Методические рекомендации по работе с картами Проппа
методическая разработка (подготовительная группа)

Галкина Елена Михайловна

Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по использованию карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Приведены примеры карт Проппа, игр, этапы работы с детьми, варианты творческих рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya_po_rabote_s_kartami_proppa.docx762.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с картами Проппа

Воспитатель: Галкина Е.М.

Аннотация. В статье представлены методические рекомендации по использованию карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Приведены примеры карт Проппа, игр, этапы работы с детьми, варианты творческих рассказов.

Ключевые слова. Карты Проппа, сказка. Развитие речи, творчество, старший дошкольный возраст.

При обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию и сочинению сказок в работе мы используем карты Проппа. Филолог, фольклорист В.Я.Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру, в основе которой лежат функции действующих лиц. Эти функции варьируются, видоизменяются – последовательность может нарушаться, но схема остаётся та же. На основе этих функций может строить множество сказочных историй.

«Карты Проппа» -  игровое пособие, содержащее 28 карточек, состоящих из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. При помощи карт Проппа ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем способствует сочинению собственной.

Значение карт Проппа

  1. Жили – были. Создаем сказочное пространство (каждая сказка начинается с вводных слов: «давным – давно», «жили – были», «в тридевятом царстве»).
  2. Особое обстоятельство (например: «умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
  3. Запрет (например: «не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
  4. Нарушение запрета (персонажи сказок выглядывают в оконце, отлучаются со двора и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо-антагонист, вредитель).
  5. Герой покидает дом 9при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо герой уходит из дома, превратившись в козлика после того как запрет нарушен).
  6. Появление друга-помощника (например: Серый волк, Кот в сапогах).
  7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.д.)
  8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко и т.д.)
  9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – Змея Горыныча, Кощея Бессмертного; победа в состязании).
  10.  Преследование (какая сказка обходится без погони – героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба Яга, Лихо Окаянное и т.д.)
  11. Герой спасается от преследования (прячется в печку, превращается в кого-то, преодолевает огромные расстояния, применяет волшебные средства и т.д.).
  12.  Даритель испытывает героя (появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь, или нищей; Баба Яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу; Змей предлагает герою поднять тяжелый камень и т.д.).
  13.  Герой выдерживает испытание дарителя.
  14.  Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготавливаться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
  15.  Отлучка дарителя (например: Баба Яго отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется).

  1.  Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, состязание или даже игра в карты).
  2. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
  3.  Героя «метят» (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок либо он что-то забирает у поверженного врага).
  4.  Герою дают сложное задание (например: достать перстень со дна моря, соткать ковер, построить дворец за одну ночь, принести то, не зная что).
  5.  Герой выполняет задание.
  6.  Герою дается новый облик (например: погружение в кипящую вводу https://sun9-34.userapi.com/impf/c844418/v844418719/6fd99/iaz9Qy4Y_po.jpg?size=604x480&quality=96&sign=78944979d4336e4b6c6867772589110a&type=album

или молоко, которые делают героя еще краше).

  1.  Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но может быть и победный прилет на поверженном драконе).
  2.  Героя не узнают дома (вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья. Взросления).
  3.  Появляется ложный герой (тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
  4.  Разоблачение ложного героя (может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
  5.  Узнавание героя (тут обнаруживается подмена, ложный герой с позором изгоняется, а персонажа, например, принимает в объятия любящая королевская чета).
  6.  Счастливый конец (примеры: при на весь мир, свадьба, полцарства в придачу).
  7.  Мораль (какой вывод может сделать из случившейся истории).

Этапы работы по картам Проппа.

На первом этапе знакомим детей со сказкой как жанром литературного произведения. Выявляем ее отличие от другого жанра. Вычленяем структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);

- повествование;

- концовка (возвращение слушателя в реальную действительность).

Изготавливаем вместе с детьми свои карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

         На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.

        «Игра – бродилка» направлена на соотнесение карт с сюжетом сказки. На игровом поле располагаем карты Проппа, бросая кубик, ребенок «ходит» по игровому полю, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например, «Победа» - ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет, и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке.

Можно работать как по одной, так и по нескольким сказкам одновременно, но их содержание дети должны хорошо знать. К игре необходимо изготовить картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом. Дети самостоятельно подбирают к символу сказки.

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой (Кощей Бессмертного, Змея Горыныча и т.д.).

«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать положительных героев.

«Плохой – хороший» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных (скатерть – самобранка, волшебное кольцо, клубочек, цветок, волшебная палочка).

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.C:\Users\2\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211124_140111.jpg

В пример (рис. № 2)

Представлены возможные варианты волшебных предметов по разным свойствам. Мы сделали панно со множеством прозрачных кармашков, где размещены (классифицированы) картинки с волшебными предметами. Можно добавлять изображения волшебных предметов, материалов вместе с детьми по их желанию. С помощью кубика мы выбираем карточки, участвующие в игре. Обозначения на кубике в виде кружков от 1 до 4, и 2 грани кубика представлены в виде смайлика, который обозначает возможность выбора по желанию ребенка.

Можно предложить детям выбрать любого сказочного героя.

Пример. Придумаем волшебный предмет для Ивана – царевича. Нам выпал телефон, н наделен следующими качествами: металлический, умеет плавать, мычать и пахнет кофе.

Рассмотрим, что хорошего может сделать такой телефон для Ивана-царевича:

  • герой может плавать на таком телефоне;
  • может связаться с другим сказочными героями;
  • подозвать с помощью мычания коров, чтобы напиться молока, если голоден;
  • если Иван – царевич устал, он может взбодриться при помощи запаха кофе.

Какие недостатки есть у этой вещи и как их можно исправить:

  • он металлический, значит тяжелый, но можно уменьшить его размеры или привязать воздушные шарики;
  • он сам может уплыть от Ивана – царевича, нужно приделать якорь;
  • мычанием телефон может привлечь волка, нужно сделать кнопку убавления звука;
  • от постоянного запаха кофе у Ивана –царевича может заболеть голова, нужно придумать кнопку выключения запаха.

На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.

Работа на этом этапе начинается с воспроизведения знакомой детям сказки и соотнесения с определенной функцией. Далее осуществляется совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках ( на протяжении одного занятия используем 3-5 функций).

Работа продолжается самостоятельным поиском детьми функций на материале знакомых, затем новых сказок. В завершение проводится целостное освоение сказочных функций 9используется весь комплект карт).

Сказка «Кот, Петух и Лиса»

Карта № 1 «Жили – были». В лесу в маленькой избушке жили – были Кот да Петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.

Карта № 3 «Запрет». Собирается Кот на охоту и говорит Петушку: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай Лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит»

Карта № 4 «Нарушение запрета». Ушел Кот, а Петя –петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, поет, Кота ждет. А Лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку».

Карта № 10 «Погоня». Петя выглянул, а Лиса его цап-царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: «Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня». Кот хоть далеко был, а услышал Петушка. Погнался за лисой что было духа, догнал, отнял Петушка и принес его домой».

Карта № 27 «Счастливый конец». С тех пор опять Кот да Петух живут вместе, а Лиса уж больше к ним не показывается.

Карта № 28 «Мороль». Слушай товарищей.

На четвертом этапе мы предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. В организованном обучении на занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную последовательно схему.

На пятом этапе происходит самая интересная работа – дети самостоятельно сочиняют сказку, используя карты. Сказки сочиняем сначала коллективно – используем ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3-4 карты. Затем работаем с индивидуальным набором карт.

Можно сочинять сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров.

На этом этапе ребенок может сам выбирать героя, причем можно сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может придумать свое место действия, волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в роли презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер», когда презентуют свои сказки несколько детей.

Сочиняем сказку (количество используемых карт неограниченно) «Жили – были Иван да Марья. Однажды Иван отправился н охоту и наказал Марье Бабу Ягу на порог не пускать. А Баба Яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес за ягодами. В лесу Баба Яга заманила Марью в чудо-дерево, а сама обернулась Марьюшкой и пошла в избушку Ивана дожидаться.

Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марья, а Баба Яга.

И вступил Иван в бой с лже-Марьей – предложил ей показать, как нужно  пироги печь. Села Баба Яга на печку, туда и провалилась. Победил он Бабу Ягу. Подсказал кот Мурлыка, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван в лес к чудо – дереву вызволять свою настоящую жену».

Мораль сказки: слушайся мужа.

При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетекать в проект «Моя книга», где дет выступают в качестве не только авторов, но и художников –иллюстраторов, оформителей, декораторов.

Литература:

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы с картами Проппа»

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно.Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную ф...

Методические рекомендации по составлению ментальных карт с детьми дошкольного возраста

Описаны правила создания мыслительных карт, учитывая особенность дошкольного возраста...

Буклет "Подготовительные игры при работе с картами Проппа".

В буклете представлены подготовительные игры, в процессе которых дети познакомятся и освоят все сказочные функции....

Работа с картами Проппа

Презентация раскрывает все этапы работы с картами Проппа, их целесообразность....

Методические рекомендации для педагогов «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малышей»

Рекомендации адресованы педагогам ДОУ и содержат основные аспекы работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием метода "звучащих картинок"....

Методические рекомендации к беседе по картинкам « Органы чувств» для детей среднего возраста.

При помощи специально подобранных картинок развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизн...