Мастер-класс на тему «Эмоционально-экспрессивные игры как средство социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет»
материал (старшая, подготовительная группа)

Хабибрахманова Айгуль Рафисовна

Мастер-класс на тему «Эмоционально-экспрессивные игры как средство  социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет». Развитие эмоциональной экспрессии у детей. эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Все это обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №21 «НЕЗАБУДКА»                                      ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Эмоционально-экспрессивные игры как средство                          социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет»

Мастер-класс в рамках заседания ММО по социально-коммуникативному развитию для воспитателей ДОУ ЗМР РТ по теме: «Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками», проведенный на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 «Гусельки» ЗМР РТ

                                                            Подготовила:

                                                   Хабибрахманова А.Р., воспитатель

13.02.2020 г.

г. Зеленодольск

Цель: развитие эмоциональной экспрессии у детей.

Основными педагогическими задачами по развитию эмоциональной экспрессии у детей 4-6 лет являются следующие:

  1. Развивать эмоциональную экспрессию, ее моторные механизмы: невербальные (мимические, пантомимические, жестикуляционные) и вербальные (слова, звуки, фразы);

  1. Развивать основы выразительности внешних эмоциональных проявлений, интерес к имитационным действиям;

3. Поощрять интерес детей к созданию выразительных образов, самостоятельность в проявлении радости, страха, печали, злости, удивления.

План проведения мастер-класса.

1. Актуализация темы.

2. Теоретическая часть.

3. Ознакомление с эмоционально-экспрессивными играми.

4. Практикум: проигрывание игр

5. Анализ.

Актуальность

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности.

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Основы социально - коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его поведение, отношение к миру, самочувствие среди людей. Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с недоразвитой эмоциональной сферой. К типичным проявлениям этого состояния у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, бедность эмоциональной экспрессииэмоционального выражения и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких состояний легко возникают трудности, связанные с межличностным взаимодействием, который приводит к нежелательным последствиям в виде разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминирования собственных интересов, неумения не только учитывать содержательную линию поведения сверстника как игрового или делового партнера, но и снижению стремления понимать его намерения. Также вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно, организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии и взаимодействия с другими людьми.

Не зря одной из задач социально-коммуникативного направления в соответствии с ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллектаэмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Для решения этой задачи социально-коммуникативного направления, я использую комплекс эмоционально-экспрессивных игр. Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обеспечивают их особые эмоциогенные свойства: возможность инсценировать движения, характерные для эмоционального состояния героя; наличие воображаемых ситуаций и ролевых воплощений; возможность моделировать эмоциональные проявления, благодаря чему весьма продолжительное время поддерживается высокая мотивированность детей.

Эмоционально экспрессивные игры направлены на развитие умения у детей воплощать различные ситуации из жизни животных (имитация повадок, способов передвижения, звукоизвлечений) и передавать эмоциональные состояния литературных героев путем персонификации и т. д. В эти игры преднамеренно закладывается материал, побуждающий дошкольников проявлять собственные эмоциональные переживания в ходе совершаемых действий. Эмоционально игровой контекст в этих играх учитывает возрастные особенности и носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы педагога.

Побуждая детей к эмоциональному самовыражению, эти игры создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости, гибкости телодвижений и т. д. Само содержание и последовательность выполнения игровых действий в них предполагают преднамеренное расширение способов экспрессивного выражения эмоций и совершенствование таких форм эмоционального реагирования, как эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление.

Содержание эмоционально экспрессивных игр направлено на развитие всех компонентов, составляющих эмоциональную экспрессию: жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации. Образная передача движениями состояний радости, грусти, злости, страха, удивления.

В эмоционально экспрессивных играх весь путь от зарождения экспрессивных проявлений до их демонстрирования контролируется «культурным контекстом» игры, сюжетом, игровой ролью.

Сегодня я предлагаю вам несколько игр, которые, я надеюсь, пригодятся вам в вашей дальнейшей работе.

  1. Игра «В магазине игрушек».

       Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать интерес к партнёру.

     Описание игры: игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни – игрушки, другие – покупатели. «Игрушки» занимают место на полках (садятся на стулья, становятся на скамейки). При этом каждая «игрушка» должна придумать движения, которые она будет демонстрировать перед «покупателем». Затем педагог, исполняющий роль «продавца», открывает «магазин», произнося слова:

Где живут игрушки?

В специальном магазине.

Там куклы и машины

Стоят в цветной витрине.

Пойдем мы с вами вместе

В красивый дом большой,

Там мячики и трости,

Грибочки под сосной.

Давайте поиграем

В любимые игрушки:

«А ну ка, отгадайте,

Какие здесь зверюшки?»

«Покупатели» делают свой выбор. «Продавец» заводит по очереди каждую выбранную игрушку. «Игрушка» продается в том случае, если «покупатель» угадывает ее название.

При повторении игры дети меняются ролями«покупатели» становятся «игрушками», а «игрушки» – «покупателями».

  1. Игра «Бабушкины загадки».

       Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении; развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

 Описание игры: педагог, переодевшись в костюм бабушки - загадушки, приглашает детей пообщаться с ней. Далее педагог предлагает отгадать загадки и изобразить характерные повадки, способы передвижения различных животных. Варианты загадок такие.

1. Все жужжит она, жужжит,

Над цветком она кружит.

Села. Сок с цветка взяла,

Мед готовит нам… (пчела).

2. И в лесу мы, и в болоте.

Нас всегда везде найдете –

На полянке, на опушке.

Мы – зеленые… (лягушки).

3. Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок.

Я веселый… (поросенок).

4. Он всю зиму в шубе спал,

Свою лапу все сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь).

5. Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка.)

6. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

  1. Игра «Старушка - веселушка».

       Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении, развивать чувство общности и принадлежности к группе, создание положительного эмоционального фона.

Описание игры: игра проводится с подгруппой детей. Педагог, читая текст, предлагает детям изобразить различные эмоциональные состояния старушки веселушки:

Я, старушка веселушка,

Люблю петь и танцевать…

А еще люблю кривляться.

Давайте вместе повторять.

Улыбнусь, потом нахмурюсь,

Удивлюсь и разозлюсь,

Испугаюсь, вновь нахмурюсь

И опять всем улыбнусь.

  1. «Попробуй рассмеши».

Цель: научить использовать мимику, пантомимику в общении.

     

     Описание игры: ребенок садится на стул и изображает из себя надутого и обиженного человека. Задача всех участников игры-рассмешить ведущего (они могут строить рожицы, щекотать, рассказывать смешные истории). Тот кому удалось рассмешить товарища садится на его место.

  1. «Как  говорят  части  тела».

           Цель: учить невербальным способам общения.

           

          Описание игры: воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

  • как говорят плечи "Я не знаю”;
  • как говорит палец "Иди сюда”;
  • как ноги капризного ребёнка требуют "Я хочу!”, "Дай мне!”;
  • как говорит голова "Да” и "Нет”;
  • как говорит рука "Садись!”, "Повернись!”, "До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

  1. «Здороваемся без слов».

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Описание игры: дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

     

       7.   «Фото на память»

           

           Цель: развить воображение, подражательность, мимику детей.

           

           Ход игры. Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) - артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть - фотограф должен сделать фото на память.

Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото и т. д.

     

    Таким образом, развивая эмоциональную экспрессию детей мы сами принимаем ролевое участие в игре, развиваем у детей умение входить в образ, умение передавать собственные переживания в ходе совершаемых игровых действий, а также поддерживаем инициативу и самостоятельность детей в оформлении экспрессивных проявлений. Эмоционально-экспрессивные игры способствуют развитию основ выразительности внешних эмоциональных проявленийразвивают интерес детей к созданию выразительных образов.

Итак, выше сказанное позволяет нам сделать выводы о том, что эмоциональная сфера выступает важной составляющей в развитии личности дошкольников, поскольку никакое общение и взаимодействие не будет результативным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Все это обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...

Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"

Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...

Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...