Консультация для воспитателей "Организация работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ"
консультация

Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx156.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Организация работы по экологическому воспитанию

детей в ДОУ

детиВсё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

    Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

    Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

     Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И вот теперь пришло время охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. мак и ромашка

    Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования.  В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, поэтому перед нами – педагогами – встает задача формирования у детей с самого раннего возраста основ экологической культуры. Ребёнку необходимо с ранних лет объяснять, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, чтобы наш Дом стал ещё краше и богаче.

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

    Таким образом, цель нашей с вами дальнейшей работы - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

 Задачи:

  • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  •  развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  •  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

    Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

    Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

    Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослый личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности. мак и ромашка

    В нашем детском саду имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры по экологическому воспитанию дошкольников.

   В группах созданы уголоки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Но с учётом возраста детей их правильнее называть экологическими тропинками. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, надо стараться использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой сосне есть гнездо. Очень радуют глаз цветущие растения на клумбах. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Сравнивая вытоптанные участки земли с не вытоптанными, можно наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказать о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

    Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже не одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, экскурсии, театрализованные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми нужно наблюдать, рассматривать, обсуждать, анализировать и т. д., а свои впечатления об увиденном дети затем выражают на занятиях.

 Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Находясь в лесу, парке, в поле, можно собирать разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. мак и ромашка

    Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Детей знакомят с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр у нас на участке имеется такое оборудование, как песочницы, совочки, формочки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Также используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки и корешки», «Загадки» и т.д. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

    Для установления причин, связей и отношений между предметами и явлениями надо стараться использовать как можно больше опытов. Опыты всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

    На занятиях должна использоваться художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно брать литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми обязательно проводят беседу, задают вопросы. И если в глазах детей появляется сочувствие, сопереживание, восторг или радость, тогда произведение подобранно правильно и прочитанное затронуло детские души. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл произведения.

     В детском саду нужно проводить выставки детских рисунков, например: «Времена года»,  «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Весенние краски» и т.п. или конкурсы поделок из природного материала. Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители должны получать благодарность и сюрпризы.мак и ромашка

     Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода нужно стараться вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

     Очень тесно должна вестись работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

     Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.

    Ещё одна форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы дети и родители знакомятся с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

    Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг о природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра нужно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, рекомендовать дома с детьми  сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

    Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.мак и ромашка

 Проделанная работа, проводимая в системе, даст положительные результаты:

  •  сформируется начала экологической культуры у детей;
  •  появится осознанное правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  •  дети научатся практическим действиям по охране природы;
  •  будут развиваться умственные способности детей, умение экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  •  у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6616/16969765.bf/0_6bb9b_820e6682_L.png

                                         Подготовила воспитатель Макаровская Е.В.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9349/16969765.196/0_7d88a_c74d270e_L.pngдетиhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9310/16969765.1ba/0_87c19_f6ce0ada_M.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Художественная литература используемая в работе по экологическому воспитанию детей.Консультация для воспитателей

Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания- формирование начал экологической к...

Консультация для воспитателей Прогулка с детьми как одна из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Большинство современных детей редко общается с природой, хотя природа повседневно воздействует на ребёнка. Поэтому экологическое образование необходимо начинать в раннем возрасте со знакомства с ...

Консультация для педагогов "Работа с родителями по экологическому воспитанию"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей на сегодняшний день очень актуальна. Только семья может помочь педагогам решить главную нашу задачу воспитать человека с боль...

Консультация для родителей Средняя группа «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»

           Сухомлинский В. А.   сказал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,  журчание весеннего ручья...

Консультация для воспитателей "Работа по экологическому воспитанию в старшей группе"

Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Для формирования элементарных представлений о природе, воспитания бережного и гуманного отношения к ней...