Мастер-класс
план-конспект занятия

"Логоритмика-праздник речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass-logoritmika.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Снежинка»

Городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Мастер-класс для педагогов

На тему: «Логоритмика — праздник речи»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Пономарева К.А.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников. 

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на логопедических занятиях с использованием логоритмики.
  • Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
  • Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
  • Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов.

-Здравствуйте. Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Логоритмика-праздник речи». Но сначала я расскажу Вам, что такое ЛОГОРИТМИКА и где можно ее применять.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов.  Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Сложности разные, а причина одна – неразвитое или нарушенное чувство ритма.

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика

Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одна из форм логопедической работы. Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.

Чем лично меня заинтересовала логоритмика? Во-первых, это близко детской природе (игра, движение, песня, танец). Во-вторых, она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.

Ну что ж, от теории перейдем к практике.

Начнем практическую часть со знакомства.

1 Упражнение «Приветствие»

Участники мастер-класса передают мяч по кругу, называют свое название цветка, начинающееся на букву своего имени (Марина- маргаритка, Ольга - орхидеи т. д.).

- Спасибо, у нас получился прекрасный букет!

Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движения, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. И сейчас я хочу вам предложить поиграть вместе со мной в Музыкально-ритмическую игру 

2 упражнение «Птицы – пальчики» (с палочками или карандашами) автор Железнова

Птицы пальчики летят, то вперед,

а то назад, что за пальчики, скажи – это пальчики мои.

Стучим палочками по столу.

Вверх взлетели высоко, полетели далеко,

вот уже над головой– не пора ли вам домой.

Стучим палочка о палочку над головой.

Птицы возвращались, плавно опускались,

прилетели сели – кушать захотели.

Стучим палочка о палочку перед собой.

Просто поклевали, видно, что устали.

Стучим по очереди палочками по столу.

Пальцы отдыхают и опять взлетают.

Палочки лежат на столе.

-Эти упражнение (музыкально-ритмические игры) можно использовать в ОД по художественно-эстетическому развитию (для развития мелкой моторики, по формированию элементарных математических представлений и т. д.)

Так же предоставляю вашему вниманию игру с Кинезологическим мешочком «Пирожок»

3 упражнение Игра «Пирожок»

-Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

4 упражнение Пальчиковая гимнастика «Дятел»

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"

2 - слегка пощипать

3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам

4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой.

5 упражнение «Елочка в лесу жила» (синельная проволка)

Пальчиковая игра, на развитие мелкой моторики рук

6 упражнение «Куб-загадка»

«Кубик ты передавай,

И загадку отгадай

А потом ее ложи, и картинку покажи»

7 упражнение «Су-джок»

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Описание: поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,                           (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

самый толстый и большой.                               (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его.                                         (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине.                                       (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик безымянный,

он избалованный самый.                                  (прокатывать кольцо по пальцу)

А мизинчик, хоть и мал,

очень ловок и удал.                                           (прокатывать кольцо по пальцу)

8 упражнение «Волшебный шарик»

Этот шарик непростой,         (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

-В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию- массаж, самомассаж.

7 упражнение Игровой контактный массаж

Предлагаю гостям встать "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучим по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трём спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегаем" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмём").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладим спину).

Но для более эффективных занятий не стоит забывать о некоторых правилах. 

1. Все упражнения должны строится на подражании. Взрослый показывает, ребёнок повторяет.

2. Занятия должны быть регулярными. Отведите в определенные дни время для них или привяжите к режимным моментам.

3. Подключайте фантазию ребёнка. Переодевайтесь, создавайте тематические блоки (так ребёнок сможет вжиться в образ), используйте картинки, краски, цветную бумагу.

4. Каждое упражнение должно повторяться многократно. Переход к новым или более сложным упражнениям должен быть только после того, как старый материал отработан "на отлично".

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на занятиях.  Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов логоритмики в своей работе, т.к мы убедились, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным образовательным требованиям дошкольного образования. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!