Создание условий для развития поддержания одаренных детей.
статья

Голубева Елена Александровна

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Голубева Елена Александровна

Создание условий для развития поддержания одаренных детей.

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. Возможно, что это одаренный ребенок.

Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития - 2–5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Дело родителей, педагогов - поддержать эти стремления ребенка

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др. Воспитатели, муз.работники должны уделять огромное внимание развитию музыкальных способностей. Театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью.

Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную. Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи. Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка. Через игры, головоломки, развивающие задачи развивает у детей креативность и гибкость мышления, любознательность, наблюдательность, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях воспитатель воспитывает находчивость, активизируем мыслительную деятельность.

Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке. Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.

Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста.

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте - богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка - он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т. п.

И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира.

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей. Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий «тестов интеллекта» - методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» - методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.

Выявление интересов и склонностей детей:

- Портфолио на каждого ребенка;

- Индивидуальная работа;

- Персональные выставки работ;

- Демонстрация талантов на сайте детского сада, в соц.сетях и на едином празднике ДОУ;

- Кружки вне сада

Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя (беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ, родительские клубы, индивидуальные консультации психолога, детско-родительские проекты).

Литература:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

2. Гилъбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.

3. Одаренные дети / Пер. с англ. Д. А. Линника, А. Г. Мкервали; Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991

4. Журнал «Одаранный ребенок»: № 3, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательного интереса детей средствами макетирования

Развитие познавательных интересов носит эмоционально- образный характер и основывается на любознательности и пытливости ребенка. Знакомство с окружающими ялениями природы возможно не только посредство...

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »

Справка  по  итогам  тематической  проверки«Создание условий для развития творческих способностей  детей в соответствии  с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...

"Создание условий для развития музыкального творчества детей дошкольного возраста"

«Создание условий для развития музыкального творчества на основе произведений народной музыки и песенного фольклора» (из опыта работы) Автор: Япончинцева Ирина Сергеевна муз. руководитель МБДОУ №15 ...

«Создание условий для развития познавательной активности детей»

Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятн...

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

Консутьтация для педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создание условий развивающей среды для одаренных детей"

Консультация для молодых педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создании условий развивающей среды для одаренных детей"...