Создание личностно – развивающей среды в группе
материал

Мунина Татьяна Валерьевна

Современная образовательная среда ДОУ – это создание условий развития ребенка (создание развивающей образовательной среды), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития (индивидуализации), развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту видам деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание личностно – развивающей образовательной среды в группе ДОУ

 

                                                     «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,                            

                                                     на которую обстановка не оказывала бы влияния,

                                           нет способности, которая находилась бы в прямой

                                                     зависимости от непосредственно окружающего

ребенка конкретного мира»

                                                                                                                      (Е.И. Тихеева)

Актуальность (3 слайд)

Современная образовательная среда ДОУ – это создание условий развития ребенка (создание развивающей образовательной среды), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития (индивидуализации), развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту видам деятельности.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы является создание в детском саду личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС).

Личностно –развивающая образовательная среда ДОУ – это институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности дошкольников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия.

(4 слайд) – Проект «Растем, играем, развиваемся»

Направленность проекта – формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды, в которой системно и целенаправленно связаны содержание образования, организация образовательного процесса, психологическое сопровождение, предметно-пространственная среда и т.д.

Проект направлен на изменение личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС), с целью создание образовательной среды, способствующей развитию успешной личности ребенка.

(5слайд)

 Вид проекта – личностно – ориентированный

Продолжительность: 2021-2023 уч. год

Участники; родители, дети воспитатели

                                                 (6 слайд)

Задачи:

- Моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

- Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей их потребности и интересов.

- Привлечь к сотрудничеству родителей для создания комфортной личностно - развивающей среды.

(7 слайд)

Ожидаемый результат

Реализация проекта поможет организовать и дополнить личностно –развивающую  среду согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов с привлечением родителей к  сотрудничеству в создании комфортной  среды в группе  ДОУ.

(8 слайд)

Подготовительный этап

  • Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
  •  Изучение литературы в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
  • Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ.  
  •  Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников.

(9-10 слайд)

Помещение нашей группы разделено на центры активности, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры.

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Они дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в центрах, а затем возвращать их на место, сами центры активности  выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться.

(11-12 слайд)

Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство.

С этой целью имеются трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

(13 слайд)

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки и т.п.):

1. «Наш день»

Сообщение (иллюстрации, картинки, схемы) темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми.

2. «Мое творчество» (Центр изо.творчества)

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставке продуктов его творчества (размещение детских работ  и рисунков на доске).

                                                     (14 слайд)

3. Мини-музеи- тематические выставки в мини-музее («Народно прикладное искусство» в центре Творчества, по теме недели на «Ступеньках»), оформленные совместно с воспитателем.

(15 слайд)

4. «Коробка – мирилка», позволяет быстро помирить детей и научить их просить прощение.

5.  «Ковер примирения» - учит детей разрешать конфликтные ситуации; умению действовать в коллективе и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.

                                               (16 слайд)

6. «Уголок именинника»

Постоянное функционирование стенда или уголка с поздравлениями детей.

7.Полотно - кармашки "Наша жизнь, наши успехи" - используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.

                                                                  (17 слайд)

7. Передвижные многофункциональные ширмы -

создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.

                                                      (18 слайд)

8. «Солнышко настроения»

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

(19 слайд)

Основной этап

- Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий.

  • Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения личностно - развивающей среды, в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
  • Изготовление методических пособий, способствующих формированию и развитию эмоционально доброжелательных отношений между детьми и личностному росту ребенка дошкольника.
  • Работа с родителями.

(20 слайд)

  • 2. «Кармашек желаний» - где ребенок может поместить любое свое желание (к дню рождения, празднику или просто по настроению) в виде рисунка, наклеенной картинки или письма, записанного с помощью взрослого.
  • 3. Бизиборд – помогает развивать мышление, мелкую моторику, терпение; знакомит с предметами окружающего мира.

                                                     (21 слайд)

  • 4. «Лабиринт» (пластиковые бутылки, пропиленовые трубы) – изучение свойств материалов (песок, вода, камни).

                                                                 (22 слайд)

  • 5. «Маленькие помощники» («Деловые хлопоты») помощники – карточки, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

                                       (23 слайд)

  • 6. «Аквариум»
  • 7. «Мир вокруг нас»

(24 слайд)

Заключительный этап

- Подведение итогов.

  •  Оформление материалов по проекту.
  •  Создание презентации.

(25 слайд)

Заключение

Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Каждый — и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Все это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.



Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/ewx2/tUZEN3FrN


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДОУ

КОНТРОЛЬ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ ДОУ...

Консультация для воспитателей "Создание предметно-развивающей среды в группах для нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами,...

создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

"Создание предметно – развивающей среды в группе для нравственно – патриотического воспитания дошкольников"

Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников поможет предметно-развивающая среда в группах детского сада (из опыта работы)...

Создание предметно-развивающей среды в группе для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Формирование предметно-развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста.В современном дошко...

Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ

   Художественное оформление помещения дошкольных учреждений играет важную роль в эстетическом воспитании: ребёнок находится в детском саду  весь день, и необходимо, чтобы окружа...

презентация проекта в старшей группе на тему "Создание экологической развивающей среды в группе детского сада"

Здравствуйте, я работаю в новом детском саду ( принимаем детей всего 11 месяцев), в презентации использован материал личного опыта  в организации развивающей экологической среды в старшей г...