Сюжетно-ролевая игра в структуре «Ситуации месяца» по технологии Н.П.Гришаевой
консультация

Сакара Раушания Нуриахметовна

Технология Н.П.Гришаевой - это современная педагогическая технология дошкольного образования, полностью отвечающая требованиям ФГОС ДО, направленная на социализацию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnaya_igra.docx26.56 КБ
Файл syuzhetnaya_ira.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра в структуре «Ситуации месяца»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи, ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Поэтому необходимо влияние взрослых на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Но, для того, чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о том, какой игра должна быть на каждом возрастном этапе, уметь планировать и руководить игрой дошкольников.

Д.Б.Эльконин определяет  игру  как  воссоздание человеческой деятельности, при котором из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми.

Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:

Первый — это роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

второй — игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

третий — игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;

четвертый — реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

  В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, мышление, речь, память, необходимые в других видах деятельности.

Широкое использование в игре предметов-заменителей позволяет ребенку овладеть другими типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла моделей, схем и знаков в процессе школьного обучения. Умение играть имеет решающее значение и для формирования социальной активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Пути усвоения игровой культуры ребенком.

  1. Стихийное усвоение в процессе непосредственного общения с более старшими детьми или со взрослыми. В настоящее время этот путь усвоения игрового опыта затруднен, т.к. в семьях чаще всего по 1 ребенку (отсутствует игра сестер/братьев), а родители очень мало или совсем не играют с детьми, дедушки и бабушки в основном живут отдельно. Стихийные дворовые объединения детей малочисленны, дети не увлекаются сюжетно-ролевыми играми.
  2. Специальное целенаправленное педагогическое воздействие: руководство игровой деятельностью; Оно предполагает использование в педагогическом процессе ряда конкретных методов и приемов, с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольника в процессе игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них.

Остановимся подробнее на этапах руководства воспитателя игровой деятельностью детей. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Этапы руководства игровой деятельностью детей.

1 этап Получение знаний

-Знания, которые направлены на расширение и обогащение сюжета детских игр (кто, что делает?).

-Знания о способах взаимодействия людей в деятельности (как?).

-Знания о способах общения детей в игре, способах передачи роли, замены игровой среды.

2 этап Обучающие игры 

(обучают и воспитатель, и дети) - это особым образом организованная деятельность, в процессе которой ребенок усваивает игровой опыт при ведущей роли взрослого.

3 этап Совместная игра

Сначала возникает тема игры (замысел) -  малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана, поэтому в младшем дошкольном возрасте тему игры чаще определяет воспитатель, в старшем дошкольном возрасте – предлагают, а затем обсуждают замысел игры дети;

Воспитатель может использовать различные приемы для создания игровой ситуации.

приемы создания игровой ситуации:

-сюрпризный момент (внесение новой игрушки);

-«говорящая» предметно - игровая среда (расстановка кукольной мебели, посуды – наводит на мысль поиграть в «Дом»);

-наводящие вопросы: Во что бы ты хотел поиграть, с кем?

-рассказ-напоминание о том, куда ходили (на экскурсию, в театр, в гости);

-рассматривание фото, иллюстраций, картинок с играми детей;

Сюжет и распределение ролей: в младшем дошкольном возрасте – чаще определяет и осуществляет воспитатель, в старшем дошкольном возрасте – дети справляются самостоятельно;

4 этап Самостоятельная игровая деятельность – окружающая жизнь является содержанием детской игры.

Таким образом, смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. В развитии сюжетно-ролевой игры отмечается и постепенный переход от игры рядом в младшей группе к групповым играм в средней и коллективным в старшей и подготовительной группах.

Для успешного развития игровой деятельности детей немаловажное значение имеет умение воспитателя планировать свое руководство творческими играми 

Но, в связи с этим возникают опасения, что планирование фактически убивает творчество, так как игровая деятельность детей по плану сковывает их инициативу и творчество.

Естественно, учитывая природу игры, ее активный, творческий характер, планированию подлежит деятельность педагога по развитию и руководству игрой, а не сама игровая деятельность детей.

Планирование сюжетно - ролевой игры начинается с составления перспективного плана. Перспективный план реализуется постепенно, на протяжении всего учебного года.

Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС при составлении перспективного плана является форма тематических недель, в нашем случае – это ситуация месяца.

Для начала мы определяем для себя тему месяца, например, тема ноября: Затем подбираем по теме месяца 2-3 сюжетно-ролевых игры: «Семья», «Магазин», «Рыбалка».

С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой игры мы  планируем НОД, включающие в себя беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео, презентаций. Необходимо  подобрать художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой месяца в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляются к игрушке данного возраста. В группах игрушки могут быть скомплектованы по темам «Семья», «Магазин», «Больница» и др.

Наличие готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться только в готовом виде. Поэтому  должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребенка?
          Типизируя материал для сюжетно-ролевой игры, мы, прежде всего, должны ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет – воображаемую ситуацию.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют 3 типа игрушек:
«Предметы – оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы: орудия, инструменты, средства человеческой деятельности (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, удочка).
«Игрушки – персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли). Например, белая шапочка врача, фартук и косыночка для мамы, резиновые сапоги, плащ для рыбалки и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит. Например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, рама, изображающая автомобиль, лодку или переднюю стенку автобуса.

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетно-ролевой игры впрямую), но который обслуживает игру. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки.

Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки-сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности, игровой роли.

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте.

         Игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете, содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно разные. В общих чертах линию развития игры ребёнка можно представить как переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д.Б.Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребёнок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребёнка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребёнка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребёнку) становится главным содержанием игры и задаёт смысл игровой деятельности.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: "трут морковку", "режут хлеб", "моют посуду". При этом результат действия не используется детьми - нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развёрнуты, они не могут быть сокращёнными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка. В середине дошкольного детства та же по сюжету игра проходит иначе. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. Дети называют их до начала игры. Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры - если каша накладывается в тарелочки, если нарезается хлеб - то всё это даётся "детям" на обед. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, а одно действие сменяется другим. Действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии со взятой на себя ролью. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких взрослых. Для того чтобы ребёнок умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сюжетно-ролевая игра в структуре « Ситуации месяца»

Слайд 2

Первый — это роли , которые берут на себя дети в процессе игры; Второй — игровые действия , посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; Третий — игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов , имеющихся в распоряжении ребенка; Четвертый — реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

Слайд 3

Пути усвоения игровой культуры ребенком. 1. Стихийное усвоение в процессе непосредственного общения с более старшими детьми или со взрослыми . 2. Специальное целенаправленное педагогическое воздействие : руководство игровой деятельностью.

Слайд 4

Этапы руководства игровой деятельностью детей. 1 этап - получение знаний 2 этап - обучающие игры 3 этап - совместная игра 4 этап - самостоятельная игровая деятельность

Слайд 5

Приемы создания игровой ситуации. - сюрпризный момент; - « говорящая» предметно - игровая среда; - наводящие вопросы ; - рассказ-напоминание; - рассматривание фото, иллюстраций, картинок с играми детей.

Слайд 6

Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребенка? 1. «Предметы – оперирования » « Игрушки – персонажи » «Маркеры (знаки) игрового пространства»

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ.

Конспект охватывает содержание игры " Школа" с технологией Триз....