МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ДОУ – СЕМЬЯ – СОЦИУМ – единое образовательное пространство»
методическая разработка

 «Мамы, папы, нам без вас – всѐ равно, что вам без нас» С.Михалков

 Актуальность Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является принцип партнѐрства с семьѐй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В нѐм говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ДОУ – СЕМЬЯ – СОЦИУМ – единое образовательное пространство»

 «Мамы, папы, нам без вас – всѐ равно, что вам без нас» С.Михалков

 Актуальность Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является принцип партнѐрства с семьѐй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В нѐм говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка»¹. В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьей. В настоящее время в нашем ДОУ происходит осознание педагогами и родителями объективно изменившихся целевых основ взаимодействия с семьями воспитанников, освоение новых методов работы, связанных с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений, выявление потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Дословный перевод понятия «партнерство» — деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов.² Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (семьи и ДОУ) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов образовательных отношений. Перед внедрением ФГОС ДОв деятельность ДОО был проведѐн мониторинг «Организация работы ДОУ с семьями воспитанников». Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в работе с родителями существовал ряд противоречий: ∙ между системами образования детей в ДОО и семье; ∙ между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ дошкольной педагогики и психологии родителями и отсутствием целенаправленной системы обучения их в дошкольном учреждении; ∙ между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением части педагогов строить грамотный диалог с родителями; ∙ между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться (потребительское отношение родителей к ДОУ). Именно эти противоречия изменили вектор деятельности ДОУ в сотрудничестве с семьями воспитанников в период перехода на ФГОС ДО. 4 Модель взаимодействия участников (субъектов) образовательных отношений дошкольной образовательной организации и семей воспитанников содержанием сотрудничества являются все вопросы образования ребенка дошкольного возраста. СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ИХ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬЯ ребѐнок(дети);

∙ обеспечение преемственности образования; ∙ социализация и индивидуализация детей в социуме; ∙ участие учреждений социума в создании и реализации совместных образовательных проектов и создании условий для их реализации. ∙ поддержка семей в образовании детей, охране и укреплении их здоровья; ∙ вовлечение родителей в обазов. деятельность; ∙ выявление обр.-х потребностей и поддержка обр.-х инициатив семей; ∙ психолого-педагогическое просвещение и образование родителей; ∙ информирование родителей и общественности о целях, задачах дошк. образования в ДОО и их реализации (открытость и прозрачность деятельности) ∙ представление образовательных потребностей семьи; ∙ проявление образовательных инициатив; ∙ участие в создании и реализации образовательных проектов и оказание помощи в создании условий для их реализации; ∙ формирование педагогической компетентности и пед. культуры; ∙ создание условий для образования ребѐнка в семье на основе образовательной программы ДОО 5 В данной методической разработке представлен опыт сотрудничества всех участников (субъектов) образовательных отношенийпедагоги, семьи воспитанников, учреждения социума) в условиях перехода на ФГОС ДО. В связи с этим, инновационным во взаимодействии между участниками образовательных отношений является переход от взаимоотношений по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта. Цели и задачи: Основная цель сотрудничества с семьей – объединение усилий семьи, ДОУ и социума в образовании детей раннего и дошкольного возраста на основе установления доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, объединение их в одну команду. Основные задачи сотрудничества с семьей – ∙ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе договора с родителями (законными представителями) об образовании детей по образовательным программам дошкольного образования; ∙ установить партнерские отношения с учреждениями социума на основе договора о сотрудничестве по образованию детей ДОО; ∙ создать условия для комфортной продуктивной деятельности всех участников образовательных отношений в рамках сотрудничества (создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки); ∙ создать условия для повышения психолого – педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников; ∙ расширить сферы участия родителей (законных представителей) в организации жизни детей в ДОО, активизировать позицию семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; ∙ обеспечить высокое качество образования каждого воспитанника, с учѐтом их индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей, на основе построения единого образовательного пространства в триаде «ДОО – СЕМЬЯ - СОЦИУМ» Преимущества обновлѐнной системы взаимодействия ДО с семьей на основе фасилитации: ∙ положительная мотивация и позитивный эмоциональный настрой педагогов и родителей на сотрудничество по образованию детей; 6 ∙ уверенность родителей в том, что педагоги и специалисты ДОО всегда помогут им в решении педагогических проблем; ∙ педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей и их поддержкой в решении педагогических проблем; В самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие: ∙ учет индивидуальности ребенка (педагоги, постоянно поддерживая контакт с семьей, знают особенности, привычки, возможности, способности, потребности своего воспитанника и учитывают их в работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности и качеству педпроцесса); ∙ выбор родителями и детьми, с учѐтом рекомендаций педагогов и специалистов ДОО того направления в развитии и воспитании ребенка, которое они считают приоритетным (таким образом, родители берут на себя ответственность за образование ребенка); ∙ укрепление внутрисемейных отношений, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий (совместное участие в разработке и реализации творческих проектов); ∙ возможность успешной реализации образовательной программы дошкольного образования (используются единые подходы) в ДОО и семье. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых в триаде «Педагог – ребѐнок - родители» В своей работе мы используем классификацию нетрадиционных форм взаимодействия педагогов ДОО с родителями Т.В. Кротовой. Таблица № 1 Нетрадиционные формы организации сотрудничества педагогов и родителей Наименование группы методов Цель, назначение использования Формы организации Информационноаналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, Мониторинговые мероприятия 7 наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребѐнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребѐнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями. Образовательные Повышение у родителей психологопедагогической компетентности Семинары-практикумы Тренинги Ситуационные игры Педагогические дебаты Презентация опыта семейного воспитания (формирование банка опыта семейного воспитания) Включение родителей в образовательную деятельность с использованием методов фасилитации (методика «Саммит позитивных перемен) и др. Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков образования (развития, воспитания и обучения) детей. Собрания Консультации Мини-сборы Образовательные проекты Исследовательскопроектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Семейные туристскокраеведческие и экскурсионные программы Педагогическая библиотека для родителей. и др. Трудовые Приобщение всех участников образовательных отношений к созидательному совместному труду, единение коллектива и сплочение семей (формирование культуры взаимоотношений через совместную трудовую деятельность) Трудовые десанты Субботники Строительство «снежных городков», «птичьих кафе» Оформление групп, приѐмных и спален Досуговые и спортивноразвлекательные Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. Совместные праздники, досуги, соревнования Творческие проекты Благотворительные праздники и концерты, ярмарки совместно с детьми и для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды; Выставки детсковзрослых работ. Семейные клубы и мастерские. Кружки, секции, клубы и др. Наглядноинформационные : информационноознакомительные, информационнопросветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Информационные проспекты. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папкипередвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др. Управленческие Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований. Привлечение родителей к решению проблем жизнедеятельности детей в ДОУ Родительский комитет ДОУ Родительские комитеты групп Встречи родительской общественности с администрацией учреждения Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем,  что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний). Критерии анализа годового плана: 1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; 2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий; 3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана; 4) разнообразие планируемых форм работы; 5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); 6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа; 7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: 1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей; 2) разнообразие планируемых форм работы с семьей; 3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий. Критерии анализа протоколов родительских собраний: 1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний; 2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); 3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий. Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОУ их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы. Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:  1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях; 2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания; 3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы 4) изучение запросов, нужд, интересов родителей; 5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания; 6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом. Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты. По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры. Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей: 1) отсутствие формализма в организации работы с семьей; 2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения; 3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы; 4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей; 5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами); 6) стремление к диалогу при организации работы с родителями; 7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания; 8) «открытость» ДОУ для родителей; 9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей. Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей: 1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; 2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе); 4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;  5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей; 6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни; 7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения. Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает: 1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей; 2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе); 4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей; 5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников 6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей; 8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов. Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"

Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподгото...

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

«Общеобразовательное учреждение и семья в едином образовательном пространстве»

Семья -  первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.          Не существует другого такого института, кр...

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве 

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного  возраста.  Это  та  среда,  в  которой  он  черпает  необходимую информацию...

Методическая разработка "Использование технологии лэпбука в образовательном пространстве ДОУ"

1) способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать информацию по изучаемой теме,2) повысить качество понимания и запоминания изучаемого материала,3) приобщать детей и родителей к сов...