Путешествие в осеннюю сказку
проект (старшая группа)

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

В период детства дети старшего дошкольного возраста только начинают познавать окружающий мир, знакомятся с явления, объектами живой и неживой природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям старшего дошкольного возраста в увлекательной игровой форме разнообразную познавательную информацию о времени года «Осень», явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_osennyuyu_skazku.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №18 «Теремок»

«Путешествие в осеннюю сказку» 

(для детей старшего дошкольного возраста)

Автор составитель:

Викторова Ирина Владимировна, воспитатель

высшей квалификационной категории

Юрга, 2021

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Путешествие в Осеннюю сказку».

Автор проекта: Викторова Ирина Владимировна (воспитатель)

Вид проекта: творческо – информационно - познавательный.

Тип проекта: смешанный 

Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 осенних месяца)

Участники проекта: дети старшей группы «Хрусталик», педагоги, педагог ДО по ИЗО, родители (законные представители).

Форма проведения: дневная (в рамках совместно – организованной деятельности; в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

Актуальность: Огромную значение в направлении экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста играет практическая, познавательно - поисково - исследовательская деятельность в природных условиях, что способствует развитию любознательности.

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу через эмоциональное восприятие и через прямой контакт детей дошкольного возраста с объектами «живой» и «не живой» природы. Одним из важнейших направлений в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, является развитие их познавательно - исследовательской сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний и умений.

Проблема: В период детства дети старшего дошкольного возраста только начинают познавать окружающий мир, знакомятся с явления, объектами живой и неживой природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям старшего дошкольного возраста в увлекательной игровой форме разнообразную познавательную информацию о времени года «Осень», явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Участие детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности позволяет познакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить художественно - творческие способности, поисково – исследовательскую деятельность, связную речь.

Цель проекта: расширение, систематизация знание детей 5-6 лет об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи проекта:

- углубить представления об изменениях в природе «Осенью»;

- развивать умения наблюдать за живыми неживой объектами и явлениями окружающей природы;

- привлечь внимание детей к явлениям и объектам окружающей природы;

- развивать умение видеть красоту окружающего мира, разнообразия красок;

- расширить представление о многообразии и пользе «овощей и фруктов», «ягод и грибов», «лекарственных травах» созреваемых в осенний период;

-воспитывать нравственные и духовные качества детей 5-6 лет во время общения с природой;

- пополнить и обогатить знания детей 5-6 лет по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Хлебные продукты», «Деревья и кусты».

Подготовительный этап:

Сообщить детям о наступившим времени года – осень.

Обратиться с просьбой к родителям (законным представителям) принять активное участие в конкурсном движении разного уровня:

Победители:

Международного конкурса изобразительного искусства «Волшебная клякса», Д 1 ст., «Птички Синички»; Д 2 ст., «Фея бабочка», 20.11.20

Международного конкурса изобразительного искусства «Я рисую этот мир», Д 2 ст. «Осень красками богата», пейзаж, 20.11.20

Победители:

-Всероссийского творческого конкурса «Осенний вернисаж», Д 1 м. «Медведица», 23.09.21;

-II Всероссийского творческого конкурса «Чудесная мастерская», Д 1 м. «Ёжик готовится к зиме», 23.09.21;

-VI Всероссийском творческого конкурса «Грибное лукошко», Д 1 м. «Подарок Старичка Лесовичка», 23.09.21;

-Х Всероссийского творческого конкурса «Осенний марафон», Д 2 м. «Листик – листик листопад», 23.09.21 (поделки из овощей, природного материала, составление осенних букет)

-Всероссийского экологического конкурса «Берегите природу!», Д 2 м., Д лауреата, 01.10.21

-Всероссийского конкурса детского творчества «Цветик – семицветик», Д 3 м. 25.10.21

Победители:

-Всероссийской викторины «Осенние приметы», Д 1 ст. 22.11.21

-Всероссийской викторины «Осень в сказках и стихах», Д 1 м. 17.11.21

-Всероссийской викторины «Наши пернатые друзья», Д 1 м. 15.11.21

Победители:

-Всероссийского конкурса методических разработок и педагогических идей, в номинации «Экологическое воспитание дошкольников», Д 1 ст., 14.11.21

-Регионального конкурса творческих работ «ОСЕННИЙ ВЕРНИСАЖ» в номинации: Коллекция педагогических идей «Бархатная осень», Д 1 м.; Осенняя поделка «Урожайная осень», Д 2 м., 08.11.21.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое

Конспекты СОД в старшей возрастной группе «Хрусталик»

УМП «По планете шаг за шагом», Часть 3, С.В. Паршина, Т.Р. Кислова, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов

УМП «Математика шаг за шагом», Часть 3, С.А. Козлова, С.С. Кузнецова, В.Н. Гераськин

УМП «По дороге к Азбуке», Часть 3, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова

УМП «Развитие речи», Часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова

УП «Наши прописи», Часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

УМП «Наши книжки», Часть 3, О.В. Чиндилова, А.В. Баденова

УМП «Аппликация», Часть 3, И.В. Маслова

«Оригинальные пальчиковые игры» Е.Ф. Черенкова

- диски CD-RW песенный репертуар по теме «Осень»

- Internet - ресурсы

Материально-техническое:

- демонстрационный материал «Осень», «Овощи», «Фрукты»

- картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Осень ранняя», «Поздняя осень», «Уборка урожая фруктов в саду», «Уборка урожая овощей в огороде», «Уборка урожая хлеба в поле».

- сюжетно – дидактические, развивающие игры

- художественные (литературные) произведения

- компьютер

Основные методы и формы реализации проекта:

Определение темы, постановка цели и задачи.

Определение методов и приемов работы.

Подбор методической, художественной литературы, дидактического материала.

Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

Подбор материала для творческого труда.

Изготовление дидактических игр.

Составление перспективного плана.

Предполагаемый результат:

- расширить, закрепить знаний и представлений детей 5-6 лет об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей 5-6 лет на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи детей 5-6 лет в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.

- дети 5-6 лет смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести дневник наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

- Подборка фотографий, литературы;

- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;

- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Рисование на тему «Золотые краски осени»

- Рекомендации «Какую подделку можно сделать из природного материала».

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми 5- 6 лет:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр мультфильмов

- Беседы

- Разработка конспектов «Осень ходит по дорожкам»

- Рассматривание альбомов и картин

- Наблюдение

- Экспериментирование

- Сбор природного материала

- ИЗО деятельность

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

- Дидактические игры

- Пальчиковые игры

-Музыкальные произведения

Мероприятия по работе с родителями (законными представителями):

- участие в выставке декоративно – прикладного творчества «Что нам Осень подарила», подборка иллюстраций, литературы;

- разучивание стихотворений об осени;

- подготовка для родителей (законны представителей) экологической газеты «Осенние новости»

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной и запоминающейся»;

- Изготовление папки – передвижки на тему «Осенняя фиерия» (изготовление поделок из овощей и природного материала);

- Ознакомление родителей с информационными листами по темам;

- Конкурс семейных поделок из даров осени «Дары осени»;

Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ «Дары осени»;

- оформление экологической газеты «Осенние новости»;

- утренник для детей «Осенней Королевство»;

- фотографии занятий, прогулок, игр, утренника;

- сюжетно - дидактические, настольно – печатные, развивающие игры;

- открытое занятие на тему «Путешествие в осенний лес» 

План СОД с детьми 5-6 лет по осуществлению проекта см. Приложение 1

ОО

Формы работы с детьми

СОД «Сказки Осени» см. Приложение 2 Конспект

ФЭМП: ДИ «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки», игры с палочками Кюизенера

Т 1 ИЗО Д «Лесной знакомый», см. Ч 3, стр. 10

Т 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ «Собираем портрет мудрой Совы», см. Ч 3, стр. 18

………. Т 3 ИЗО Д «Рисуем осенние листья», см. Ч 3, стр. 19

………..Т 3 КД «Рассказываем о ранней и поздней осени», см. Ч 3, стр. 20

ФКЦМ: 

Т 7 ИД СДИ «В гости к лесным обитателям», см. Ч 3, стр. 39

Т 7 ПИД «Ставим опыт и учимся у Леса», см. Ч 3, стр. 40

Т 7 ПИД «Что дарит людям Лес», см. Ч 3, стр. 41

Т 7 КОНСТРУИРОВАНИЕ «Создаём Лес», см. Ч 3, стр. 42

Т 7 ИЗО Д «Рисуем лесных обитателей», см. Ч 3, стр. 43

Т 7 КД «Рассказываем о Тайге», см. Ч 3, стр. 44

Т 7 ПИД «Как растения и животные готовятся к зиме», см. Ч 3, стр.47

ХЭР

Т 1 ВХЛ: Л. Толстой «Старик сажал Яблони», см. Ч 3, стр. 2-3

Т 1 ВХЛ: В. Орлов «Что нельзя купить?», см. Ч 3, стр. 38-39

Познавательное развитие

ХЭР:

Т 1 ПД «Нам Осень сказку подарила», см. Ч 3, стр. 3 (45)

Т 2 ПД «Щедрая осень: заготовки на зиму», см. Ч 3, стр. 5 (45)

Т 3 ПД «Нам Осень сказку подарила (соления в банках)», см. Ч 3, стр.3 (45)

Т 3 ПД «Нам Осень сказку подарила (соления в банках)», см. Ч 3, стр.5 (45)

Т 3 ПД «Нам Осень сказку подарила (компоты в банках)», см. Ч 3, стр.7 (45)

Т 3 ПД «Осенний пейзаж», см. Ч 3, стр.9 (46)

Т 3 ПД «Что хочешь», см. Ч 3, стр.11 (46)

ФКЦМ:

«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени», «В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА: «Ёжик с яблоками», «Рыбка», «Бабочкка» (из листьев), «Ежик в гости к нам пришел» (из шишек)

Беседы: «Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?»

ФКЦМ цикл наблюдений: «Изучаем жизнь природы осенью» см. Приложение 3

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории детского сада

ФКЦМ Целевые прогулки: «Деревья и кустарники на участке», «Деревья и кустарники на участке ДОО», «Ищем приметы осени».

ФКЦМ ПИД экспериментирование: «Опыты с глиной и песком», «Опыты с водой и песком», «Опыты с глиной и водой», «Опыты с камушками и песком», «Опыты с водой и песком»

Ситуативная беседа: Пословицы, поговорки, загадки об осени. См. Приложение 4

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

«Приметы осени», «Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц; «Наступила осень», «Листопад», «Золотой дождь».

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот».

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени;

«Война грибов и ягод» обр. В. Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж» Братья Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин, «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев, рассказа «Последний лист» П. Молчанова

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты». Игра-пантомима «Был у зайца огород». (Приложение 1) Кукольный спектакль «Корзинка Осени». (Приложение 2)
Дидактические игры: «Перфокарты по экологии»,«Собери урожай», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…»,

Трудовая деятельность:

участие в уборке участка «Чистый детсад»

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

уборка опавшей листвы

укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Почему нельзя бегать с ветками и палками»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация: «Отговорила роща золотая…»,· «Что нам осень принесла?!», «Ветка рябины»

Рисование: «Осенние деревья», «Осеннее настроение», «Осенние веточки», « Тарелочка для госпожи Осени»

Лепка: «Наливное яблочко», «В лес за грибами», «Осенние листочки»;

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни».

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Чем нам осень нравится», «Наш участок осенью», «Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»

Пение:«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«Осенний хоровод»

Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков»

Осенний утренник «Королева Осень».

Физическое развитие

Интегрированное СОД:

Игра – соревнование 

«По следам осени», «Кто быстрее обежит лужи»

Беседы: «Если хочешь быть здоров!», «Правильное питание»,  «Как одеваться осенью?»

Подвижные игры: «По тропинке»
«Съедобное - несъедобное!», «Перелёт птиц», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Найди грибок», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;

Физкультминутки: «Солнышко и дождик», «По тропинке», «Клён», «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».

Пальчиковая гимнастика:

«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Овощи к обеду», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…», «Огород»;

Презентация проекта:

Открытое занятие «Сказки Осени»

Выставка из природного материала «Что нам Осень подарила»

Выставка детского творчества «Осенний вернисаж»;

Театрально-музыкальное развлечение «Королева Осень»;

Аналитический этап

Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей 5-6 лет конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей 5-6 лет значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Результаты проектной деятельности:

-в результате проекта у детей 5-6 лет пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

-на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей 5-6 лет расширился, активизировался речевой запас;

-появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

-большинство родителей (законных представителей) приняли активное участие в реализации проекта.

Список используемой литературы

Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры и задания по чудо – воспитанию».

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Средняя, старшая, подготовительная группы».

Мартынова С.М. «Овощи - фрукты - ягоды» = Здоровье.

Соломенникова О.С. «Формирование элементарных экологических представлений».

Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в осеннюю сказку"

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе...

"Путешествие в осеннюю сказку"

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста...

Конспект по теме:Составление описательного рассказа путешествие в «Осеннюю сказку».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия "Путешествие в осеннюю сказку"

Занятие - развлечение с элементами  театрализации...

Конспект занятия "Путешествие в осеннюю сказку"

Занятие - развлечение с элементами  театрализации...

Путешествие в осеннюю сказку

Осенний праздник для детей старшего дошкольного возраста. Сюжет праздника построен по сказке "Репка"  с использованиением фольклорного материала. веселые песни, игры, загадки, танцы создают радос...

"Путешествие в осеннею сказку"

Обобщение и систематизация  знания детей по теме " Осень"...