«Музыкально – дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки»
учебно-методический материал

Кононенко Наталья Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ладушки»

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Музыкально – дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Кононенко Н.В.

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

г. Камень-на-Оби

2021 – 2022г

    Музыкально – дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки.

  Актуальность их  применения заключается в системном  музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников  с учетом возраста и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

    Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).

У ребят  возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью  пособий, значительно активизируют  умственную деятельность детей,  развивают их самостоятельную музыкальную  деятельность, которая приобретает творческий характер. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они  учат ребенка применять полученные знания  и  навыки в повседневной жизни.

    Благодаря использованию музыкально – дидактических пособий и игр у  ребенка развивается умение  понимать характер  разных музыкальных произведений, и успешно решаются на практике задачи  музыкально – эстетического воспитания.

    Данные  отечественных и  зарубежных исследований (Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова,  А.Катинене,  А.Вайчене,  К.Форай,  А.Атанасова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов  художественной  деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют,  двигаются под музыку, музицируют. Музыка звучит в НОД,  в самостоятельной деятельности,  во время праздников и развлечений. Учеными выявлены средства  педагогического воздействия,   которые способствуют  формированию интереса детей к музыке в разнообразной  музыкальной деятельности. Среди них  применение игровых  приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий,  проблемных ситуаций, выразительное, яркое  исполнение произведений.

         Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально - сенсорных

способностей на настольные, подвижные, хороводные.

         Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

         Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий

- для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,

- элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. 

Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально - дидактические игры на развитие музыкально – сенсорных способностей.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

                                                Птицы и птенчики

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие и высокие).

Ход  игры: У каждого ребёнка по одной картинке (кружку).Педагог  играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком ( маленький жёлтый кружок), если звук низкий – поднимают картинку с птицей (большой коричневый кружок)

Игровой материал: Картинки с большой птицей и птенцами или кружки разные

                                    по величине и по цвету.

                                                         Кто поёт?

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Воспитатель играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную картинку.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.

                                                      Лесенка

Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.

Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой  педагог играет на инструменте и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать картинку с соответствующим изображением.

Игровой материал: Демонстрационный материал -  «Лесенка».

                                               

                                                Угадай колокольчик

Цель: Различить звуки по высоте(низкий, высокий)

Ход игры: Педагог звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети распознают звуки и поднимают карточку.

Игровой материал: Низкий звук – синий треугольник, высокий звук – красный

                                     треугольник.

                                  Игры на развитие чувства ритма.

                                                Игра с бубном

Цель: Вызывать у детей радость и желание играть на шумовых

                       инструментах.

Ход игры: Педагог играет ритм мелодии, дети повторяют, хлопая в ладоши или на шумовом инструменте.

Игровой материал: Любой музыкальный шумовой инструмент.

                                                       

                                                        Имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко: Та – ня, Се – рё – жа, затем отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например:

кош –ка,  со – ба – ка.

Игровой материал: Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.

                            Игры на различие тембровой окраски.

                                                     В лесу

Цель: Определить по тембровой окраске животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня в этот лес, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании  мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, педагог меняет картинки.

Игровой материал: Таблица –« Лес», картинки зайца, медведя, лисички, кукла –Таня.

Музыкальный репертуар: «Зайка» обр.Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.

                                               Музыкальный домик

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.

Игровой материал: Музыкальные инструменты, сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись.

                                       Игры на различие динамики.

                                                     Громко -  тихо

Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.

Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.

                                             Тише, громче в бубен бей.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Педагог исполняет песню, дети, чьё имя пропели  ударяют в бубен громко или тихо.

Игровой материал: Бубен.

                                                Громко – тихо запоём.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Спрятать игрушку.

Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё.

Игровой материал: Любая игрушка.

                                  Игры на восприятие музыки.

                                            Солнышко и тучка

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Ход занятия: Детям раздаётся по одному набору карточек (солнышко и тучка) и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них и показывают карточки.

Игровой материал:   «Солнышко» - красные кружки, «тучка» - синие овалы.

                                                         Буратино.

Цель: По вступлению дети угадываю название песни. Определяют запев, припев к песне.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что к нам в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать по вступлению. Игра может проводиться на музыкальных занятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: аудиозапись, картинки к муз. произведениям, Буратино   (игрушка).

                                               Песня – танец – марш.

Цель: Развивать представление о жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. Определяют «трёх китов»  музыки,  изображают жестами рук – песню, танец, марш.

Игровой материал: Карточки «Три кита».

Настольные музыкальные игры разрабатываются в соответствии с основным дидактическим принципом – принципом наглядности. предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное  мышление детей дошкольного возраста.

    Так, в упражнениях и играх используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука.

    Например, в игре «Курица» низкому звуку соответствует картинка курицы с наклоненной вниз головой; высокому звуку – курица с поднятой головой. Также в играх широко применяется  условно – схематическая наглядность. Ритмический  рисунок можно выложить  в виде цветов, разных по величине, капелек, грибов и т.д.

    Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий:

Например: К детям приходит игровой персонаж Незнайка. Дети общаются с ним, выступают в роли старших товарищей, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучаются сами. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

    Потом детям было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом еще придумать движения.

 

Например:

Я серенький зайчишка

Меня зовут трусишкой.

Ребенок должен был пропеть это с трусливой интонацией.

Я волк – зубами щелк,

Свирепая интонация.

Я медведь – люблю реветь.

Интонация голоса должна быть грозная.

Я рыжая лисичка

Я хитрая сестричка.

Интонация голоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса могла петь и нежной, ласковой интонацией).

    Игра позволяла воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, умения слушать пение детей. А задания в занимательной игровой форме способствовали не только тому, что дети были очень эмоциональны и активны, но и совершенствованию динамического слуха и певческих навыков.

    Привлекательность игр и пособий заключается  в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают  интерес и желание участвовать в них.     

    Использование игр и пособий   позволяют в простой, доступной  детям игровой форме дать представление  о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,  переданную  музыкой, привить к ней  любовь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_10.11.2021g.docx22.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ладушки»

   

Музыкально – дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки.

Разработчик: Кононенко Н.В.

Музыкальный руководитель

г. Камень-на-Оби

2021 – 2022г

    Музыкально – дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки.

  Актуальность их  применения заключается в системном  музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников  с учетом возраста и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

    Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).

У ребят  возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью  пособий, значительно активизируют  умственную деятельность детей,  развивают их самостоятельную музыкальную  деятельность, которая приобретает творческий характер. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они  учат ребенка применять полученные знания  и  навыки в повседневной жизни.

    Благодаря использованию музыкально – дидактических пособий и игр у  ребенка развивается умение  понимать характер  разных музыкальных произведений, и успешно решаются на практике задачи  музыкально – эстетического воспитания.

    Данные  отечественных и  зарубежных исследований (Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова,  А.Катинене,  А.Вайчене,  К.Форай,  А.Атанасова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов  художественной  деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют,  двигаются под музыку, музицируют. Музыка звучит в НОД,  в самостоятельной деятельности,  во время праздников и развлечений. Учеными выявлены средства  педагогического воздействия,   которые способствуют  формированию интереса детей к музыке в разнообразной  музыкальной деятельности. Среди них  применение игровых  приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий,  проблемных ситуаций, выразительное, яркое  исполнение произведений.

         Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально - сенсорных

способностей на настольные, подвижные, хороводные.

         Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

         Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий

- для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,

- элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. 

Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально - дидактические игры на развитие музыкально – сенсорных способностей.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

                                                Птицы и птенчики

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие и высокие).

Ход  игры: У каждого ребёнка по одной картинке (кружку).Педагог  играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком ( маленький жёлтый кружок), если звук низкий – поднимают картинку с птицей (большой коричневый кружок)

Игровой материал: Картинки с большой птицей и птенцами или кружки разные

                                    по величине и по цвету.

                                                         Кто поёт?

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Воспитатель играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную картинку.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.

                                                      Лесенка

Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.

Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой  педагог играет на инструменте и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать картинку с соответствующим изображением.

Игровой материал: Демонстрационный материал -  «Лесенка».

                                               

                                                Угадай колокольчик

Цель: Различить звуки по высоте(низкий, высокий)

Ход игры: Педагог звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети распознают звуки и поднимают карточку.

Игровой материал: Низкий звук – синий треугольник, высокий звук – красный

                                     треугольник.

                                  Игры на развитие чувства ритма.

                                                Игра с бубном

Цель: Вызывать у детей радость и желание играть на шумовых

                       инструментах.

Ход игры: Педагог играет ритм мелодии, дети повторяют, хлопая в ладоши или на шумовом инструменте.

Игровой материал: Любой музыкальный шумовой инструмент.

                                                       

                                                        Имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко: Та – ня, Се – рё – жа, затем отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например:

кош –ка,  со – ба – ка.

Игровой материал: Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.

                            Игры на различие тембровой окраски.

                                                     В лесу

Цель: Определить по тембровой окраске животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня в этот лес, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании  мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, педагог меняет картинки.

Игровой материал: Таблица –« Лес», картинки зайца, медведя, лисички, кукла –Таня.

Музыкальный репертуар: «Зайка» обр.Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.

                                               Музыкальный домик

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.

Игровой материал: Музыкальные инструменты, сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись.

                                       Игры на различие динамики.

                                                     Громко -  тихо

Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.

Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.

                                             Тише, громче в бубен бей.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Педагог исполняет песню, дети, чьё имя пропели  ударяют в бубен громко или тихо.

Игровой материал: Бубен.

                                                Громко – тихо запоём.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Спрятать игрушку.

Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё.

Игровой материал: Любая игрушка.

                                  Игры на восприятие музыки.

                                            Солнышко и тучка

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Ход занятия: Детям раздаётся по одному набору карточек (солнышко и тучка) и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них и показывают карточки.

Игровой материал:   «Солнышко» - красные кружки, «тучка» - синие овалы.

                                                         Буратино.

Цель: По вступлению дети угадываю название песни. Определяют запев, припев к песне.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что к нам в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать по вступлению. Игра может проводиться на музыкальных занятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: аудиозапись, картинки к муз. произведениям, Буратино   (игрушка).

                                               Песня – танец – марш.

Цель: Развивать представление о жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. Определяют «трёх китов»  музыки,  изображают жестами рук – песню, танец, марш.

Игровой материал: Карточки «Три кита».

Настольные музыкальные игры разрабатываются в соответствии с основным дидактическим принципом – принципом наглядности. предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное  мышление детей дошкольного возраста.

    Так, в упражнениях и играх используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука.

    Например, в игре «Курица» низкому звуку соответствует картинка курицы с наклоненной вниз головой; высокому звуку – курица с поднятой головой. Также в играх широко применяется  условно – схематическая наглядность. Ритмический  рисунок можно выложить  в виде цветов, разных по величине, капелек, грибов и т.д.

    Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий:

Например: К детям приходит игровой персонаж Незнайка. Дети общаются с ним, выступают в роли старших товарищей, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучаются сами. Благодаря этому все занятия проходят в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

    Потом детям было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом еще придумать движения.

Например:

Я серенький зайчишка

Меня зовут трусишкой.

Ребенок должен был пропеть это с трусливой интонацией.

Я волк – зубами щелк,

Свирепая интонация.

Я медведь – люблю реветь.

Интонация голоса должна быть грозная.

Я рыжая лисичка

Я хитрая сестричка.

Интонация голоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса могла петь и нежной, ласковой интонацией).

    Игра позволяла воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, умения слушать пение детей. А задания в занимательной игровой форме способствовали не только тому, что дети были очень эмоциональны и активны, но и совершенствованию динамического слуха и певческих навыков.

    Привлекательность игр и пособий заключается  в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают  интерес и желание участвовать в них.      

    Использование игр и пособий   позволяют в простой, доступной  детям игровой форме дать представление  о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений,  переданную  музыкой, привить к ней  любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников.     « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии...

Дидактическая игра с прищепками, как средство развития речи дошкольника

Доклад«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольника».Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие у...

Музыкальное воспитание дошкольников. Музыкально-дидактические игры и пособия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности....

Презентация к теме: Музыкально дидактические игры и пособия как средство развития музыкально - сенсорных способностей дошкольников.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том...

Обобщение опыта работы по теме «Музыкально-дидактические игры и пособия как средство развития интереса дошкольников к восприятию музыки»

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на развитие личности ребенка. Через приобщение к музыкальному искусству в дошкольнике активизируется творческий потенциал, происходит развитие и...

«Дидактические игры и упражнения как средство развития и активизации зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Важную роль в развитии зрительного восприятия в дошкольном возрасте имеют игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание ребёнка и заставляет его более точно и сознательно в...

Дидактические игры и пособия - как средство всестороннего развития дошкольников.

29 марта в нашем детском саду проходил форум PROОбразование, на котором я поделилась с коллегами своими методическими находками и разработками на тему "Дидактические пособия как средство всесторо...