Мастер-класс для педагогов по рисованию на песке "Подводный мир"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

В практической деятельности показываются приемы рисования на пеке, которые могут быть использованы для работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»

Мастер-класс для педагогов по рисованию на песке «Подводный мир»

Педагог-психолог

Ярмусевич И.Г.

2020

 «Лучшая игрушка для детей – это кучка песка» Ушинский

«О методе»

История возникновения метода

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Хотя метод еще очень молод, однако, художественное, медитативное, целительное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору. При этом создание мандал имеет целительное назначение.

 Функции песочного рисования

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен снимать негативные эмоции. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе. Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи. Метод "Sand-Art" успешно применяется в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие.

Материалы и оборудование для использования метода "Sand-Art"

1. песочный планшет с подсветкой.

2. песок кварцевый или речной, У нас кварцевый песок, он очень мелкий, приятный на ощупь, такой песок дает расслабляющий, успокаивающий эффект. Такая фракция песка позволяет прорисовать мелкие детали (глазки, реснички). Можно использовать более крупный и цветной песок, способствует активизации и обладает возбуждающим эффектом.

3. различные вспомогательные материалы и игрушки в зависимости от задач конкретного занятия и возраста детей (куклы, мелкий конструктор, игрушки из киндерсюрпризов)

4. музыка, в качестве небольшого фона. Это может быть музыка для релаксации или любимые детьми композиции, в зависимости от задач занятия.

Противопоказанием к работе песком является аллергия на пыль. Кожные заболевания, порезы на руках и лёгочные заболевания.

В песочном рисовании нет цвета. Все рисунки создаются по принципу свет и тень. При рисовании на песке, светлые участки очищаются от песка, о более темные, остаются, сохраняя насыщенный темный цвет. При рисовании на песке фон темный, а все предметы выделяются на фоне более светлым оттенком. Существуют разные приемы рисования на песке.

В процессе обучения рисованию песком детей дошкольного возраста я применяю следующие приемы рисования песком и на песке.

1. Создание фона:

-насыпание (собрать песок в кулак, в пригоршню и равномерно рассыпать его по стеклу);

-наброс, «намазывание».

2.  Щепотка (песок зажат между пятью вытянутыми пальцами, немного ослабив пальцы, высыпаем песок на стол) .

3. Песочная струя(насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла):

-песчинки попадают в одну точку- круг;

-песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки…;

- песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы…;

- песочная струя рассыпается линией - дороги, дома…;

- песочная струя рассыпается замкнутой линией - воздушные шары, облака…;

- песочная струя рассыпается спиралью - порыв ветра, снежные бури…;

4. Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;

5. Рисование ладонью одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);

6. Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);

7. Линейный наброс песка (лучи солнца);

8. Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);

9. Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)

10. Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).

Вот основные приемы, которые мы используем при рисовании на песке.

Сегодня я хотела бы предложить вам тему для рисования «Подводный мир». Это одна из первых тем, она не требует высокого уровня мастерства, главное внимательно слушать и смотреть на образец. В этой теме мы задействуем все пальцы и ребро ладони.

Итак, в начале я предлагаю вам потренироваться наносить песок, распределяя его по столу тонким слоем, так как будто вы намазываете масло на бутерброд. В путешествии нам понадобятся помощники, давайте их сделаем. Оба кулака ставим на стол на расстоянии, затем двигаем руками и закручиваем спираль от себя, выводим вверх линию и делаем рожки. Кто у нас получился? Улитки приглашают нас в гости. Давайте послушаем музыку и угадаем, где же живут наши улитки (звук моря)

Отправляемся в море, мы погружаемся в прозрачную воду и она на глубине становится темнее, потому что туда плохо проникает солнечный свет. Я предлагаю детям равномерно засыпать световой стол песком. Слой песка не должен быть слишком тонким, так как рисунка видно не будет, В тоже время он должен быть и не толстым.

Опускаемся ногами на дно, что мы чувствуем? Песок. Давайте его нарисуем.

Что еще есть на дне? Камушки и ракушки и водоросли.

Камушки мы рисуем методом раздвижения песка от центра по кругу, вычищая от песка камень.

Водоросли можно нарисовать по-разному: ребром ладони (широкая ламинария), кончиком пальца волнистые водоросли, нарисовать водорослям щетинки, сделав их лохматыми.

Ракушки могут выглядеть как спиральки, пирамидки, остроконечные раковины с жемчужиной, можно нарисовать большую ракушку со жемчужиной ребром ладони.

В нашем подводном царстве живут обитатели.

Далее мы выбираем для занятия одного, двух персонажей и рисуем их. Бывает так, что я начинаю рисовать, а дети, внимательно наблюдая за этим, стараются угадать, кого я рисую.

Это могут быть краб (рисуется ребром ладони и пальцем), рыбка в форме лимона (рисуется указательным и большим пальцем, которые мы раздвигаем двигаясь вперед, украшаем рыбку чешуей, прорисовываем плавники, хвост, глаз), осьминог (к овалу добавляем ноги и щупальца), медуза (рисуем полукруг и счищаем с него песок вниз, делая таким образом бахрому, снизу кончиком пальца или ноготком добавляем тонкие извилистые щупальца, украшаем бахрому и медузу).

C:\РАбочий стол\Работа с педагогами\мастер-класс по рисованию на песке\рисование песком\P1320545.JPG

C:\РАбочий стол\Работа с педагогами\мастер-класс по рисованию на песке\рисование песком\P1320548.JPG

C:\РАбочий стол\Работа с педагогами\мастер-класс по рисованию на песке\рисование песком\P1320499.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...

Мастер-класс для детей, педагогов и родителей "Рисование кусочком текстиля на бумаге"

Мастер-класс для педагогов «Основы декоративного рисования»Тема мастер-класса «Рисование кусочком текстиля на бумаге». Воспитатель: Калинина Л.Н.МБДОУ детский сад № 33....

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....

Мастер класс « Выставка котов» Нетрадиционная техника рисования –пуантилизм (точечное рисование).

Ватные палочки прекрасно подходят для использования маленьких художников, при их знакомстве с нетрадиционной техникой пуантилизм (точечное рисование)....

мастер-класс для молодых педагогов "Рисование елочки в средней группе"

Мастер-класс для молодых педагогов, студентов   "Рисование елочки в средней группе"...