Если в группе гиперактивный ребенок.
статья (старшая группа)

Муртазина Любовь Александровна

   Замечая, что ребенок через чур бойкий, многие считают, что он гиперактивный. Но это не всегда правильно. Синдром гиперактивности, это медицинский диагноз. Поставить его может только специалист. Как отличить ребенка очень активного от гиеперактивного? В чем между ними разница? Как работать с такими детьми? Что необходимо делать воспитателю, чтобы облегчить жизнь ребенка в детском саду и держать ситуацию под контролем?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_-_kopiya.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Если в группе гиперактивный ребенок.

Замечая, что ребенок через чур бойкий, многие из нас склонны считать, что он гиперактивный, особенно, если его чрезмерная активность и неусидчивость начинают ярко проявляться в общественных местах или дошкольном учреждении.

В настоящее время среди родителей и педагогов все ещё существует мнение что гиперактивность, это поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка в группе детского сада за излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Но это не всегда правильно, так как синдром гиперактивности, это медицинский диагноз, право, на постановку которого, имеет только специалист.

Слово гиперактивность, это часть медицинского диагноза, который звучит как «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ).

Первые проявления гиперактивности у детей можно наблюдать в возрасте до 7 лет. И если к подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, то импульсивность и дефицит внимания остаются.

Чем же активные дети отличаются от гиперактивных детей?

Если говорить об активных детях, надо говорить с точки зрения нормального развития ребенка, нормальной физиологии ребенка. Дети должны быть активными. Ребенок должен двигаться. Конечно, идеально, когда ребенок сидит в уголочке, лепит, рисует, что-то собирает, потом тихонечко переходит в другой уголок, тихонечко покушал, тихонечко идет спать – идеальный ребенок, но неправильный. Так не должно быть. Для нормального развития всех систем, для нормального развития физического и психического, ребенок должен совершать не менее 10000 движений в сутки. Только в этом случае ребенок будет развиваться соответственно возрасту.

Что происходит сейчас? Дома ребенку дарят телефон или планшет, сажают перед телевизором, чтобы смотрел мультики и не мешал. В детском саду некоторые воспитатели любят сажать детей за столы с играми, карандашами, конструкторами и т. д.

Что хотим от детей? Чтоб дети нам не мешали, меньше двигались, меньше причиняли беспокойства.

Какие-то дети в силу своего характера, своих особенностей могут продолжительное время сидеть в телефоне, часами сидеть за компьютером или за планшетом, часами собирать конструктор. Взрослые спокойны, наступила тишина! Они считают, что так развивают ребенка.

Но не все дети могут сидеть, и просто себя сдерживать. Здесь надо понимать, что им мешает.

Это может быть, например, темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Дети рождаются с определенным темпераментом. Темперамент не меняется с течением жизни. Если ребенок родился холериком, то соответственно импульсивность, активность, подвижность, это нормальное состояние его психики, его нервной системы, а мы его пытаемся усадить за планшет, за рисование. Не получится.

 Или если ребенок разбалован, если ему до определенного возраста разрешали все подряд, то усадить его за настольные игры не получится – волевые качества не сформированы.

И не получится, если у ребенка действительно есть серьезное заболевание (СДВГ).

Диагноз СДВГ может быть поставлен ребенку в возрасте 5,6,7 лет. Это тот возраст, когда ребенку ставят условие, что нужно сидеть и выполнять какую-то работу. Становится ясно, что ребенок не может сидеть, не может выполнять, не может молчать 30-40 минут. Встает вопрос - что с ребенком? Но надо понимать, что мы не можем сказать, что у ребенка гиперактивность или повышенная активность, если он очень активный, бегает и прыгает. Ребенок с СДВГ не сможет сидеть даже 10 минут. Если ему для успокоения дать телефон, так и с ним он будет крутиться, вертеться, будет все время говорить. У ребенка с СДВГ присутствует постоянная говорильня, ребенок не может усидеть на месте, нет концентрации внимания, он отвлекается на все, ребенок постоянно озвучивает что делает, что будет делать, постоянно говорит, отвечает на вопрос, не дождавшись конца вопроса. Он импульсивен, не может ждать, не может долго стоять на одном месте, не может сопротивляться желанию. Если понравился какой-то предмет, то он должен получить его немедля.

СДВГ распространенное явление. Примерно от 5 до 10 процентов тетей в возрасте до 12 лет страдают дефицитом внимания и синдромом гиперактивности. У мальчиков синдром проявляется в три раза чаще, чем у девочек, и сопровождается чрезмерной активностью и импульсивностью. Синдром дефицита внимания проявляется в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек, особенно в более позднем возрасте.

Чем же трудны эти дети для взрослых?

Особенность таких детей в том, что процессы возбуждения в центральной нервной системе у них преобладают над процессами торможения. Преобладание возбуждения над торможением у дошкольников – физиологическая норма. Но у детей с СДВГ – возбуждение выражено сильнее, чем у других детей.

     Причем, возбуждение начинает расти, если этот ребенок находится в коллективе. Если он один – он более спокоен. Чем больше вокруг него детей – тем более он возбужден. Особенно проблема возрастает, если в детской группе два, а то и три таких ребенка, так как они взаимно усиливают гипервозбуждение друг друга своим поведением.

Они менее послушны, создают шум и беготню, часто падают и ушибаются, что-то роняют, задевают других, так как их движения менее координированы, а внимание рассеяно. Они более агрессивны, часто становятся участниками конфликтов, в которых действуют физически. Кроме того, дети с более высоким уровнем самоконтроля могут легко их спровоцировать на поведение, не одобряемое взрослыми, сами же при этом «выйдут сухими из воды». Дети с синдромом дефицита внимания имеют повышенную потребность в двигательной активности. Поэтому они часто организуют в группе шумные игры, и становятся в группе негативными лидерами, демонстрируя другим не лучшие образцы поведения. Также они плохо спят днем, крутятся, просыпаются, разговаривают во сне и т. д..

Им трудно высидеть всё время занятий, которые проводятся в детском саду воспитателями, им трудно быть долго сосредоточенными на занятии.

     Ряд проблем они создают в обучении, особенно – в подготовке к чтению и письму.

Что же делать, если у ребенка действительно есть серьезное заболевание?

Первое, то нужно делать, это показать такого ребенка психиатру. Это заболевание лучше лечить в дошкольном возрасте. Врач после обследования ставит диагноз и назначает ребенку препараты. СДВГ само не проходит, если его не лечить, то с возрастом будут более серьезные последствия.

Но если ребенок просто активен, то надо дать возможность выходу его энергии (прогулки, двигательная активность, посещение неагрессивных спортивных секций), т.е. дать ребенку выплеснуть энергию.

Еще один способ помочь детям с гипервозбудимостью – это давать им послабление режима детского сада. Это выражается в том, что ребенок находится в детском саду в течение недели меньшее количество часов, чем другие дети. Либо он уходит из группы раньше, либо имеет в течение недели «дополнительный выходной день», по индивидуальному согласованию с родителями.

Дома для отдыха ребенку необходимо выделить собственное физическое и психологическое пространство, в котором он мог бы находиться в безопасности, в одиночестве, или в присутствии небольшого количества близких родственников (вместо очередной большой компании гостей, взрослых или маленьких).

    Еще одна особенность детей с СДВГ, это так называемая «расторможенность». Это значит, что этим детям труднее, чем другим, приостанавливать ту деятельность, которую они начали, особенно в ответ на команду взрослого остановиться. Таких детей рекомендуется не останавливать командой с частицей «не» в начале, а переключать их на другую деятельность при помощи положительно сформулированной команды. Если мы будем излишне часто «останавливать» ребенка, это может в конце концов вызвать у него нервный срыв.

Частенько наказания, применяемые в детском саду, вызывают напряжение процессов торможения. Например: подрался или сломал игрушку – сиди на стульчике. Или: воспитатель отлучился во время тихого часа из группы, дети баловались. В наказание дети лежат после тихого часа, когда другие уже встали.

    Наказания с лишением двигательной активности могут вызвать нежелательную двигательную активность ребенка в другие периоды дня. Предпочтительней, когда наказание направлено на исправление допущенной им ошибки. Например: уронил цветочный горшок – подмети землю, пересади цветок; сломал игрушку – почини её вместе с воспитателем или родителями; подрался – нарисуй обиженному рисунок.

Третья особенность детей с СДВГ, это повышенная агрессивность. Эти дети более драчливы, чем другие, и часто создают этим в группе особые проблемы.

         Их легче спровоцировать, чем других, и они становятся жертвами вольных или невольных «подначек».

Как работать с этим качеством ребенка? Прежде всего, необходимо иметь в виду, что постепенно с возрастом агрессивность снижается сама. Но многое зависит от того, в какой атмосфере в семье и саду находится ребенок.

 Ребенок должен находиться в атмосфере, в которой он:

1) не получал бы от взрослых негативных образцов гневного, агрессивного поведения,

2) не имел бы поводов реагировать агрессивно,

3) быть внимательным к чувствам ребенка. Все его чувства (печаль, страх, радость, интерес, восхищение, благодарность и т.п.) должны приниматься. В противном случае гнев начинает разрастаться как единственно возможный способ выражения чувств.

  4)  чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, как физической, так и психологической, чтобы у него не было необходимости защищаться (например, от обид старшего брата).

5) в семье должна быть спокойная атмосфера, без гневных проявлений между членами семьи.

     Особенно важно, чтобы такого ребенка не наказывали физически в семье. Именно гиперактивный ребенок зачастую становится объектом агрессии взрослых людей, так как из-за повышенной двигательной активности доставляет много неудобств взрослым. Требования, предъявляемые к ребенку в семье, как правило, выходят за рамки его возможностей, то есть он никак не может их выполнить. Ребенка наказывают. Последствия этих наказаний «валятся» на воспитателя, и поведение этого ребенка в группе выходит из-под контроля. Поэтому важно выяснять, какие наказания используются в семье. Важно убедить родителей отменить физические наказания и выработать единый подход в воспитании в семье и в детском саду.

Еще одна особенность детей с СДВГ, состоит в том, что у них страдает усидчивость, что является частой формой проявления гипервозбудимости и расторможенности. Такому ребенку трудно высидеть на стульчике всё занятие, особенно тогда, когда занятие не включает в себя элементов двигательной активности, и когда не соблюдаются в занятиях рамки возрастных норм, касающихся продолжительности занятий. Такой ребенок будет «плохо вести себя» на занятиях. Например, он может вертеться, вставать, отвлекаться, или задевать сидящих рядом, разговаривать. Очень важно отслеживать соблюдение временных рамок в занятиях воспитателей с детьми.

     Если воспитатель сильно развил в себе функцию контроля, у него дети смирно отсидят и два занятия подряд. Но тот воспитатель, который придет к нему на смену, получит эмоциональный выплеск не только трудных детей, но и всей группы в целом.

         Часть детей с СДВГ, очень долго не могут заснуть, либо вообще не спят днем. Более того, им трудно лежать спокойно в течение всего тихого часа (если они не заснули), и тихий час превращается в пытку как для воспитателя, так и для ребенка. Здесь вопрос должен решаться индивидуально: если ребенок может лежать спокойно во время тихого часа, он может быть оставлен в группе. Если же он не может лежать, то он должен быть выведен из спальни в другое помещение (в игровую).

     Среди гипервозбудимых детей встречаются и такие, у которых гипервозбудимость приводит к ночному и дневному энурезу. Дневной и ночной энурез отличаются от других нарушений мочеиспускания тем, что ребенок настолько глубоко засыпает во время ночного или дневного сна, что сфинктер мочевого пузыря расслабляется и ребенок не замечает, как он писает. Дневной и ночной энурез не могут контролироваться ребенком и не могут быть приостановлены внушениями, убеждениями, наказаниями или психотерапией. Дневной и ночной энурез не перевоспитываются, а лечатся у невропатолога или психотерапевта. Самое главное ребенка нельзя будить в середине сна, для посещения туалета. Если его будить в середине сна, то он не достигнет необходимого погружения в сон, его мозг не отдохнет, что будет увеличивать дневное перевозбуждение и ухудшит состояние ребенка.

Итак, в дошкольном возрасте синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется в беспокойстве, отсутствии дисциплины, вспышках гнева и злости, зачастую тяжелых, без определенной причины, в отсутствии возможности и желания завершить задания, в отсутствии концентрации, в трудности подчинения правилам, в том числе правилам игры, иногда в чрезмерной моторике.

Как у детей с СДВГ проявляется невнимательность?

  1. Ребенок не способен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в выполнении задания, в выполняемой работе и других видах деятельности (например, пропускает детали, работа неточная).
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание во время игр или выполнения заданий.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь
  4. Часто не слушает задание, и бросает начатое дело на пол пути
  5. Часто испытывает сложности самостоятельного выполнения задач в разных видах деятельности.

Гиперактивность и импульсивность ?

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в руках и стопах; сидя на стуле извивается на месте

2. Часто встает со своего места во время занятий,

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6. Бывает болтливым.

7.Часто отвечает, не дослушав вопрос до конца.

8. С трудом дожидается наступления благоприятных событий в различных социальных ситуациях (например права играть в какую-то игрушку или права отвечать на вопрос во время занятия).

9. Часто перебивает или вторгается в дела других (например, встревает в разговоры, игры, может начать использовать вещи других людей, не спросив на это разрешения).

Требовать от детей с СДВГ концентрации внимания или организованности невозможно. Таким детям нужен внешний постоянный контроль.

Как помочь гиперактивному ребенку?

У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас – волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.

Что это может быть?

  • Похвала
  • Режим
  • Разумно выбранный спорт
  • Четкое планирование
  • Отдых
  • Акцент на плюсах

Работая с гиперактивными детьми, родились правила общения с ними.

1.Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом должны быть терпимы к ерзанию на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании уму будет уже трудно. Только через продолжительное время работы с ребенком, можно начать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игровых занятий.

2. Предупреждайте переутомление, перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто.

3. Важно соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

4. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Так же надо помнить, что ребенок неспособен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир, но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

5. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно его вводить в групповые игры, занятия, т.к. индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и неумение его придерживаться правил игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

5. Используемые в коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

игры на развитие внимания

игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

игры, способствующие закреплению умения общаться.

    Подведем итог.  Что нужно помнить в общении с гиперактивным ребенком?

  • Гиперактивный ребенок тянется ко всему неожиданному, новому, поэтому чем более театрален воспитатель, тем легче ему справляться с проблемами ребенка. Необычность поведения взрослых меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
  • С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.
  • Такие дети не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям.
  • Указания ребенку должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Лучше давать указания порциями. Их выполнение необходимо контролировать.
  • Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
  • Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности.
  • Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.
  • Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
  • Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право поиграть с новой игрушкой, встать в первой паре на прогулку, помочь в подготовке к занятию, совместное чтение, в зависимости от интересов ребенка.
    При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно должно быть немедленным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).
  • Стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать – вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»)
  • Необходимо развивать у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, ребёнку необходимо подумать, представить свои действия.
  • Гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления. Им рекомендуют заниматься танцами, хореографией, плаванием.
  • Во время прогулки, если ребенок перевозбудился, вовлечь его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке. Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т. д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.
  • Гиперактивные дети плохо засыпают, с трудом просыпаются. Нужно сесть рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт.
  • Нужно призывать ребёнка поддерживать во всём порядок. Помним, что беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезарганизует внимание, мешает сосредоточиться.

Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют ему облегчить жизнь в детском саду, а воспитателю держать ситуацию под контролем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если у вас гиперактивный ребенок

Советы родителям и педагогам о воспитании гиперактивного ребенка....

Консультация для родителей «Если в вашей семье ребенок с дефицитом активного внимания и гиперактивностью»

Воспитание ребенка с гиперактивностью требует от родителей особого подхода. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Гиперактивный ребенок излиш...

Если в группе особенный ребенок.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина....

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?

Кто такой гиперактивный ребенок и как вести себя с гиперактивным ребенком....

Если в группе есть ребенок аутист...

В статье представлен материал материал по работе с детьми с расстройсвами аутистического спектра. Знание особенностей поведения с ребенком с РАС, особенностей организации деятельности с ними поможет п...