Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Шуклина Екатерина Александровна

 На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_david.docx80.82 КБ

Предварительный просмотр:

Принят Педагогическим советом МБДОУ № 4                

"Золотой ключик"

 г. Константиновск

 Протокол № 1 от       г.

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  

№4 «Золотой ключик»

 г. Константиновска для детей с ЗПР (синдромом Дауна)

воспитатели: Анисимова Н.В.

                      Шуклина Е.А

Г.Константиновск 2019 г.

Содержание

 1. Целевой раздел

 1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

1.1.2. Принципы реализации содержания адаптированной образовательной программы

 1.1.3. Характеристика индивидуальных особенностей развития детей 4-5 лет

1.1.4. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна

1.1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы

2. Содержательный раздел 

2.1. Календарно - тематический план образовательной деятельности.

2.2. Содержание образовательных областей в соответствии с направлениями развития детей с синдромом Дауна.

 2.3.Особенности организации образовательного процесса, расписание непосредственно-образовательной деятельности.

 2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

2.5.Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий.

2.6.Организация коррекционно-развивающей деятельности для детей с синдромом Дауна.

 3. Организационный раздел 

3.1. Материально- техническое обеспечение.

 3.2. Перечень используемых методических пособий, программ и технологий.

 3.3. Организация режима пребывания детей с синдромом Дауна в группе.

 3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательного процесса.

 Приложения

 1. Мониторинг развития детей с синдромом Дауна 4-5 лет.

2. Перспективно-тематическое планирование образовательных областей для детей с синдромом Дауна.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1. Пояснительная записка

 На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.

 Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (синдром Дауна) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

 - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 - Комментарии Министерства образования и науки Министерства образования и науки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249

 - Приказ Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

 - Письмо Министерства образования и науки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

 - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049- 13).

 - Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  №4«Золотой ключик» г. Константиновска.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Адаптированная образовательная программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития. Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы). Программа предусмотрена для освоения воспитанников с синдромом Дауна в возрасте 4-5 лет.

 Адаптированная образовательная программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Обучение и развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста «Ступеньки»/ А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец. «Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» / М. Питерси, Р. Трилор.

Адаптированная образовательная программа включает 3 раздела: целевой, содержательный и организационный, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (в содержании каждого раздела определены его структурные особенности) ребенка.

 1.1. 1. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель реализации программы: ранняя коррекция психофизического развития ребенка с синдромом Дауна с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

 Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

 - создание условий для всестороннего развития ребенка с синдромом Дауна в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;

 - осуществление необходимой коррекции недостатков в психофизическом развитии ребенка;

- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- взаимодействие с родителями воспитанников (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

1.1.2. Принципы реализации содержания программы 

Программа построена на следующих принципах:

 - онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с синдромом Дауна, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций; - развивающего обучения. Связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития;

- индивидуализации, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, явлении его потенциальных возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно- образовательного процесса;

 - опоры на разные уровни организации психических процессов, при составлении индивидуальной программы необходимо опираться на более развитые (сохранные) психические процессы и использовать методы и формы, активизирующие их;

 - системности коррекционных, воспитательных и развивающих задач. Коррекция отклонений, нарушений и трудностей развития должна быть «привязана» к ежедневной деятельности ребенка.

 - комплексности методов коррекционного воздействия, это один из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно – развивающих программ. Он утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала коррекционной психологии;

- учет объема степени разнообразия, эмоциональной сложности материала. При реализации программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения;

- вариативности, коррекционной направленности рассматривает проектирование образовательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой;

 - усложнения, каждое задание, предлагаемое ребенку, должно проходить ряд этапов: от минимально простого к максимально сложному;

 - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

1.1.3.Характеристика индивидуальных особенностей развития детей 4-5 лет

 У детей 4-5 лет продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

 В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу четвертого года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

 Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

 К четырем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

 Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

На пятом году жизни дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

1.1.4. Характеристика индивидуальных особенностей развития детей с синдромом Дауна.

Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Трудности в освоении речи связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

 Ребенок с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитает простые стимулы и избегает сложных изобразительных конфигураций. Эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Характеристика воспитанника с синдромом Дауна четырех лет.

Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет, есть ложкой, пить из чашки, умеет самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты. Ребенок принимает участие в играх, занятиях по рисованию, конструированию, но ей требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами. Процесс запоминания не соответствует возрастной норме.

Запас представлений об окружающем мире, и общая осведомленность в пределах обиходно-бытовой тематики. Восприятие основных геометрических форм и цветов не сформировано. Не знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Представления о величине и размеру не развиты (большой - маленький, не собирает пирамидку с учетом величины). Не называет части тела. Конструирует, но сопряжено. Мелкая моторика развита слабо. Раскрашивает с помощью взрослого. Не владеет счетом в пределах трех. Не находит нужное количество предметов. Полное недоразвитие речи. Мальчик общителен, доброжелателен по отношению к сверстникам и к взрослым.

1.1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной образовательной программы

 Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с синдромом Дауна (скорости целенаправленных психических процессов, выносливости, эффективности долговременной декларативной памяти), свойств, обеспечивающих управление психическими процессами (устойчивости целенаправленного поведения, гибкости психических процессов, торможения психических реакций, планирования поведения); сенсомоторных возможностей (удержания равновесия и передвижения, зрительно-моторной координации, билатерального взаимодействия рук); интегративных возможностей (зрительно-моторного, слухоречевого подражания, ориентировочно-исследовательского поведения).

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна (четырех лет) данная программа предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

- ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;

 - ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

 - ребенок не владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить, просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 - ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;

 - у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка в рамках педагогического мониторинга (диагностики).

Мониторинг индивидуального детского развития проводится три раза в год (в сентябре, январе и в мае), целью которого является определение уровня психического развития и состояния интеллекта детей с синдромом Дауна. Обследование высших психических функций возможно при использовании методики Е.А. Стребелевой (Приложение 1).

 Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с родителями ребёнка, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности.

 Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна.

2. Содержательный раздел

2.1. Календарно – тематический план образовательной деятельности.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. Календарно-тематический план для детей с синдромом Дауна составлен с учетом «Календарно - тематического планирования ДОУ».

2.2. Содержание образовательных областей в соответствии с направлениями развития детей с синдромом Дауна.

 Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком с синдромом Дауна пяти образовательных областей – социально- познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие осуществляется по основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ и ориентировано на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Содержание образовательных областей для ребенка с синдромом Дауна четырех лет. 

«Познавательное развитие»

«Конструктивные игры»

 - знакомить ребенка с деталями (кубик, кирпичик);

 - учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики;

 - знакомить ребенка с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Сенсорное развитие

 - учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;

 - учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;

 - учить ребенка определять выделенное свойство словесно в пассивной форме;

- формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;

- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);

- учить ребенка выделять предмет из общего фона;

- учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;

 - учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку;

 - учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;

 - учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);

- учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки; - учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;

- учить воспринимать величину (большой, маленький). - учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие - пальцами;

 - знакомить с названиями четырех цветов: красный, желтый; синий – зеленый;

 - учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый; синий, желтый;

 - учить детей различать цвета красный и желтый, синий и желтый в ситуации подражания действиям взрослого;

- учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;

 - учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);

- учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;

 - учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

«Ознакомление с окружающим миром»

- формировать целостное восприятие представлений об окружающем мире;

- знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями;

 - расширять представления о ближайшем окружении;

 - вызвать интерес к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства;

- способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями предмета; упражнять в установлении сходства и различия между предметами, одинаковое название (красный мяч- синий мяч);

- способствовать появлению в словаре обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель);

- знакомить с доступными явлениями природы;

 - учить узнавать на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей;

- узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их;

- учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.);

 - обращать внимание на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья, формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег;

-формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка.

«Социально – коммуникативное развитие»

«Социализация»

 - формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;

- формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;

- формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;

 - формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;

- формировать доступные для ребенка средства общения; - формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.;

 - обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;

 - привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;

- развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.

«Самообслуживание, трудовое воспитание»

 - учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком);

 - формировать умение во время еды правильно держать ложку;

 - учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности, используя алгоритм последовательности одевания и раздевания; при помощи взрослого снимать одежду, обувь;

 - привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых действий (используя алгоритмы);

- приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам;

 - поощрять интерес к деятельности взрослых, обращать внимание на то, что и как делает взрослый.

«Формирование основ безопасности»

 - формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;

- знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе;

 - знакомить с понятиями «можно – нельзя».

«Речевое развитие»

 - развивать понимание речи и активизировать словарь;

 - развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных;

 - обогащать словарь ребенка существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, транспортных средств, овощей, фруктов, домашних и диких животных;

 - обогащать словарь ребенка глаголами, обозначающими трудовые действия;

 - учить слушать народные песенки, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения - предоставлять ребенку возможность договаривать слова при чтении знакомых стихотворений;

 - использовать в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;

 - побуждать ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста.

«Художественно – эстетическое развитие»

 Музыкальная деятельность 

- развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение;

 - обращать внимание ребенка на характер игрушек, их форму, цветовое оформление;

- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки;

 - вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;

- учить реагировать на слуховые раздражители;

 - вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

 - учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);

- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;

- развивать умение подпевать фразы в песне;

 - продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

"Изобразительная деятельность"

- развивать восприятие ребенка, обогащать его сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой

; - учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать линии (длинные, короткие);

 - учить держать карандаш и кисть свободно;

 - знакомить с пластилином; учить отламывать кусочки пластилина от большого куска;

-лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;

-соединять концы палочки, плотно прижимая их друг другу;

 - учить раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы, сплющивать комочек между ладонями.

«Физическое развитие»

- формировать умение сохранять устойчивое положение тела;

- учить ползать, лазать, действовать с мячом (брать, бросать, катать, переносить, класть);

- учить прыжкам на двух ногах;

- развивать желание у ребенка вместе с воспитателем играть в подвижные игры с простым содержанием;

- учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчик; поклевать зернышки и водичку, как цыплята).

Содержание образовательных областей предполагает перспективно - тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса на 2019 - 2020 учебный год (Приложение 2).

2.3. Особенности организации образовательной деятельности, расписание непосредственно-образовательной деятельности

 С целью обеспечения воспитанникам радостно и содержательно прожить период дошкольного детства ритм жизни ребенка в детском саду задается чередованием различных видов деятельности.

 1. Утренний образовательный блок – продолжительность с 08.00 до 09.00 часов, включает в себя:

 - самостоятельную деятельность;

- образовательную деятельность ребенка в ходе режимных моментов;

 - взаимодействие с семьей.

2. Развивающий блок – продолжительность с 09.00 до 11.30 часов, включает в себя

 - организованную образовательную деятельность;

 - образовательную деятельность в ходе режимных моментов.

3. Вечерний образовательный блок – продолжительность с 15.30 до 18.00 часов, включает в себя:

 - организованную образовательную деятельность;

 - самостоятельную деятельность;

- образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

- взаимодействие с семьей.

Расписание непосредственно – образовательной деятельности в средней группе №2

День недели

Непосредственно - образовательная деятельность

Индивидуальные занятия

понедельник

10.00-10.15Индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

Занятие с педагогом - психологом

вторник

9.45.- 10.00. Индивидуальная работа воспитателя с ребенком

среда

9.45.- 10.00. Индивидуальная работа воспитателя с ребенком

четверг

9.45.- 10.00. Индивидуальная работа воспитателя с ребенком

пятница

9.45.- 10.00. Индивидуальная работа воспитателя с ребенком

2.4. Взаимодействие с семьей воспитанника

Основной задачей работы с родителями ребенка с синдромом Дауна является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития. Основные формы взаимодействия с семьей:

1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи. 2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, информирование родителей о существующих образовательных программах, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. 3.Образование родителей: организация (лекции, семинары, семинарыпрактикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки), совместные занятия специалистов с ребенком и его родителями, включение родителей в общение с детьми.

4.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности, вовлечение родителей в игровую деятельность с детьми, совместное изготовление игр и пособий.

2.5. Взаимодействие педагогических работников в разработке и реализации коррекционных мероприятий

 Администрация учреждения осуществляют тесное взаимодействие педагогических и медицинских работников; создают оптимальные условия для организации преемственности в работе сотрудников педагогического коллектива; оказывают методическую помощь педагогам; привлекают родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе; оценивают качество и устойчивость результатов коррекционной работы и эффективности проводимых коррекционных воздействий.

Музыкальный руководитель развивает музыкальные и творческие способности воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей.

Педагог-психолог: 

1) оказывает помощь ребенку в адаптации (совместно с воспитателями и медицинским персоналом);

2) проводит психологическую диагностику, предлагает педагогам по ее результатам необходимые рекомендации;

 3) организует психолого-диагностическую и психокоррекционную работу с семьей воспитанника;

 4) проводит консультативную работу с педагогическим персоналом;

 5) направляет профессиональную деятельность на создание социально – психологических условий для комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

2.6. Организация коррекционно-развивающей деятельности для детей с синдромом Дауна

Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с синдромом Дауна являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы.

Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе, педагога -психолога, воспитателей, музыкального руководителя.

Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей ребенка с синдромом Дауна; освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормам.

В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

 - системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

 - сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

 - систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;

 - интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;

 - использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.

Коррекционная работа включает время, отведенное на:

 - индивидуальные коррекционно-развивающие с педагогом-психологом.

- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально -художественной) с квалифицированной коррекцией недостатков в психофизическом развитии ребенка;

 - самостоятельную деятельность ребенка;

 - взаимодействие с семьей ребенка по реализации адаптированной программы дошкольного образования для ребенка с синдромом Дауна.

Структура коррекционной работы представлена блоками.

I блок. Диагностический. 

Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, позволяющей:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с синдромом Дауна;

 - спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 - определить условия воспитания и обучения ребенка;

- консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с синдромом Дауна всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, диагностический двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус.

Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование. Обследование ребенка проводится индивидуально педагогом-психологом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом составляются рекомендации для разработки адаптированной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.

В середине учебного года специалисты проводят промежуточный мониторинг динамики развития, его успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.

В конце учебного года (май) специалисты обсуждают результаты коррекционно- развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делают вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы. Педагог-психолог осуществляет диагностику (плановая и по запросу) эмоционально-волевой сферы, детско-родительских отношений в семье, межличностных отношений в детской группе, проводит комплексную оценку интеллектуального развития воспитанника, особенностей развития психических процессов. Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.

Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.

II блок. Коррекционно-развивающий

Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется индивидуально ежедневно (в чередовании разными специалистами). Большая часть мероприятий проводится в отдельных, специально оборудованных для этого кабинетах. Кабинеты оснащены дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной коррекционной работы. Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 10 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты занятия. Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов. Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач. Коррекционно-развивающая работа строится на основе личностно-дифференцированного подхода с включением оперирования разными видами обучения, методами и приемами актуализации знаний ребенка и его психических процессов. Дифференциация деятельности педагогических работников группы и содержание работы определяется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, структуры отклоняющего дефекта в рамках единой лексической темы и планируется на каждую неделю. Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, музыкально-театральная среда и др.). Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению.

       При подготовке праздников воспитателю следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка. Реализация Программы предусматривает обеспечение здоровьесберегающих условий и предполагает:

- внесение изменений в режим дня: увеличено время на проведение гигиенических процедур, время, отводимое на сон, прием пищи;

- профилактику физических, умственных и психологических перегрузок воспитанника (оптимальный режим учебных нагрузок; широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной деятельности: использование при планировании работы наиболее доступных методов работы: практических и наглядных, включение движения в образовательный процесс

Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.

 Реализация основной образовательной программы обеспечивает участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

III блок. Информационно просветительская работа 

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна в условиях общеобразовательной группы сверстников. Для реализации этой задачи организуется работа , родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационно- просветительской работы: педагог-психолог, старший воспитатель. Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с синдромом Дауна. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями группы, педагогом -психологом семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии, детской психологии.

IV блок. Консультативная работа

Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна через взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами учреждения, семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально -дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

3. Организационный раздел

 3.1. Материально-техническое обеспечение

 МБДОУ №4« Золотой ключик» г. Константиновска  для реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования и обеспечения образовательного процесса располагает необходимой материально – технической базой.

Наименование

Оснащение

1

Кабинет педагога - психолога

Шкаф для книг, компьютерный стол, стул, компьютер, стол детский (2), стул детский (10), пуфики (2), стул взрослый (1), диагностический инструментарий, методическая литература, действующая документация, дидактические пособия, игрушки.

2

Музыкальный зал

Музыкальный центр, разнообразные музыкальные инструменты для детей, подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями, пособия, игрушки, атрибуты, различные виды театров, ширма для кукольного театра, детские и взрослые костюмы, стулья детские, стол, шумовые коробочки,  методическая литература

3

Физкультурный зал

Уголки для двигательной активности ребенка,  тренажеры, информационные папки, методическая литература, музыкальный центр, аудиозаписи, наглядный материал (схемы выполнения упражнений), наглядно -дидактический материал по предупреждению травматизма на занятиях по физической культуре, игровые атрибуты для подвижных игр.

3.2. Перечень используемых методических пособий, программ и технологий.

Перечень программ и технологий

1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.М. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология, 2002-№5.

 2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - Спб. :Издательство«Союз», 2001

 3. Бруни.М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. – Москва, 2005.

4. Екжанова. Е. А, Стребелева. Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

 5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна.Методическое пособие. –Москва. 2002.

 6. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей синдромом Дауна.Методическое пособие. –Москва. 2002.

7. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. :Ассоциация Даун Синдром, 2001.

 8. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва 2010.

 9. Поле Е., Жиянова П.Л. Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2013.

 10. Патриция С. Уиндерс. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна.- Даунсайд Ап. Москва 2011

 11. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением // Дефектология. – 2002. –№ 5. – C. 68-72.

Перечень пособий

1. Алехина А.В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна//Дефектология-1999. -№5.-С 11-18.

2. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.

 3. Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: метод. пособие / О.Е.Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005, -128 с.

 4. Материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

5. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998.

 6. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75 7. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.- 164 с.

3.3. Организация режима пребывания ребенка с синдром Дауна в группе Режим дня

 Средняя группа (возраст от 3,5 лет до4,5 лет)

№ п/п

Мероприятия

Время исполнения

дома

1

Подъём, утренний туалет

7.00 – 7.30

В детском саду

1

Приём, осмотр, измерение температуры, подвижные игры, совместная деятельность, общение, самостоятельные игры.

Обеспечить постепенное вхождение ребенку в жизнь детского сада; создать спокойный психологический комфортный настрой для ребенка; способствовать укреплению интимно-личностного контакта воспитателя с ребенком; содействовать формированию у ребенка чувства общности.

 Беседа с ребенком о предстоящем дне, использование наглядного расписания

7.30 – 8.00

2

Утренняя гимнастика

8.00 – 8.10

3

Подготовка к завтраку (умывание), завтрак. Индивидуальная работа с ребенком: формирование гигиенических навыков, используя алгоритм последовательности умывания, формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).

8.10 – 8.45

4

Подготовка к образовательной деятельности, самостоятельные игры, игры подвижные. Содействие созданию у ребенка позитивного и деятельного настроя на образовательную деятельность. Ознакомить ребенка с предстоящей  образовательной деятельностью, используя наглядное расписание

8.45 – 9.00

5

Непосредственно образовательная деятельность. (Образовательные ситуации на игровой основе по подгруппам)

Физминутки в 9.05; в 9.25.

 Подготовка к прогулке, прогулка:

• игры с выносным материалом;

 • игровые упражнения

9.00 – 9.15

9.15 – 9.30

9.30-9.45.

6

Самостоятельные игры, общение по интересам.

Индивидуальная работа с ребенком: включение ребенка в коллектив сверстников, обыгрывание игровых ситуаций.

9.45-10.00.

7

2- й завтрак

10.00-10.10.

8

Прогулка:

• подвижные игры;

 • труд

10.10-11.20

9

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.20-11.30

10

Подготовка к обеду, обед.

 Индивидуальная работа с ребенком: формирование гигиенических навыков, используя алгоритм последовательности умывания, формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами).

11.30-12.00

11

Дневной сон

12.00-15.00

12

Постепенный подъём детей, воздушно - водные процедуры, корригирующая гимнастика.

 Обеспечить постепенное пробуждение ребенка после дневного сна; создать спокойный психологический комфортный настрой для ребенка; способствовать укреплению интимно-личностного контакта воспитателя с ребенком;

15.00-15.20

13

Подготовка к полднику, полдник Индивидуальная работа с ребенком: формирование гигиенических навыков, используя алгоритм последовательности умывания, формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами)

15.20-15.40

14

Игры

 Индивидуальная работа с ребенком: включение ребенка в коллектив сверстников, обыгрывание игровых ситуаций.

15.40-16.00

15

Развивающие подгрупповые образовательные ситуации на игровой основе (НОД) физкультминутка в 16.05;

16.00-16.10

16

Игры, досуги, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность по интересам

16.10-16.25

17

Индивидуальные занятия с специалистами(педагогом-психологом)

16.25-16.40

18

Игры, досуги, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность по интересам

16.40-16.55

19

Прогулка, уход детей домой:

• игры детей с выносным материалом;

 • подвижные игры

16.55-18.00

        Дома

1

Прогулка

19.00-19-50

2

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

19.50-20.20

3

Укладывание.

20.20-21.00

4

Ночной сон

21.00-7.00

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с синдромом Дауна

 При проведении коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна большое значение имеет правильная организация предметно -пространственной развивающей среды, как в кабинетах специалистов, так и в групповом помещении. Известно, что развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности.

Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Групповое помещение представляет собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не перегружены оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении учитывается, что ребенок с синдромом Дауна плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому расположение мебели и количество развивающих модулей в группе меняется редко.

 С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У ребенка с синдромом Дауна движения плохо скоординированы, проявляется моторная неловкость, он не обладает быстротой реакции. Поэтому помещение группы одновременно и обеспечивает безопасность и стимулирует двигательную активность. Центр группового помещения - остается свободным. Для формирования сенсорных способностей (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в групповом помещении есть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики, в группе предусмотрено большое количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Ребенок предпочитает крупные яркие игрушки, которые сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в группе отсутствуют неестественно окрашенные игрушки, так как у ребенка формируются первичные представления об окружающем. Для закрепления процесса одевания (раздевания), накрывания на стол имеются алгоритмы последовательности действий. Для ознакомления ребенка с режимными моментами, образовательной деятельностью есть набор фотографий. Для ознакомления ребенка с предстоящей деятельностью есть наглядное расписание. В группе есть уголок уединения.

В кабинетах специалистов созданы комфортные, безопасные условия для занятий. Обязательно учитывается такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Особое внимание уделено оформлению места для занятий за столом и у зеркала. Достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки – важные детали для создания комфортного состояния и детей и специалистов.

Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить ребенка к занятиям у зеркала, сделать их привлекательными, имеется набор игрушек. С такими игрушками – «помощниками» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики специалисту быстрее удается добиться от ребенка точности выполнения движений.

Игры, игрушки и пособия размещены в шкафах и на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка открыты, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы.

В кабинете педагога-психолога для ребенка предусмотрена особая сенсорная зона, содержащая игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, дидактические игры для стимуляции ориентировочноисследовательской и речевой деятельности; игры на установление причинноследственных связей, игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира, игры для формирования представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы.

На закрытых полках и шкафах в специальных папках хранится материал по изученным лексическим темам. В каждой папке есть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, неречевых психических функций.

Эффективность использования в работе различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психо- эмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями имеется пространство: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах и на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка открыты, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется в соответствии с индивидуальным коррекционным маршрутом.

Приложение 1

Мониторинг развития ребенка 4- 5лет

Ф.И.__________________________                   возраст________________

Критерии и показатели

сроки

Примечания

сентябрь

декабрь

май

Адаптация в условиях группы

1. Готовность к положительным эмоциональным контактам:

с взрослыми;

 с детьми

2.Сотрудничество с взрослыми: в предметно -практической;

 в игровой деятельности

Активно подражает

Речевое развитие

Активно реагирует на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией

Способен к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний

Подражает:

Жестам, мимике взрослого

Включает речевое сопровождение в предметно -практическую деятельность

Познавательное развитие

Понимает названия и находит: - предметы обихода

- игрушки

- части тела человека

- части тела животных

- домашних животных

- собака

 - кошка

 - корова

диких животных

 - лиса

- заяц

- медведь

Активно употребляет (допускается искажения звукослоговой структуры) существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки

некоторые явления (дождь, снег, солнышко, травка)

Предметно-орудийные действия

Использует бытовые предметы с учетом их функций

Использует предмет в качестве орудия в проблемных ситуациях

Владеет поисковыми способами в предметной деятельности (практическое примеривание и пробы)

Практическая ориентировка в свойствах предметов

В свойствах предмета «Почтовый ящик»

Величине (большой – маленький)

Идентификация цвета предмета с цветом образца

Ориентировка в количестве (один – много)

Воспроизведение темпа в движениях под музыку

Воспроизведение простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх

Понимает названия музыкальных инструментов (дудочка, барабан)

Находит музыкальные инструменты по звукоподражанию

Координированные движения рук

При выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками)

Предметами обихода (чашкой, ложкой)

Овладение элементарными изобразительными навыками Точки Горизонтальные линии Вертикальные линии

Заключение и рекомендации.

Приложение 2

Перспективно- тематическое планирование коррекционно-образовательного процесса воспитателя ( ребенок с синдромом Дауна четырех лет)

Познавательное развитие

(Формирование математических представлений. Сенсорное развитие)

                                                       сентябрь- май

№п/п

Тема

Содержание

1

Выделение предметов по цвету среди однородных (красный, желтый)

Цвет:

Красный

 Желтый

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»).

2

Соотнесение однородных предметов по цвету, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет:

Красный

Желтый

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого)

3

Выделение предметов по форме (шар, куб)

Шар, Куб

Выделять предмет заданной формы среди других предметов по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога шар (куб) Группировать предметы по форме (шары, кубы) по образцу, по словесной инструкции. Различать тактильно шар, куб

4

Выделение предметов по 2 контрастным величинам

Большой -Маленький

Выделять предметы заданного размера по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет большого (маленького размера)

5

Величина предметов (большой -маленький)

Большой -маленький

Выделять предметы заданной величины. Группировать предметы по признаку величины. Соотносить величину предметов. Показывать большой и маленький предметы. Различать тактильно большие и маленькие предметы

6

Соотнесение однородных предметов по величине, объединяя их в группы и выделяя по слову

Большой, Маленький

Соотносить предметы по размеру, объединяя их в группы: больших и маленьких размеров

7

Повторение пройденного материала. Выделение предметов по цвету, форме и величине.

Красный, желтый

Шар

 Куб

 Большой Маленький

Выделять предмет заданного цвета, формы, величины по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет красного (желтого) цвета («Дай красный»), шар (куб), предмет большого (маленького размера).

8

Соотнесение однородных предметов по цвету, форме и величине, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет:

Красный Желтый

Шар, куб Большой, Маленький

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (красного, желтого), форме и величине.

9

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий- пушистый через тактильное взаимодействие с предметами

Мяч пластмассовый, Игрушка (кошка пушистая)

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

10

Восприятие предметов по плотности: мягкий -твердый через тактильное взаимодействие с предметами

Кубик деревянный Мяч резиновый

Интенсивная стимуляция тактильного восприятия посредством сопряженных движений руками при обследовании предметов.

11

Форма предметов. Круг

Круг

Шар

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога круг. Соотносить круги, объединяя их в группу Группировать предметы по форме (круги) по образцу, по словесной инструкции Рисовать круг пальцем на крупе Складывать круг из двух полукругов по подражанию, образцу, самостоятельно Соотносить плоскостные и пространственные фигуры (шар-круг)

12

Форма предметов. Квадрат

Квадрат

Куб

Выделять предмет заданной формы среди других по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога квадрат. Соотносить квадраты, объединяя их в группу. Выкладывать квадрат из палочек по образцу, по словесной инструкции Складывать квадрат из 2-4 частей по образцу, по словесной инструкции Соотносить плоскостные и пространственные фигуры (куб-квадрат)

13

Ориентировка в пространстве. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела. Части тела

Руки Ноги Голова Глаза Уши Рот, нос

Показывать части тела сопряженно (по подражанию) на себе, кукле, на картинках.

14

Выделение предметов по цвету среди однородных (зеленый, синий)

Цвет

 Зеленый Синий

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же».

15

Соотнесение однородных предметов по цвету, объединяя их в 2 группы и выделяя по слову

Цвет

Зеленый Синий

Выделять предмет заданного цвета по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога предмет зеленого(синего) цвета («Дай зеленый»).

16

Выделение предметов по форме (шар, куб, кирпич)

Шар

 Куб

 Кирпич

Соотносить предметы по цвету, объединяя их в группы заданного цвета (зеленого, синего)

17

Выделение предметов по 2 контрастным величинам

Большой Маленький

Выделять предмет заданной формы среди других предметов по инструкции «Дай такой же». Находить по инструкции педагога шар, куб, кирпичик Группировать предметы по форме (шары, кубы, кирпичики) по образцу, по словесной инструкции. Различать тактильно шар, куб, кирпичик

Выделять геометрическую форму по инструкции «Дай такой же». Сортировка геометрических фигур по форме.

18

Формирование групп однородных предметов (один -много)

Один - много

Выделять предметы заданной величины. Группировать предметы по признаку величины. Соотносить величину предметов. Показывать большой и маленький предметы. Различать тактильно большие и маленькие предметы. Соотносить предметы по размеру, объединяя их в группы: больших и маленьких размеров

19

Повторение пройденного материала. Выделение предметов по цвету, форме и величине

Красный, желтый,

синий, зеленый

Шар Куб Большой Маленький Один

 Много

Показывать один и много предметов.

               Художественно-эстетическое развитие  (Рисование.  Лепка)

№ п/п

Тема

Содержание

1

Картинка с листиками (аппликация)

Листик

Лист бумаги Желтый лист Клей

Намазывать клеем лист Приклеивать желтую листву на лист бумаги

2

Рисование осеннего ковра (листики)

Рисовать Краска Кисть Красное пятно Желтое пятно

Обмакивать кисть в краску Примакивать к листу бумаги Выполнять задание сопряженно

3

Работа с пластичным материалом: Раскатывание палочек из пластилина

Пластилин (глина) Размять Раскатать между ладонями

Разминать пластилин . Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию

4

Рисование дорожки

Кисть Краска Дорожка

Выполнять, рисовать горизонтальную линию сопряженно или по показу

5

Комкание бумаги, салфетки. Аппликация «Снеговик» или «Снежки»

Бумага Салфетка Комок шарик

Сминать бумагу (салфетку) по подражанию. Выполнять аппликацию из салфетки (Снеговик или Снежки)

6

Аппликация из ваты «Украсим сапожок» (валенок)

Лист бумаги Клей Приклеить Вата

Намазывать клеем лист Приклеивать вату на шаблон сопряженно или по показу.

7

Лепка «Украсим шапку» (крупой, бусинками)

Шапка Пластилин Крупа (бусинки)

Украшать шаблон шапки горохом, гречкой и др. крупой (или бусинками) по образцу или собственному замыслу. Выбирать нужную бусинку или крупу. Вдавливать горошины (бусинки) в пластилин.

8

Лепка «Пуговицы для платья»

Платье Пуговица Круглая Шар Разминать Скатывать Сплющивать Прижимать Прикручивать

Соотносить платья по цветам. Выполнять круговыми движениями ладоней шарик, сплющивать его, прикручивать (прижимать) на шаблон платья.

9

Аппликация «Медведь»

Медведь Голова

 Лапы Туловище

Уши

Намазывать клеем готовые детали. Приклеивать детали на лист бумаги по образцу (или сопряженно)

10

Работа с пластичным материалом: Раскатывание палочек из пластилина , скатывание шаров, ощипывание кусочков от столбика «Снег»

Пластилин (глина) Размять Раскатать, скатать, отщипнуть

Разминать пластилин . Скатывание круговыми движениями ладоней шары. Раскатывать прямыми движениями в ладонях палочки по подражанию, ощипывание кусочков пластилина от столбика. Аппликация «Снег»

11

Рисование пипеткой «Кап, кап, капель…»

Весна

 Капель Кап, кап

Вода

Сосулька Набирать Нажимать

Набирать пипеткой подкрашенную воду. Капать из пипетки над белым листом бумаги, под проговаривание «кап, кап, кап…»

12

Рисование вертикальных линий (травка) пальцем или кистью

Кисть

 Краска Палочка

Рисовать короткие штрихи и линии, правильно держа кисть в руке.

13

Рисование дорожки

Кисть

Краска Дорожка

Выполнять, рисовать горизонтальную линию сопряженно

14

«Цветочная поляна» рисование цветных пятен (губкой)

Поляна, цветы Много

Губка. краска Набирать Примакивать Прижимать

Обмакивать губку в краску. Прижимать (примакивать) губку на фон, оставляя цветные пятна (цветы)

15

Построение из строительного материала стола, стула и кровати для куколки

Кубик, кирпичик Стол, стул Кровать Поставить Наложить/ приложить

Сооружать простые предметы мебели (стол, стул, кровать, диван) по показу. Обыгрывать постройки вместе с педагогом.

16

Работа с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша

Палочки, красный цвет, слева направо, ряд

Выкладывать палочки плотно друг за другом слева направо (Забор огорода), совместно с воспитателем.

17

Конструирование из 4х объемных элементов (шары, кубы) «Заборчика

Шар

Куб

Ряд

Выполнять простейшие постройки (заборчик), подражая педагогу и по образцу (после его предварительного анализа) под руководством педагога: выделять основные части постройки, определять необходимые строительные элементы.

18

«Котенок» (аппликация)

Ушки

 Лист бумаги Клей

 Наклеить

Намазывать клеем ушки и приклеивать на голову котенка.

19

Рисование дорожки для машины

Рисовать Краска

 Кисть Горизонтальные линии

Обмакивать кисть в краску Рисовать горизонтальную линию Выполнять задание сопряженно

20

Рисование мелком лучиков у солнышка

Кисть

Краска

 лучики

Выполнять, рисовать прямую линию сопряженно или по показу

21

Комкание бумаги, салфетки. Аппликация «Зернышки для птиц»

Бумага Салфетка Комок

 шарик

Сминать бумагу (салфетку) по подражанию. Выполнять аппликацию из салфетки (зернышки)

22

Рисование горизонтальных линий. «Полосатый котенок»

Кисть

Краска

полоски

Выполнять, рисовать горизонтальную линию сопряженно

Ознакомление с окружающим миром.

№ п/п

Тема

Содержание

1

Осень

Осень

Листья

 Желтый лист Красный лист Лист падает

Лист летит Сюжетные и предметные картинки (дерево желтое, листочек, дети гуляют)

Подбирать листочки заданного цвета. Понимать и выполнять инструкцию «Листья упали, собери в корзинку». Выполнять по показу (слову) подуй (лист летит).

2

Овощи

Помидор,

 Огурец,

 Морковь большой, маленький

Показывать названный овощ по инструкции «дай такой же», «дай огурец (помидор)». Соотносить овощи или муляжи с изображением. Выделять предметы большого и маленького размера

3

Фрукты

Яблоко

Груша

Банан

Показывать названный фрукт по инструкции «дай такой же», «дай яблоко (грушу)». Соотносить фрукты или муляжи с изображением. Выделять предметы большого и маленького размера

4

Домашние животные

Кошка.

Собака.

Сидит, стоит, лежит, бежит, кушает

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка. Выделять действие животного (кушает и др.) Узнавать/называть домашних животных: кошка, собака, кошка. Показывать называть основные части тела животных) Узнавать домашних животных по внешнему виду, по голосу.

5

Часть-целое (д/игра «Где чья мама»)

Домашние животные и их детеныши Соединить

Часть

 Целое

Находить нужную картинку по инструкции «Дай такую же» («Найди собаку») Собирать картинку из 2х частей по показу или словесной инструкции. Находить к животному его детеныша.

6

Одежда

Теплая куртка Сапожки Предметы одежды натуральные и в картинках

Понимать инструкцию расстегни/застегни. Выполнять сопряженно застегивание/расстегивание куртки, завязывание шапки. Узнавать/назвать одежду ее изображение на предметных и сюжетных картинках

7

Явления природы

Тучи, дождь, солнце, ветер, листья, лужи, зонт

Выполнять действие спрятать зайку под зонтом. Понимать инструкцию спрячь зайку от дождя Отстукивать ритм дождя на барабане или пальчиком на столе

8

Зима

Холодно

Снег

Санки

 горка

Формировать представления о зимних природных явлениях. Находить картинку «Дети катаются на санках», «Дети катаются с горки».

9

Игрушки

Кукла

Машина

 Мяч

Пирамидка

Удерживать внимание на игрушках. Выполнять заданные действия: дай такую же, покачай куклу, покатай машинку, толкни мяч. Звуко -подражать: качаем куклу – ааа, машина – би-би. Показывать игрушки.

Совершать адекватные действия с игрушками. Соотносить реальную и нарисованную игрушку. Выполнять простые последовательные инструкции (дай куклу, возьми мяч, посади матрешку в машину)

10

Обувь

Предметные картинки

Показывать на картинках обувь. Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением. Находить по инструкции нужный предмет. Работать с разными видами застежек (липучки, молнии, шнурки)

11

Дикие животные

Медведь,

Лиса,

Заяц Сюжетные и предметные картинки

Выделять части тела: голова, лапы, хвост, спинка. Выделять действие животного (кушает и др.). находить и соотносить животное одного вида. Собирать картинку из 2х частей.

12

Насекомые

Предметные картинки

Показывать на картинках насекомых ( бабочка, жук, муха). Соотносить одинаковые предметы, реальный предмет с изображением. Находить по инструкции нужный предмет.

13

Посуда

Тарелка

 Ложка

Чашка Покорми, напои

Показывать названный предмет. Выполнять действия с посудой и куклой (Дай тарелочку кукле, положи ложку и т.д.) Понимать значение слов и фраз, выполнять действие по сюжету «Покорми куклу» (от сопряженного до    самостоятельного выполнения) Показывать названный предмет . Выполнять действия с посудой и куклой (Дай тарелочку кукле, положи ложку и т.д.)

14

Семья

Мама

 Папа

Находить на фотографиях маму, папу. Выполнять и договаривать последние слова пальчиковой гимнастики «Семья»

15

Птицы

Птица

Клюет зернышки Клюв,  лапки

Показывать птицу, выполнять действия «Покорми птичку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития...

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...