Уроки этикета
учебно-методический материал

Дулько Светлана Викторовна

Что такое этикет? Для чего он?

Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭТИКЕТОМ

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие  могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения.

• Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т. д.

• Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

Стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Существуют определенные нормы и правила поведения, которые нужно постепенно объяснить ребенку. Другими словами, разъяснить, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Проводимая работа помогает ребенку адаптироваться в коллективе, учит общаться со сверстниками и родителями, другими взрослыми.

Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт установленный порядок, выработанный совместными усилиями педагога и детей. Для воспитания этикетного поведения необходимы определённые условия.

Основные правила этого порядка можно сформулировать так:

- Проявляем к каждому дружеское участие и терпение;

- Сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;

- Доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;

- Не отказываемся в участии в играх и упражнениях;

- Не стесняемся своего незнания и неумения;

- Не боимся ошибаться сами и не смеёмся над ошибками других.

В результате постепенно у детей формируется интерес к правилам поведения, желание их выполнять.

Формирование правил и этикетных норм поведения в дошкольном возрасте ведется в трех основных направлениях:

• Столовый этикет

• Речевой этикет

• Гостевой этикет

Столовый эикет

Ранний дошкольный возраст - 1-3 года

Педагог рассказывает малышу, как стоит поступать, а как нет, мотивируют ребенка, показывая правила этикета на личном примере. Прежде всего, столового.

Столовый этикет представляет собой свод небольших, но довольно значимых правил, которые должны быть известны детям раннего возраста. Прежде всего, малышам объясняют, что они не должны выплевывать еду, размазывать ее по столу, выбрасывать из тарелки, учат правильно держать ложку и чашку; самостоятельно есть ложкой из тарелки; пить из чашки; откусывать хлеб или яблоко; вытирать рот салфеткой. Это самые основные правила. Столовый этикет для детей 1-3 лет не слишком обширный. Достаточно того, что малыши будут вести себя тихо и спокойно за столом, не будут разговаривать во время еды.

Младший дошкольный возраст - 3-4 года

В 3-4 года детей  учат сохранять правильную позу во время еды. Приучают пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой. Объясняют, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка и др.) Знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол к чаю. Привлекают внимание к заданному взрослым образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом). Взрослые обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, тем самым, вызывая ответный эмоциональный отклик.

В 4-5 лет детей продолжают учить сохранять правильную позу во время еды. Совершенствуется умение детей пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой. Дети учатся способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы («Подай (подайте, пожалуйста»; «Будь добр (будьте добры, передай пожалуйста»; «Спасибо»«Пожалуйста»«Благодарю»). Продолжается знакомство детей с тем, что, как и чем едят (печенье, конфеты, ягоды, фрукты из компота, сосиски, омлет, пирожки и др.). Расширяются знания детей о сервировке стола (завтрак, обед) и столовых приборах (суповая тарелка, нож, чайная ложка). Формируется эстетическое отношение к сервировке стола, дети упражняются в умении украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток и т. д.).

Ознакомление с речевым этикетом

Малышей раннего возраста начинается со знакомства с "волшебными" словами, спасибо; пожалуйста, здравствуйте; доброе утро; приятных слов, детям такого возраста тяжело даются сложные слова, однако ребенок должен их слышать, т. к. слыша эти слова, ребенок учиться понимать их смысл, что в будущем ему обязательно пригодится.

В этом же возрасте  учат ребенка не обижаться по пустякам, не обижать сверстников, не отбирать игрушки. От этого зависит то, насколько подготовленным он окажется к большему по размеру коллективу (к школе).

В 3-4 года Основной целью для педагогов является ввести в речь ребенка общепринятые формы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинения и так далее). Учат договариваться друг с другом во время игры, соблюдать очередность, не обижать товарищей, уважительному и доброжелательному общению по отношению к окружающим.

В 4-5 лет закрепляются навыки приветствия при встрече знакомых, прощания при расставании; дети учатся самостоятельно без напоминания применять в речи вежливые слова«спасибо»«пожалуйста»«извините», благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т. д.

Договариваться между собой, обращаться к взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей; не ябедничать; в случае проступка просить прощения, сдерживать свои отрицательные эмоции.

Разговаривая с собеседником, смотреть на него, не перебивать чужой разговор; задавать вопросы в конце беседы. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, могут сделать ему замечание.

Узнают о том, что в разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети активно усваивают правила общения со сверстниками и взрослыми, знакомятся с гостевыми правилами общения:

  • Во-первых, отправляясь к знакомому или другу, нужно взять из дома хорошее настроение.
  • Во-вторых, нельзя чего-то требовать от хозяина дома. Ребенок должен знать, что в гостях не следует ничего трогать без разрешения. А тем более требовать! Вот тут могут прийти на помощь "волшебные" слова, которыми малыш может попросить то, чего ему хочется, у хозяина дома.
  • В-третьих, нельзя сидеть допоздна. Даже если очень хочется, даже если не все игры были переиграны, а дела переделаны, то есть уйти домой нужно тогда, когда решат родители.

Также дети знакомятся с правилами приема гостей, если к малышу пришел друг, то ребенок должен знать о том, как себя нужно вести:

1. Делиться своими игрушками и вещами.

2. Не обижать и не задирать гостя.

3. Угощать сладостями и лакомствами.

4. Развлекать гостя, чтобы ему не было скучно и тоскливо.

При ознакомлении детей  с правилами этикета, уделяется внимание внешнему виду детей, как правило, к пяти годам дети самостоятельно могут контролировать свой внешний вид.

Самостоятельно, по мере надобности умывают лицо, моют руки, используют при необходимости носовой платок; устраняют непорядок в своем внешнем виде и помогают это делать другим детям.

Наряду с основными видами этикета: столовый (правила общения во время еды, речевой (правила общения со сверстниками и взрослыми, гостевой этикет (правила поведения в гостях, детей дошкольного возраста знакомят с основными правилами других видов этикета:

• выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)

• семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)

• телефонный (правила общения при разговоре по телефону)

• пассажирский (правила поведения в транспорте)

Также выделяют следующие виды этикета:

 Учебный,

спортивный,

свадебный,

траурный,

военный,

религиозный,

дипломатический,

корпоративный, с которыми ребенок познакомится в более старшем возрасте.

К пяти годам ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и взрослыми.

Важная роль в обучении отводится не только воспитателям детских дошкольных учреждений, но и родителям. Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются взрослые.

Также родители должны понимать, что на развитие их малыша значительное влияние оказывает и его окружение. Чтобы ребенок имел хорошие манеры, необходимо ограничить его контакты с теми людьми, которые ими не обладают.

При соблюдении единых требований со стороны всех взрослых, родителей, педагогов, при системной работе мы можем добиться того, что дети усвоят принятые нормы поведения, правила этикета.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека этических бесед

Беседа «Фея учит вежливости»

В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

- Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь? (Пожалуйста.)
- Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)
- Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В процессе беседы воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливого обращения.

- Нужно ли учиться говорить вежливые слова? Зачем?

Этическая беседа о жадности
«Хитрое яблоко»
Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнёс его маме. На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.
На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него был ярко – красный, другой ярко – жёлтый, а на маленьком череночке – зелёный листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

- Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.

- Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Т. Понамарёва.

· Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?

· Кому он отдал это яблоко?

· Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он отдал это яблоко?

· Для кого Петя нарисовал третье яблоко?

· Что сказал Петя, когда откусил от яблока?

· Что произошло с этим яблоком?

· Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?

· Какие хорошие поступки совершил мальчик?

· Какой его поступок можно назвать плохим?

· За что был наказан мальчик?

· Можно ли мальчика назвать жадным?

· Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?



Предварительный просмотр:

Практическое задание

Тема: «Правила этикета»

1. Ответить на вопросы, задаваемые детьми

Что такое этикет? Для чего он?

Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому

Кто придумал правила этикета?

История возникновения этого понятия берет свое начало во Франции. Связано это с тем, что термин впервые был употреблен именно при дворе французского короля Людовика XIV. Перед очередным светским мероприятием приглашенным раздавали специальные карточки. На них были указаны основные положения поведения.

Что бывает с теми, кто не соблюдает правил этикета?

С людьми, которые соблюдают этикет приятно общаться. Они красиво разговаривают, красиво выглядят, красиво ведут себя. А если не соблюдать эти правила, то с человеком будет неприятно общаться.

Какие правила самые важные?

  1. Закрывай рот, когда жуёшь
  2. Стучи в дверь, прежде чем войти
  3. Когда чихаешь, прикрывай рот и нос ладонью
  4. Всегда возвращай то, что тебе одолжили
  5. Когда идёшь в гости, принеси небольшой подарок или что-нибудь к чаю
  6. Не играй с едой
  7. Даже если тебе не понравился подарок, всё равно улыбнись и скажи «Спасибо!»
  8. Не разговаривай с набитым ртом.
  9. Уважай старших
  10. Тщательно мой руки после туалета
  11. Открывай дверь женщинам
  12. Когда о чём-то просишь, говори «Пожалуйста!»
  13. Показывать пальцем — невежливо
  14. Не бери чужие вещи без спроса
  15. Не произноси плохих слов
  16. Не хлопай дверью
  17. Смотри на собеседника
  18. При встрече всегда здоровайся: говори «Здравствуйте!» или «Привет!»
  19. Не ставь локти на стол
  20. Не перебивай собеседника

2. Задание: Разработать технологическую карту этической беседы для дошкольников «Правила этикета» (вид этикета и возраст  по выбору)

Условия выполнения

Технологическая карта и проведение этической беседы оценивается по следующим критериям:

1.  Постановка цели беседы

- конкретность - обеспечивает достижение именно того результата, который предполагается получить;

- измеримость - указание на умение, овладение, знание, представление и т.д., характеризующиеся конкретными параметрами: временем выполнения, пользование каким- либо средством, материалом, функцией и т.д.;

- достижимость - обеспеченность цели ресурсами (материальными или нематериальными);

- значимость (актуальность) - место цели в иерархии других целей (программа);  измерима во времени.

2. Алгоритм планирования и проведения беседы

Структурные элементы беседы:

 тема; цель; план; начало беседы; основная часть; заключительная часть беседы

3. Алгоритм последовательности воспроизведения вопросов в каждой законченной части беседы (методика А.М. Бородич)

1). Репродуктивные, констатирующие;

2). Немногочисленные сложные поисковые вопросы;

3). Один-два обобщающих вопроса

Технологическая карта

Тема беседы: «Правила дружбы»
Возрастная группа: подготовительная
Цель беседы: различать основные нравственно-этические понятия, формулировать и соблюдать правила дружбы;

Задачи:
Образовательная: определять понятия «друг», «дружба», «взаимная симпатия»; понимать значимость дружеских отношений;
Развивающая: анализировать поступки людей;

Воспитательная: работать в группе; находить общее решение в совместной деятельности; проявлять этические чувства.

Планируемый результат беседы: дети различают основные нравственно- этические понятия, знают и соблюдают правила дружбы.
Подготовительная работа: чтение рассказов о дружбе, разучивание поговорок.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Презентация «Правила поведения в обществе»

Песня «Когда мои друзья со мной», сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.

Песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики»

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Эмоциональная,

психологическа

я и

мотивационная

подготовка

детей к предстоящей деятельности.

Ребята, давайте

поздороваемся дружно.

Собрались все дети в круг:

Я твой друг

И ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

 А теперь отправимся в путь за

знаниями! Все готовы?

-Я желаю вам хорошего

настроения и интересной

работы на занятии.

Словесный; Фронтальная;

Художественное слово.

Стоят около своих мест.

Слушают педагога и повторяют за ним.

Дети эмоционально и психологически

подготовлены к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать

песню «Если с другом вышел

в путь».

-Как вы думаете о ком и о

чем будем говорить на занятии?

Словесный;

Фронтальная;

Художественное слово, проблемная ситуация.

Слушают педагога.

Слушают песню и подпевают (если знают слова)

О дружбе и друзьях.

Вступают в диалог с учителем.

Отвечают на вопросы,

рассуждают, делают

собственные выводы.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о понятии «друг», «дружба».

Беседа по

вопросам:

-Как вы понимаете слова

«без друзей меня чуть-чуть»?

-Что же такое дружба?

-Где можно найти значение

слова «дружба»?

-Правильно, ребята, в толковом словаре. Я нашла это слово в словаре и там написано, что

 Дружба- бескорыстная стойкая

приязнь.

Бескорыстен тот, кто не

ищет выгоды в дружбе.

«Приязнь» - хорошее

благожелательное отношение

к кому-либо.

-А умеет ли вы

дружить?

-А что значит –

быть настоящим другом?

-Бывают ли так, что друзья ссорятся?

-Как сохранить

дружбу?

-Нужно ли для этого

соблюдать какие-то правила?

- Давайте встанем на ноги и проведём

физкультминутку.

(под музыку группы

«Барбарики»)

Словесный;

Фронтальная;

Беседе, вопросы.

Отвечают на вопросы воспитателя:

Дружба- когда люди могут поделиться секретами, всегда помогают друг другу (и другие ответы)

Да, умеем.

Не обижать друга, защищать его, помогать.

Да, бывает.

Нужно стараться не ссорится.

Да, нужно.

Танцуют под музыку и повторяют за воспитателем.

вспомнить знания о

дружбе

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы.

- А теперь давайте попробуем с вами понять какие же правила дружбы бывают, но для это послушайте несколько историй:

1 ситуация: Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: «У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится,

Мила жадная, а Света некрасивая … Будешь со мной дружить?»

-Как ведёт себя девочка Ира в данной ситуации? Правильно ли она поступила?

2 ситуация: Маша поделилась с Леной своим секретом, и Лена узнала, что втайне от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.

-Как повела себя девочка Лена в данной ситуации? Правильно ли она поступила?

3 ситуация: Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил «3». Вова засмеялся: «Тоже мне отличник! Так тебе и

надо!»

-Как ведёт себя мальчик Вова в данной ситуации? Правильно ли он поступил?

4 ситуация: Алёша опрокинул компот на платье Милы. «Балбес!»-- крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и

перестал дружить с Милой.

-как ведут себя девочка Мила и мальчик Алёша в данной ситуации? Правильно ли поступила девочка?

5 ситуация:

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу:

- Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

- Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявление:

Срочно требуется друг!

- Как ведёт себя девочка из стихотворения?

- Ребята, какие правила дружбы

подтверждают эти истории?

- Давайте выполним ещё одно задание?

Возьмите листочки с изображением варежки и нарисуй узор на одной

варежке и раскрась её.

Поменяйся листочками с

соседом и раскрась

его вторую варежку, а он

раскрасит твою.

- А теперь поменяйтесь обратно и расскажите про свою варежку и про варежку, которую раскрасил ваш сосед.

Словесный;

Фронтальный;

Художественное слово, практическая и игровая деятельность.

Девочка Ира поступила не правильно. Потому что нельзя про друзей говорить плохое и нужно замечать в них только хорошее.

Лена поступила правильно. Потому что нужно уметь хранить секреты друзей.

Вова поступил не правильно. Потому что не надо было обзывать Витю, а нужно было поддержать его.

Девочка Мила поступила не правильно, потому что не нужно было обзывать своего друга. Мальчик Алёша поступил не правильно, потому что не нужно было обижаться на Милу и попросить у неё прощение.

Девочка поступает не правильно, потому что нужно дружить просто так и не искать выгоду.

1.Если друг рассказал тебе что – то по секрету, нужно этот секрет хранить.

2.Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам.

Не завидуй другу!

3.Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидел друга, и предложи ему

помириться.

4.Никогда не сплетничай о своих друзьях. 5.Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке.

6.Рассказывать можно только о достоинствах своего друга.

Самостоятельно

определяют

и высказывают самые

простые, общие для всех правила дружбы.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

-Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу.

Что нового вы узнали на занятии?

Какие правила дружбы есть?

Зачем нужны правила дружбы?

Соблюдаете ли вы правила дружбы?

А теперь обратите внимание на карточки, которые лежат около вас, они обозначают:

1. Синяя карточка:

Знаю, что такое

дружба, правила дружбы.

2. Зелёная карточка: Знаю, что такое дружба,

правила дружбы и умею их применять

3. Красная карточка: Знаю, что такое дружба,

правила дружбы, умею их

применять и могу объяснить

другим

Словесный;

Фронтальный;

Что существуют правила дружбы.

Если будешь их соблюдать, то никогда не будет сор и обид.

Дети оценивают свои знания и умения.

Дети оценивают

себя по соответствующему

критерию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки этикета.

Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.Формир...

Уроки этикета.

Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.Формир...

Тематический план факультатива "Уроки этикета" для детей старшего дошкольного возраста.

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение и...

Уроки этикета и вежливости

Педагогический ринг – форма работы с педагогами ДОУ     Педагогический ринг – данный спортивный термин влечет за собой определённую организацию этой формы методической ...

Конспект занятия по социализации. Тема: «Уроки этикета». Подготовительная к школе группа

Конспект занятия предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. В ходе занятия у детей формируется правильное понимание нравственных норм и понятий: воспитанность, вежливость, культура, доброжел...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Уроки этикета"

Систематизация знаний детей о понятии "этикет"....