения «Флажок»

Дыхательные упражнения направлены на формирование умения делать глубокий вдох носом и выдох ртом, нормализацию психоэмоционального состояния, энергетизацию мозга. С детьми проводятся такое упражнение, как «Флажок».

2. Дыхательные упражнения

«Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Накорми обезьянку»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

3. Упражнения двигательного репертуара (растяжки)

«Пушинки и слоники»

Ребёнок под нежную тихую музыку бегает по комнате, как пушинка (легко, на носочках). Изображая слона, ребёнок под громкую музыку громко и тяжело, напрягая ноги, топает по полу.

«Ножницы»

Сидя, упор руками за спиной. Дети поднимают напряжённые ноги, разводят их в стороны. Расслабленные ноги «роняют» на пол.

   4. Для снятия у детей возбудимости, психомоторного напряжения происходит обучение детей различным приемам ауторелаксации. В это части с детьми проводятся игры- релаксации: «Ковер-самолет», «Пение птиц», «Факиры».  Использование релаксации способствует расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения.

5.Кинезиологические упражнения

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Как у наших у ребят

Все фонарики горят.

Красный, жёлтый, голубой!

Выбирай себе любой!

«Ладушки-оладушки»

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх;одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки,

Так пожарим, повернем и опять играть начнем».

Упражнение с межполушарными досками

Ребенку предлагается взять бегунок игрушки одной рукой и провести его в конец лабиринта, затем повторить действие для другой руки, после этго ддвумя руками одновременно. Таким образом, в работу включаются два полушария головного мозга и происходит их синхронизация.

Рисование двумя руками

Предложить ребенку листок бумаги, на котором нарисованы штрихом дорожка , с одной стороны красным цветом, а с другой- зеленым карандашом. Малышу предлагается одновременно, правой и левой руками обвести дорожку.

Таким образом, использование нейропсихологических упражнений способствует развитию познавательной сферы детей 2-3 лет.

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.

         Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не може...

«Дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»

Здесь описаны дидактические игры для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением интеллекта»        ...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста

Развитие Эмоционального интелекта у детей раннего возраста...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста

Умение распознавать эмоции и управлять ими часто недооценивают. А ведь это — одна из основных составляющих успеха человека как в жизни, так и в работе....