«Буллинг в дошкольном возрасте»
консультация

Баранова Юлия Игоревна

Актуальность выбранной темы в том, что детская жестокость в наше время становится пугающе частой проблемой во многих семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling_v_doshkolnom_vozraste.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Буллинг в дошкольном возрасте»

Баранова Юлия Игоревна

Воспитатель, ГБДОУ детский сад № 21

Калининского района, г. Санкт-Петербург.

Актуальность выбранной темы в том, что детская жестокость в наше время становится пугающе частой проблемой во многих семьях.

С самого раннего возраста дети проявляют агрессивное поведение, начиная с отстаивания возможности поиграть в определенную игрушку. В детском образовательном учреждении в течение дня дети находятся под постоянным присмотром, но агрессия между детьми даже при высокой занятости все равно проявляется часто. Воспитатель и помощник воспитателя чаще всего могут остановить, проговорить и привести к перемирию, но это лишь временно, до следующего инцидента.

«Английское слово «буллинг» (bullying, от  bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Применяются и другие термины, например  притеснение, дискриминация, моббинг (что предполагает групповые формы преследования человека), а также травля». [2]

«В возрасте 5-7 лет дети уже умело практикуют стратегии агрессии,

примирения, вмешательства в агрессию на стороне агрессора или жертвы, а также манипулируют поведением сверстников. Связано это с формированием социальной иерархии в детском саду в процессе конкуренции за лучшие игрушки, игровое место и выгодную роль в игре.

В целом, определенная степень ситуативных ударов рукой, щипания, и других агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста «считается» нормальной и может служить проявлением самоутверждения. Однако, если детям нравится наблюдать, как другому человеку плохо, они могут сознательно и систематически находить способы, чтобы причинить вред или ущерб своим «жертвам», вплоть до того, что станут смеяться над ними, когда совершают свой злой поступок»[3].

«Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами.

Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении.[4]

«Типы жертв:

Пассивные

Чтобы пассивной жертве спровоцировать агрессора, ей достаточно

просто существовать. Пассивным людям трудно выражать мысли, чувства и

желания. А когда они пытаются это сделать, то используют всегда непрямую самоуничижительную форму. Они не борцы (ни на словах, ни на кулаках), а потому позволяют другим себя унижать.

Проактивные

Проактивным жертвам обычно недостает социальных навыков: это

раздражает других и привлекает агрессоров. Как и пассивные жертвы, эти

люди не любят бороться, а если вступают в противодействие, то чаще

безуспешно. К сожалению, они обычно сами провоцируют столкновения,

вследствие чего направленная на них агрессия кажется обоснованной.

Проактивные жертвы нередко испытывают трудности в обучении – из-за дефицита внимания или гиперактивности, которые раздражают других.»[5]

 «Необходимо знать: можно с детства носить очки или быть обладателем веснушек, но могут постоять за себя. Дети подсознательно видят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления.

Основные черты ребёнка, которого легко подавлять:

  • низкая самооценка,
  • застенчивость,
  • пугливость,
  • мрачность,
  • апатичность,
  • незаинтересованность в том, что происходит вокруг, отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.

Дошкольники, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей.» [4]

«4 общих категории буллинга:

•        физические действия (удары, плевки, пинки, порча вещей, избиение);

•        вербальные издевательства (дразнилки, клички, шутки, «приколы»);

•        моральное подавление (насмешки, розыгрыши, издевательства,

критика);

•        запреты и игнорирование (бойкотирование, запрещение общаться с

собой и другими, исключение из игр).»[5]

«Современное поколение наших детей, цифровое поколение «зет», не привыкло к сочувствию и состраданию, милосердие для них загадка.

Отдавая предпочтение, как выразился бы Платон, воспитанию «мнимомудрых» детей, мы забываем о возрастных возможностях развития у дошкольника такого качества как эмпатия.

К сожалению, на сегодняшний день, многие родители и педагоги, заботясь о развитии коэффициента интеллекта, ничего не знают о коэффициенте эмоциональности, одним из показателей которого и является эмпатия - психологический феномен, позволяющий «как бы» почувствовать то, что творится в душе другого, отражая всё это и в собственной душе». [1]

Развитие эмпатии у детей в раннем возрасте способно научить пониманию и сочувствию, ребенок будет подсознательно чувствовать, что нужно и чего не нужно говорить. Эмпатия поможет формированию у детей коллективизма в детском саду, и в дальнейшем поможет избежать буллинга в школе.

Литература:

 

  1. А. И. Баркан, «Детсадовский буллинг как показатель отсутствия эмпатического воспитания ребёнка», статья.
  2. Н. Цымбаленко,  «Буллинг. Как остановить травлю ребенка», Издательство: Питер, 2019 г.
  3. https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf
  4. https://kssovushka.ru/zhurnal/24/2573-bulling-v-detskom-sadu-prichiny-i-profilaktika/
  5. https://xn--282-5cdu8a4ankw.xn--p1ai/images/19-20/doc/bulling.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Статья "ПРОФИЛАКТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ И БУЛЛИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

В статье кратко излагается проблема жестокости и агрессивности в дошкольном возрасте, которые негативно влияют на межличностные отношения, психологический климат в коллективе и гармоничное развитие ли...

Сообщение: «Профилактика буллинга в дошкольном образовательном учреждении»

Профилактика  буллинга  в  дошкольном образовательном учреждении.Цель: повышение  компетентности  педагогов  в вопросах профилактики  буллинга   в дет...

Семинар – практикум для педагогов: «Профилактика буллинга в дошкольном учреждении».

laquo;Что такое притеснение (буллинг) и что делать, если ты стал его участником....