Консультация для родителей "ТРИЗ в детском саду и дома"
консультация
Консультация составлена для ознакомления родителей с ТРИЗ технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«ТРИЗ в детском саду и дома»
Сухомлинский сказал:
«Духовная жизнь ребенка полноценна, лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок».
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. С самого раннего детства можно научить его системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. В этом поможет современная технология ТРИЗ.
Уже более 50 лет ТРИЗ осваивают взрослые, чуть больше 30 лет - школьники, и вот 24-ый год о ТРИЗе говорят в детском саду.
Автор этой теории бакинец Генрих Самуилович Альтшулер, его книги переведены на многие языки мира. Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Данная технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем».
Главное технологии ТРИЗ – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:
– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;
– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”, “прекрасно”, “замечательно” и т.п.;
– учить ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою позицию;
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости.
ТРИЗ для детей — это система коллективных игр.
Познакомимся еще с некоторыми играми, которые понравятся и вам и вашим детям.
Игра «Хорошо -плохо». В нее можно играть в любое время.
Ведущий задает пару строго повторяющихся вопросов: «Это хорошо потому, что …?», а после ответа новый вопрос: «Это плохо потому, что…?» и т.д.
Исходная ситуация: «Промочил ноги»
- Промочить ноги – это ПЛОХО потому, что…?
Можно заболеть
- Заболеть – это ХОРОШО(!) потому, что…?
Не надо ходить в детский сад.
- Не ходить в детский сад – это ПЛОХО потому, что …?
Скучно сидеть дома.
- Сидеть дома – это ХОРОШО потому, что …?
Научишься играть самостоятельно
- Научишься играть самостоятельно – ПЛОХО потому, что…?
Отвыкаешь от детей.
Ведущему надо безошибочно чередовать вопросы «ХОРОШО» и «ПЛОХО».
Такие игры учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”. Это разновидность головоломок-загадок. Эти игры просты по своей сути и при этом они формируют навыки логического мышления.
У "Данетки" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»). Можно загадать какой-то предмет, явление, животное и т.п.
Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.
- Этот овощ растет у нас на даче?
- Его кладут в борщ?
- Он красный?..
Аналогично можно задумывать все, что угодно:
- Какое имя я загадал?
- Какую часть одежды я задумал?
- Какую сказку я загадал?
Какого героя мультфильма я загадал?
- Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?
Интересная разновидность таких головоломок – числовые данетки. Взрослый загадывает какое-нибудь число, а малыш старается его отгадать. Кроме всего прочего, такой вариант игры поможет малышу лучше разобраться с числами и понятием “больше-меньше”. Из этой же серии задачки: “Какую букву алфавита я загадал?”, “Какой день недели я загадал?” Алгоритм их решения такой же, как и в случае с цифрами.
Еще одна разновидность логических задачек – игра “Черный ящик”. Это может быть коробка, в которой лежит какой-то предмет. Задача игроков, задав 10 вопросов отгадать, что это за предмет. Понятно, что “черный ящик” может быть и “виртуальным”, т.е. ведущий просто загадывает какой-то предмет, а игроки угадывают его за 10 вопросов.
Ситуации могут касаться и литературных героев. Такие загадки для малышей несложно придумывать самостоятельно.
Вот несколько примеров:
- Четверо друзей-музыкантов забрались друг на друга и напугали разбойников (Бременские музыканты).
- Его сделали, но не съели. Он убежал, и тогда его съели (Колобок)
- Она квакнула и упала с большой высоты. Кто она? (Лягушка-путешественница).
- Сначала он ее поймал, но отпустил. Потом она к нему приплыла, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка).
Благодаря данеткам людей с творческим, нестандартным мышлением становится все больше и больше.
Еще один из методов ТРИЗ - это придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
“ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались, а дальше начинается творческая совместная работа.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Спасательные ситуации в сказках. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств.
Например: “Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии могут доставить удовольствие и вам и вашему ребенку.
ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Утренняя гимнастика в детском саду и дома"
консультация для родителей...
Консультация "Метод проектов в детском саду и дома"
Консультация для родителей...
Консультация "Пожарная безопасность в детском саду и дома"
Консультация для родителей...
консультация "Фитонцидные растения в детском саду и дома"
Что такое фитонцидные растения? Какие растения благотворно влияют на организм человека, борются с "вредными" микробами, очищают воздух? Какие растения не должны быть у вас, если рядом малень...
Консультация "Режим дня в детском саду и дома – залог здоровья и нормального развития дошкольника"
О важности соблюдения режима дня дома....
Консультация "Закаливающие мероприятия в детском саду и дома"
консультация для воспитателей...
Консультация "Утренняя гимнастика в детском саду и дома"
Консультация...
- Мне нравится (1)