Родина начинается с семьи!
методическая разработка (средняя группа)

Минькова Антонина Александровна

Косультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию.

«Родина начинается с семьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_eto_moya_rodina.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

1  

Косультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию.

«Родина начинается с семьи»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в    постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н.И. Пирогов 

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность в наше время, подстерегающая общество на сегодняшний день, - не в развале экономической структуры, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Вопрос по теме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста - одна из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем воспитанника, обществом и государством в целом.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в уже раннем детстве. Дети дошкольного возраста наиболее чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Очень трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что они должны закладываться сегодня. Самое важное - воспитывать в наших детях доброту, чуткость, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит дошколят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Духовно-нравственное развитие личности дошкольника - целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

Под «духовно-нравственным воспитанием» мы рассматриваем процесс содействия духовно-нравственному воспитанию человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).

Главная задача детского сада состоит в том, чтобы заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми и сегодня, кто имеет отношение к подрастающему поколению. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка-дошкольника сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина своей Родины.

И чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства, поведение.

Издавна в отечественной педагогики тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы сознания человека. Оно имело основную цель: воспитывать человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным и трудолюбивым, скромным, уважительным.

Решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения, их тесной связи между собой.

Одна из проблем нашего образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений.

Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

На современном этапе реформирования дошкольного образования необходимо использовать комплексную систему нравственных, и духовных взаимосвязей, основанных на правовых нормах. Основой такой системы является окружающая ребенка среда. Среда – это социальные культурные экономические факторы и природные условия жизни людей. Социальная среда это широкая социальная действительность, непосредственно окружающая ребенка, влияющая на его формирование и развитие. Этнокультурная среда - исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей - этнос, объединён единой духовной и культурной традицией.

Духовно-нравственное воспитание в условиях этнокультурной среды понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение к общечеловеческим ценностям, естественное вхождение ребенка в духовный мир и традиционную культуру родного края. При этом понятие духовный связано с внутренним миром человека, а понятие нравственный, соблюдающий нормы общественного поведения, соответственно требованиям морали.

В Российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, которое ставило перед собой основную цель – воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, уважительным, ответственным.

Духовно-нравственное воспитание в условиях этнокультурной среды благотворно влияет на все стороны взаимоотношений ребенка с миром: на психофизическое, этическое и эстетическое развитие, гражданскую позицию, патриотическую и семейную ориентацию. Духовно-нравственное развитие личности дошкольника возможно только совместными усилиями семьи, ДОУ и государства.

Представления о собственной этической принадлежности складываются у ребенка в течение 3-5 лет, это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной духовно-нравственной сфер личности. Поэтому этот возраст нельзя упустить для становления представлений о добре и зле, нравственных эталонах поведения во взаимоотношениях.

Носителями культурных способов познания для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи. В семье ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с предметами окружающего мира, с людьми, природой. Принадлежность семьи к тому или иному этносу, соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу – условие стабильного и целостного существования семьи.

Государственный стандарт образования - это минимальный исходный уровень образованности, который государство может обеспечить своим гражданам. Это предел, достигнув которого нельзя останавливаться в образовании развивающейся личности.

Региональное образование - это более высокий уровень образованности по сравнению с исходным, задаваемым Госстандартом.

Нашим дошкольным учреждением разработан единый проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Но в соподчинении с основным проектом вложены проекты педагогов, починенные решению единой цели и единым задачам нравственного воспитания детей. Но неотъемлемой частью всех проектов педагогов является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Содружество семьи и детского сада постоянно ведется в дошкольном учреждении, но необходимо углубленно изучить и проработать данный аспект. Эта раюбота построена через разработку и реализацию проектов совместно с родителями воспитанников ДОУ. Данные проекты разработаны на несколько возрастных групп, что позволяет увидеть многообразие и целостность решения одной проблемы: нравственное воспитание ребенка-дошкольника.

2

  Консультация для родителей

 «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

Введение.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить правилам общения и умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно – нравственных качеств личности. Из всех методов и средств воспитания детей дошкольного возраста, на мой взгляд, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания являются народные игры.

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать успех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

В последние десятилетия наблюдается серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

Родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.  Эмоциональный контакт, возникающий при этом, является необходимым условием для нормального психического, физического и духовного развития маленького человечка.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривались учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника. В  ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. Народная педагогика, передавая этот социальный опыт, ориентирует тем самым ребенка на общество, а не на личность. Общество ненавязчиво, ненастойчиво направляет каждого своего члена с младенческих лет в русло отшлифованных поколениями традиций. Поколения меняются, традиции народной педагогики остаются.

Применяемые  в народной педагогике средства и методы в полной мере учитывают присущие дошкольному возрасту психофизиологические особенности: потребность в любви и ласке, положительном эмоциональном состоянии, стремление к активной деятельности. Народная педагогика по-другому называется семейная или родительская педагогика. Именно с маминого нежного голоса, ее мягких теплых рук начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в этом огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве. В психике маленького ребенка происходит неосмысленное восприятие таких представлений о себе: я есть, я любим, я защищен, я хороший, я сам, я хочу, я должен и т .д. От эмоциональной окраски этого первого «образа мира» и «чувственной ткани сознания» (А.Н. Леонтьев) во многом зависит дальнейшее становление личности, формирование ее ценностных  установок и ориентаций.


   

 Народные игры, которые можно использовать для развития нравственных качеств в семье.

«Коза рогатая»

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Активизация тактильной чувствительности.

Описание: Взрослый изображает рукой рога, выставляя указательный палец и мизинец, приговаривая: «Идет коза рогатая..» (ребенок может сидеть на коленях у взрослого, лежать в кроватке). Игра может использоваться в процессе игр или когда ребенок пробуждается, а также для поднятия ему настроения.

«Сорока – белобока»

Цель: Эмоциональная удовлетворенность, развитие сосредоточения, слухового и зрительного внимания.

Описание: Взрослый держит руку ребенка ладонью вверх и своим указательным пальцем совершает круговые движения по ладони, приговаривая:

«Сорока – белобока кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (По очереди загибаем пальцы, начиная с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

ты воды не носил, дров не рубил,

Каши не варил.»

Родители могут использовать игру в любой момент бодрствования.

«Ладушки»

Цель: Создание радостного настроения. Эмоциональная радость партнеров.

Партнеры учатся настраиваться друг на друга.

Описание: Один из родителей и ребенок находятся лицом друг к другу, смотрят в глаза, улыбаются. Сначала оба хлопают в ладоши, затем в ладони партнера. Потом опять в свои ладони, затем перекрестные хлопки. Хлопки производятся со словами:

«Ладушки, ладушки!

Где были ? У бабушки!

Что ели? Кашку!

Что пили? Бражку!

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у, полетели!

На головку сели!

Сели, посидели,

Прочь улетели!»

Родители могут играть в любой момент бодрствования.

«Ехали, ехали, ехали с орехами»

Цель: Развивается эмоциональная сфера ребенка. Проявляются элементы воли, преодоления страха.

Описание: Ребенок сидит на коленях у взрослого лицом к нему и держит его за руки. Взрослый слегка подкидывает его коленями, приговаривая: «Ехали, ехали, ехали с орехами, в ямку – бух!» На слове «бух» взрослый разводит колени и ребенок как бы проваливается в ямку. Родители используют в процессе игр с ребенком, или когда ребенок загрустит.

«Ласточка, перепелочка»

Цель: Испытание чувство радости от взаимодействия друг с другом. Усиление телесного контакта с родителями.

Описание: Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: «ласточка» - и одновременно с пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием «перепелочка». Задача ребенка – как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!».

Освоив игру, ребенок  сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» - палец взрослого.

«Жмурки»

Цель: Создание  эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности в семье.

Описание: Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой происходит диалог.

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал – тот становится «жмуркой». Игра может проводиться по народному календарю в новогодние праздники.

«В углы»

Цель: Укрепление эмоциональных  контактов между взрослыми и детьми. Воспитание умения побеждать и проигрывать.

Описание: В эту игру можно играть всей семьей. Четверо играющих стоят по углам, а один в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, - проигравший. Выбрав себе замену

любого из играющих – он выбывает из игры. По народному календарю эта игра может проводиться в новогодние праздники.

 «Змейка»

Цель: Объединение взрослых и детей в семье, сплочение семьи. Создание положительного настроения.

Описание:В эту игру можно играть объединившись с другими семьями. Игроки берутся за руки, образуя круг. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, преодолевая разные препятствия, закручивая змейку вокруг крайнего игрока, затем раскручивая. Ведущий подает сигнал, после которого все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку. Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась.

«Золотые ворота»

Цель: Создание радостного настроения, доброжелательной атмосферы. Воспитание организаторских умений детей. Учить детей соблюдать правила игры.

Описание: Выбирают двух игроков (лучше, если это будут папы). Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». Затем они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Затем в «ворота» проходят игроки, а сами «ворота» говорят: «золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй – запрещается, а на третий раз не пропустим вас!». «Ворота» закрываются при последних словах и ловят того, кто оказывается в них. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: «луны» или «солнца». Ребенок делает выбор и встает позади соответствующего игрока. Когда все играющие разделились на две группы, устраивается перетягивание, каждый участник кладет руки на пояс стоящего впереди.

«Орехи»

Цель: Развивать внимание, развиваются партнерские чувства, взаимодействие. Воспитание доверительного отношения друг к другу.

Описание:  Играющие садятся и поют:

В лесу на поляне

Стоит орешник в зеленом кафтане,

Богач не велик,

А орешками наделит.

Ведущий прячет в одной руке орехи и протягивает два кулака кому-нибудь из играющих со словами:

На кусте орех родился, под куст скатился,

Под куст скатился, на руках очутился.

Твое ли, мое ли?

Пока участник отгадывает, в какой руке спрятаны орехи, остальные приговаривают: Росли орехи, повыросли, с листьев повылезли,

Кончики закрутились, каждому полюбились.

Участник, угадавший, в какой руке у ведущего лежат орехи, восклицает: «Про эту сласть и у нас есть снасть!» Он становится новым ведущим.

«Перелизы»

Цель: Развивать внимание, обучение детей проявлению чувств и эмоций средствами пантомимы, помогает различать эмоциональное состояние окружающих.

Описание: Играющие берутся за руки, образуя круг. один остается в середине. Все поют и приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, да все сыновья,

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И делают вот так…

При этом стоящий в середине игрок делает какое-либо движение, и все играющие должны его повторить. Кто опоздает или сделает это по-своему.

«Дрема»

Цель: игра носит успокаивающий характер. Усилить успокаивающий эффект можно, если предложить игрокам ходить как можно тише, к концу игры перейти к ходьбе на цыпочках, говорить тише и перейти на шепот.

Описание: Все встают в кружок, в центре которого усаживается дрема. Хоровод идет по кругу и поет:

Сиди, дрема, сиди, дрема,

Выбирай, дрема, выбирай, дрема,

Бери, дрема, бери, дрема.

После этого дрема встает, выбирает кого-нибудь из игроков, тот садится в центр круга, и игра начинается снова.

«Коршун»

Цель: Способствует укреплению самостоятельности и уверенности в себе. Позволяет понять чувство защищенности.

Описание:

Из играющих выбирается коршун и наседка(лучше, если это будет мама), остальные цыплята (дети). Коршун садится в условленное место. цыплята встают гуськом за наседкой, обхватив друг друга за пояс, и вся вереница отправляется к коршуну. Подойдя, цыплята несколько раз обходят вокруг него со словами:

Вокруг коршуна хожу, ожерелие нижу,

По три ниточки, бисериночки;

Я снизала вороток – вокруг шей короток.

Или:

Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу,

По три ниточки вяжу.

Затем наседка.

Игры с яйцами.

Цель: приобщение детей к традициям празднования православных праздников, Воспитание умения побеждать и проигрывать.

Чье яйцо дольше прокрутится? – Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех прокрутится яйцо.

Катание яиц с горки – чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Бой с яйцами – Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

«Банька»

Цель: Создание доверительных и доброжелательных отношений между взрослым и ребенком через телесный контакт, развитие внимания и быстроты реакции.

Описание: Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом – выстроена «банька». Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:»Пусти в баньку!»

«Не протопил еще,» - отвечает взрослый. Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: «Пусти в баньку!»

«Мыльца нет,» - отвечает взрослый. Так поочередно каждый пальчик ребенка «просится в баньку».Взрослый может отвечать «Водичка холодная» или « Веничка нет».

Наконец взрослый может ответить: «Ну, иди!»

Ребенок просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас выдернуть его, до того, как взрослый зажмет палец ладонями.

Заключение.

Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, поэтому в своей практике я стараюсь приподнести информацию для детей в виде игровых заданий. В играх вырабатывается умение взаимодействовать с партнером, навыки самоконтроля и самодисциплины. Большое внимание оказывает игра  на формирование выдержки, упорства, инициативности. Народные игры развивают не только эти качества, но и отражают образ жизни людей, быт, труд и способствуют воспитанию патриотических чувств.

Предлагая родителям взаимодействовать с детьми в процессе проведения народных игр показываю важность этих взаимодействий для развития сплоченности членов семьи, для более глубокого познания ребенка при двигательном контактном взаимодействии. В процессе совместных игр взрослые осознают базовые потребности ребенка для его комфортного психофизического развития, имеют возможность открыто и искренне выразить свое отношение к ребенку, свои чувства. Положительной стороной использования совместных народных игр заключается в простоте проведения

и использования в любое время.

                                                 3

 « Наглядная информация для родителей: «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.

Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИНА НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ

Работа с родителями в ДОУ Цель. Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций ; обмен опыто...

Любовь к Родине начинается с семьи

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения...

"Родина начинается с семьи"-пособие из раздела Развивающая среда

Это авторская разработка.Пособие можно перемещать в раздевалку или в группу.Оно многофункциональное.Дети знакомятся с картой  России,с величием своей страны,в которой они родились и живут.Знакомя...

Любовь к Родине начинается с семьи.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Во...

Буклет "Родина начинается с семьи"

В буклете предоставлен отчёт по работе с семьёй по нравственно -патриотическому воспитанию. Используются картинки, взятые из интернета, фотографии детей размещены с согласия родителей....

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»

«Работа с родителями: любовь к Родине начинается с семьи»...

Родина начинается с семьи .

Патриотическое воспитание старших дошкольников - это совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых; тесное взаимодействие воспитателей с родителями....