Конспекты дидактических игр
план-конспект занятия (младшая группа)

Зубцова Елена Сергеевна

Данный матриал разработан для занятий с детьми по сенсорному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_didakticheski_igr.docx80.31 КБ
Файл konspekty_didakticheskih_igr.docx73.52 КБ

Предварительный просмотр:

Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Конспект дидактической игры на восприятие цвета

«Воздушные шары»

Задачи:

Цель:

Обратить внимание детей на цвет предмета. Учить подбирать предметы одинакового цвета. Воспитывать у детей доброжелательность, сочувствие.

Развивающая   среда: Воздушные шарики (6-7) цветов, круги такого же цвета.

Ход игры

Ребятки, смотрите к нам пришли игрушки. Только они почему-то грустные. Вы не знаете, почему они грустят?

Оказывается, решили игрушки поиграть с воздушными шарами. Но подул сильный ветер, и шарики улетели, а у игрушек остались одни ниточки.

Ребятки, поможем игрушкам найти свои шарики? (Детям раздаются цветные ниточки).

Семён, у тебя какого цвета ниточка?

А у тебя Люба? (Дети говорят, какого цвета у них ниточки).

Ребятки, шарики пока летали, перепутались. (Предлагаю детям шарики «привязать» к ниточкам, но только так, чтобы цвет ниточки соответствовал цвету шарика). Если дети путаются, предлагаю им сравнить цвет ниточки с шариком.

-   Ребятки, какие вы молодцы, помогли игрушкам найти свои шарики.
Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных
шаров.

Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Конспект дидактической игры, развивающей осязательное

восприятие формы объёмных предметов

«Отгадай, что в мешочке»

Задачи: -Учить находить самый большой предмет, Развивать внимание, творческие способности, нестандартное мышления, сообразительность, пространственное ориентирование.

Цель: 

Выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения.

Развивающая среда: Небольшие игрушки контрастной формы (кубики, шарики, игрушечная посуда, машинка и т.д.). Мешочек из плотной ткани.

Ход игры:

Ребятки, хотите поиграть в прятки?

Но прятки будут особенные, потому что прятаться будут не дети, а игрушки. Вот они, эти игрушки. Затем достаю нарядный мешочек, показываю детям и говорю: «Мы все вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим её в мешочек. А искать будет тот, кого я назову». (Объясняю детям, как искать: нужно потрогать руками, спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме, на ощупь, отгадать, что это такое). Затем на стол ставится 3-4 игрушки. Задаю детям вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы предметов:

Что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть?

Миша, пойдём, ты будешь отгадывать, какая игрушка спряталась в мешочке. (Ребёнку предлагается отвернуться, закрыть глаза и не подглядывать. Вызываю ещё одного ребёнка, предлагаю ему выбрать игрушку и положить её в мешочек).

Миша, иди к нам и отгадай, что спрятано в мешочке.

Напоминаю остальным детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае  не  подсказывать  и  не мешать  Мише  самому отгадывать загадку. Когда ребёнок берёт мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать её, советую ребёнку держать предмет в обеих руках, левой держать предмет, а правой ощупывать его пальцами.

Ну, Миша, какая же игрушка спряталась? (Машинка).

А как ты узнал, что это машина? (У неё есть колёса, кузов). Достаём спрятанный предмет из мешочка. 

-       

 

Молодец, Миша, правильно угадал.  Давайте ребятки, похлопаем Мише в ладошки.

Затем выбирается другой ребёнок, и игра продолжается.

При повторении игры, можно использовать другие предметы более

сложной формы.







Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Конспект дидактической игры на зрительное восприятие формы

«Найди свой домик»

Задачи: Учить называть цвета (красный, зеленый, желтый, синий);

Цель: 

Продолжать учить детей различать формы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), цвета.

Развивающая среда: блоки Дьенеша, обруч.

Ход игры:

На столе лежит обруч, в нем находится геометрические фигуры. Предлагается детям рассмотреть обруч с фигурами и объясняю детям, что в обруче, например с красным кругом, живут все красные круги, а в обруче с синим квадратом - все синие квадраты и т. д. А для того, чтобы попасть в домики, нужны «ключики». По форме и цвету «ключика» дети находят свои домики.

-        Ребятки, у меня есть «чудесный мешочек», в котором находятся
«ключики» (геометрические фигуры).

Дети по очереди достают себе из мешочка «ключики», идут гулять по «лесу», по моему сигналу дети бегут к домикам и занимают их.

-        Ребятки, посмотрите, а ваши «ключики» подходят к фигуркам,
которые живут в домике? (Дети сравнивают свою геометрическую
фигуру с той, что находится в домике).

Игру можно усложнить, предложив детям поменяться «ключиками».

-;Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Конспект дидактической игры, развивающей восприятие качеств

Величины

«Собери яблоки»

Задачи: Учить находить самый большой предмет; Развивать диалогическую речь

Цель: 

Закреплять умение детей сортировать предметы по величине путём примеривания их с образцом.

Материал: яблоки-образцы разной величины (двух размеров: большие и маленькие), две корзины - большая и маленькая, дерево с яблоками двух размеров.

Ход игры:

Ребятки, посмотрите, что это? (Дерево).

А что выросло на дереве? (Яблоки).

А яблочки одинаковые или разные?

Правильно, есть большие и маленькие яблочки. Обращаю внимание детей на разную величину яблок.

Ребятки, а у меня есть корзинки. Давайте соберем яблочки в корзинки. Так же обращаю внимание детей на разную величину корзинок, сравниваем их.

Как вы думаете, в большую корзинку, какие яблоки нужно собрать?

Большие.

Правильно, а в маленькую? (Маленькие).



Конспект занятия по сенсорному развитию во 2 младшей группе по теме: «Путешествие с Колобком»Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Задачи:

Учить называть цвета (красный, зеленый, желтый, синий);

-Закрепить умения подбирать предметы по форме;

-Развивать внимание, творческие способности, нестандартное мышления, сообразительность, пространственное ориентирование.

Цели:

-Закрепить знания геометрических фигур;

-Уточнить, как дети понимают слова: длиннее -короче;

-Формировать количественные представления: один – много;

-Уделять внимание нравственному воспитанию, оказанию помощи друзьям, слабым, нуждающимся и желанию доводить начатое дело до конца.

Оборудование: игрушки плоскостные – колобок, заяц, волк, медведь, лиса; картины с цветными шортами и заплатками; коробки круглая и квадратная; предметы квадратной и круглой формы, аудиозапись «Звуки леса»; геометрические фигуры, пирамидка.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, мы совершим прогулку в сказочный лес.

2.Основная часть.

В гости сказка идет,

Она встречи с нами ждет.

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

Кто в сказке живет?

Он не ежик и не кот,

Он от бабушки с окошка

Прыгнул прямо на дорожку,

Покатился, побежал,

На язык к лисе попал!

Кто это? (Колобок)

Вижу, сказочку читали

И героя все узнали.

(Воспитатель показывает игрушку Колобка)

- Ребята, у Колобка день рождения и он хочет пригласить лесных зверей в гости, только сам не успевает. Колобок побежит к бабушке и дедушке, а нас просит пригласить его друзей, согласны помочь ему? (ответы детей) Отправимся к его друзьям? (ответы детей)

- Смотрите перед нами две тропинки?

- Какая тропинка длиннее? А какая короче?

- По какой тропинке мы с вами пойдем, чтобы быстрее попасть в лес?

(ответы детей)

(Дети идут по короткой дорожке и попадают в лес)

- Ребята, вот мы и попали в лес.

- Какие животные живут в лесу: домашние или дикие? (ответы)

- Вот под кустиком зверек длинноухий: скок да скок.

- Кто это? (ответы детей)

(Воспитатель показывает игрушку зайца.)

- Ребятки, кто попробует пригласить зайчишку на день рождения? (Если дети затрудняются, то делают это по образцу (за воспитателем).

- Зайчик, тебя Колобок приглашает на день рождения.

- Что-то зайка не весел, ушки повесил. Ребята, у Зайки случилась беда. Кто-то пришел и сломал его домик, и он просит нам помочь его заново построить, поможем ему?

Игра «Построй домик»

(Из геометрических фигур дети за столом строят домик.)

- Какие вы молодцы! Какой красивый домик у вас получился! Колобку он очень понравился!

- Ребята, а из чего состоит наш домик? (Из геометрических фигур)

- А какой формы крыша у домика? Каким она цветом?

- А какой формы стены у домика? Каким они цветом?

Вот молодцы ребята….

- Вот мы и помогли зайчику.

Воспитатель: - Про кого в сказке говорят серый разбойник, зубами щелк? (ответы детей)

(Появляется игрушка волк)

Воспитатель: -Здравствуй, Волк. Колобок приглашает тебя на день рождения. Волчок бегал по лесу и порвал свои шортики, теперь ему не в чем идти в гости к Колобку.

- Поможем ему заштопать шорты?

- Нужно подобрать заплатку по форме и цвету дырки на шортах.

(Дети подходят к столу, где лежат вкладыши разного цвета- красные, желтые, синие.)

Игра «Подбери заплатку к шортам»

- Внимательно посмотрите на шорты и подберите в соответствии с цветом и формой заплатки.(дети выполняют работу)

- Вот мы и помогли волку. Теперь он обязательно прейдет к Колобку на день рождения.

- Только дружные ребята хорошо справляются с заданиями.

- Мы с вами долго гуляем по лесу, пора немного отдохнуть.

- Давайте присядем на лужок, закроем глазки и послушаем звуки природы.

(Дети садятся на коврик в круг, закрывают глазки и слушают пение птиц несколько секунд)

- Откройте глазки и скажите, кого вы слышали?

Воспитатель: - Вспомните, кого еще встретил Колобок в сказке? (ответы детей)

(Воспитатель показывает игрушку медведя)

- Мишка-медведь, Колобок приглашает тебя в гости на день рождения.

- Ой, ребята, Мишка говорит, что приготовил подарок для Колобка – разные игрушки, но вот беда: он рассыпал все, и они перепутались. Давайте поможем медведю собрать игрушки так, чтобы все круглые по форме были в круглой коробочке, а квадратные – в квадратной коробочке.

Дидактическая игра «Собери игрушки в коробки»

-Эта коробка какой формы, Злата? Игрушку какой формы ты положила? (Ответ)

- А эта коробка, Вероника, какой формы? Почему ты положила именно эту игрушку? (Ответ)

- Мальчики будут собирать все предметы квадратной формы, а девочки – все круглой формы.

(На коврике дети выполняют задание)

- Вот, молодцы справились и с этим заданием!!

Воспитатель: - Как вы думаете, кого мы можем еще встретить в лесу. (ответы детей)

- Какая лиса в сказках? (ответы детей)

- Ребята, Лиса хотела подарить Колобку большую пирамидку, но рассыпала ее. Одна она не справится, нужно ей помочь! Давайте соберем пирамидку.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

- Найдите самый большой круг.

- Какого он цвета? (Собирают пирамидку)

- Посмотрите внимательно и найдите еще самый большой круг. ( и т.д.)

- Молодцы, ребята, и лисе мы помогли.

- Ребята, мы всем помогли, а сами — то подарок не приготовили Колобку.

- Я предлагаю подарить Колобку наше Солнышко, чтобы оно радовало его своими теплыми весенними лучами.

- Колобок благодарит детей за помощь и подарок. Прощается с ребятами до следующей встречи.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры, способствующие развитию восприятия цветаPuzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Дидактическая игра «Бабочки на цветочке»

Цель: на первом этапе обучать детей узнавать и называть цвет, впоследствии закреплять название 4 основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий.

Задачи:

Образовательные: обучать узнавать и называть цвет 4 основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий; упражнять в назывании 4 основных цветов.

Развивающие: развивать и корректировать цветовое восприятие; развивать внимание и реакцию, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Демонстрационный материал: бабочки из бумаги 4 цветов и тех же 4 цветов – цветочки

Ход игры:

Воспитатель: Смотрите, ребята, какие у нас сегодня гости. Кто это? Правильно бабочки. Красивые разноцветные

Детям предоставляется возможность погладить бабочек по очереди.

Воспитатель: А вы знаете, где живут бабочки? На цветочке. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Посади бабочку на цветочек».

Воспитатель: Сначала мы вместе научимся в неё играть. Воспитатель показывает детям бабочек и цветочки. Расставляет четыре цветочка на

демонстрационном столе, рядом кладёт четыре бабочки, четырёх цветов. Обращается к детям: Видите, на столе лежат цветочки, нужно на каждый цветочек посадить бабочку того же цвета, что и цветочек.

Вызывает по очереди ребят и предлагает им посадить бабочек на цветок определенного цвета. Если кто-то допустил ошибку, воспитатель вызывает другого ребёнка для её исправления

Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины

Дидактическая игра «Украсим елочку»

Цель: воспитывать умение группировать предметы по форме, цвету, величине

Задачи:

Образовательная: Обучать группировать предметы по форме и цвету, величине

Развивающая: развивать внимание.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Материал и оборудование: геометрические фигуры Блоки «Дьениша» Образцы для детей: карточки-схемы на которые дети зрительно опираются

Ход игры:

Воспитатель: Ребята посмотрите на нашу елочку, она очень грустная, как вы думаете почему, дети дают разные ответы. Правильно ребята скоро праздник Новый год, а елочка совсем не наряженная. Давайте развеселим елочку и украсим ее разноцветными игрушками. Дети по своему выбору украшают






Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы

Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам»

Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Задачи:

Обучающая: обучать подбирать нужные формы разными методами.

Развивающая: развитие мелкой моторики рук, развитие внимательности.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), Блоки «Дьениша», обруч

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям: Выньте фигурки из контейнера и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватку».

Воспитатель раздаёт детям по одной фигурке и предлагает по очереди найти место для каждой из них.

Завершение. Воспитатель: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз воспитатель показывает и называет все фигуры, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

Дидактические игры, направленные на развитие восприятия запаха и вкуса.Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Дидактическая игра «Назови вкус»

Цель: создавать условия для развития вкусовых и обонятельных ощущений; формирования умения концентрироваться.

Задачи:

Образовательная: формировать вкусовые и обонятельные ощущения, формировать умение концентрироваться.

Развивающая: развитие вкусовых и обонятельных ощущений.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Материалы или оборудование: муляжи фруктов и овощей, корзинка, кукла «Незнайка».

Ход игры:

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? Правильно, Незнайка. Здравствуй, Незнайка! А почему ты печальный?

Незнайка: У меня есть корзина с овощами и фруктами, но я совершенно не знаю, как они называются и какие они на вкус.

Воспитатель: Незнайка, не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем! Ребята, поможем?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть муляжи фруктов и овощей (только тех продуктов, вкусы которых известны детям), задавая следующие вопросы: Как называется этот фрукт/овощ? А какой у него вкус? Кислый/ сладкий, солёный/пресный?

По ходу игры овощи и фрукты можно предложить распределить по цвету, по размерам и т.д.

Завершение. Игра может продолжать пока у детей наблюдается интерес. По окончании игры воспитатель подводит итоги: Ребята, вы молодцы! Помогли Незнайке вспомнить названия фруктов и овощей, а также их вкус.

Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия

Дидактическая игра «Занимательный планшет»

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Обучающая: формировать зрительное восприятие, формировать умение концентрироваться.

Развивающая: развивать внимание, память.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость, честность.

Материалы и оборудования: 10 разных предметов одного цвета, корзинка, кукла Ромашка, планшет.

Ход игры:

Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и видит куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. Воспитатель: «Смотрите ребята, к нам в гости пришла Ромашка из Цветочного города и принесла интересную игру. Здравствуй, Ромашка. Ребята, поздоровайтесь с Ромашкой.

Ромашка: Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем с вами в интересную игру «Занимательный планшет».

Воспитатель от лица Ромашки озвучивает правила игры. Детям предлагается выкладывать фигуры по форме, на окна планшета, используя зрительное восприятие опираясь на схемы

Игра может продолжаться пока интересна детям.

Завершение. Ребята, вы гениальные сыщики! Назвали все пропавшие предметы.


Puzzle Border: Clip Art, Page Border, and Vector Graphics | Clip art  borders, Page borders, Borders and frames

Дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия

Дидактическая игра «Что звучит?»

Цель: развивать умение прислушиваться и определять источник звука.

Задачи:

Образовательная: обучать прислушиваться к звукам и определять его источник.

Развивающая: развитие слухового восприятия.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, целеустремлённость.

Материалы и оборудование: ширма, музыкальные инструменты, различные шумелки и другие предметы, способные производить звуки.

Ход игры:

Дети входят в группу и видят ширму. Воспитатель не даёт заглядывать за неё, а предлагает поиграть. Ребята, предлагаю вам определить, что вы слышите. За ширмой лежат различные предметы, которые звучат по особенному.

Воспитатель начинает производить различные звуки: например, играет на барабане, шуршит бумагой, стук ложки о стенки стакана, хлопок в ладоши, топот ногами, стук деревянными или металлическими предметами друг о друга и др. Дети называют предмет, который производит тот или иной звук. После каждого ответа воспитатель достаёт из-за ширмы предмет и показывает детям.

Завершение. Воспитатель подводит итог по количеству правильно названных предметов по производимым звукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактической игры "Игрушки в гости к нам пришли"

Игра учит детей узнавать и называть игрушки; упражняет в правильном произнесении звукоподражаний; активизирует речь детей (проговаривать и договаривать песенки, потешки); развивает мелкую моторику, ко...

конспект дидактической игры по ознакомлению детей с окружающим

с помощью дидактической игры знакомить с животными, расширять словарный запас....

Конспект дидактической игры по развитию речи во 2-ой младшей группе.

1) Расширять знания у детей о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: теплой, легкой.2) Учить детей различать и называть существенные детали и час...

План-конспект дидактической игры экологической направленности "Кто такой?"

знание особенностей внешнего вида диких животных...

Конспект дидактических игр по Монтессори – педагогике во второй младшей группе На тему: Встреча на круге. Упражнение в тишине. Дидактические игры –« Розовая башня. Биологический и геометрический комод .Шумящие коробочки .Вкусовые баночки. Этюд «Вкусные к

Цель игры :Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи , формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур ,развитие слуха, вкусовых каче...