"Веселые пальчики"
проект (младшая группа)

проект по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_melkaya.docx248.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Актуальность проекта.

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

 

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

В этом  возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

D:\Личка Елены\Desktop\pin.pngЦель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  •  Развить фантазию,  речь, мышление,  ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  •  Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
  •  Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
  •  Развивать зрительно-моторные координации.
  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
  • Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
  • Развивать творчество и креативность участников проекта.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Вид проекта: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.

Участники проекта:

  • Воспитатели: Шутова Елена Болатовна

   Александрина Елена Александровна

  • Дети средней группы
  • Родители
  • Логопед

Организационные формы по направлениям 

 

                     D:\Личка Елены\Desktop\dad237e188091783ce4755baef7e6122.jpg

D:\Личка Елены\Desktop\pin.pngЭтапы реализации проекта:

Организационный

- Анализ ситуации, разработка диагностического материала.

- Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.

- Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.

- Разработка:

конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;

- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;

- консультационного материала для родителей;

- Создание предметно-развивающей среды.

- Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:

- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;

- консультаций для стенда информации.

Практический 

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. 
  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
  • Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием мультимедийного оборудования;
  • родительские собрания;
  • проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
  • Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)

 D:\Личка Елены\Desktop\pin.pngОсновные задачи обучения:

1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.

3. Развивать зрительно-двигательную координацию.

4. Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.

6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).

7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.

8. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.

Ожидаемые результаты:

дети:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи;

- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;

- развитие двигательной активности;

- повышение уровня концентрации внимания, памяти;

- развитие пространственной ориентации.

родители:

- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

Анализ результатов опыта работы:

- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);

- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д.;

- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;

- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;

- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;

- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;

- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.

 Заключение.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

 

Список используемой литературы:

1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
3. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.

4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду.  
5. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./

8. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с. 
9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
12.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
13. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
14. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
15. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

16. Методы обследования речи детей / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.

17. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
18. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

19. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.

20. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.

№ п/п

Лексическая тема

Виды работ

Сентябрь

1, 2 недели обследование

3

Развитие общего внимания, понимания речи

  • Самомассаж бусинами
  • Упражнение "Кулачок - ребро"
  • Упражнение "Найди середину клетки"

4

Развитие фонематического слуха

  • Упражнение "Замочек"
  • Упражнение"Разгладь" - разглаживание смятых комочков бумаги.
  • "Собери картинку" - разрезные картинки из 4-х частей.

Октябрь

1.

Овощи

  • Пальчиковая гимнастика "Капуста"
  • Массаж "Колечки"
  • "Узнай, что это?" - определение овощей с закрытыми глазами.
  • Штриховка изображений  овощей.

2.

Фрукты

  • Пальчиковая гимнастика "Компот"
  • Рисование точек в центре клетки.
  • Штриховка фруктов
  • Работа с трафаретами фруктов.

3.

Ягоды

  • "Корзинка для ягод" - выкладывание из палочек.
  • "Выложи по контуру" - выкладывание камушками
  • "Ягодка спряталась" - разглаживание смятого комочка бумаги с изображением ягод.

4.

Осень

  • Пальчиковая гимнастика "Листья"
  • "Наши ручки" - игра с массажным мячиком.
  • "Дорисуй узор"

Ноябрь

1.

Домашние птицы

  • "Дорисуй узор"
  • Самомассаж гранеными карандашами.
  • Игра с рисом(обвести по контуру утенка и выложить его рисом)
  • Пальчиковая гимнастика

"Вышла курочка..."

2.

Перелетные птицы

  • Штриховка
  • "Дорисуй узор"
  • Пальчиковая гимнастика "Птичек стая"
  • Игра с фасолью и горохом( сортировка)

3.

Поздняя осень

  • рисование горизонтальных и вертикальных линий.
  • Работа с трафаретами листьев.
  • Выкладывание из пластилиновых жгутиков контура листочков.

4.

Лиственные деревья

  • Разрезные картинки
  • обрывание листа бумаги по контуру(листья деревьв)
  • Штриховка

II-й период обучения

Декабрь

1.

Зимующие птицы.

  • Дорисуй узор
  • Пальчиковая гимнастика  "Пирог"
  • "Красивая птица" - обводка трафарета птицы.
  • "Веселый карандаш" - массаж рук .

2.

Зима. Зимние забавы.

  • Пальчиковая гимнастика

"Снеговик"

  • Фигурки из палочек (санки)
  • Самомассаж шарами.
  • Дорисуй узор.

3.

Хвойные деревья.

  • фигурки из палочек (ёлочка)
  • Дорисуй картинку
  • обрывание из бумаги по контуру(ёлочные игрушки)
  • "Качели"- самомассаж рук

4.

Новый год.

  • "Лыжи"-массаж шариками
  • Выкладывание ёлки по контуру пластилиновыми жгутиками.
  • "Зимнее дерево" - выкладывание дерева из палочек.

Январь

1.

2.

Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

  • "Ножницы потерялись" - обрывание бумаги по контуру.
  • наматывание шнурков на карандаши.
  • Дорисуй узор.
  • "Новые кроссовки" - пальчиковая гимнастика

3.

Домашние животные.

  • Дорисуй узор.
  • "Буренушка" - пальчиковая гимнастика.
  • "Узнай кто это?"-после предварительного рассматривания определение на ощупь фигурок домашних животных.

4.

Дикие животные наших лесов.

  • разрезные картинки
  • "Ёжик" - самомассаж шариками

массаж прищепками "Котенок

Февраль

1.

Наша пища. Труд повара. Посуда

  • выкладывание из палочек различных фигур
  • Дорисуй узор.
  • выкладывание из гороха предметов посуды.
  • пальчиковая гимнастика

"Мы посуду мыли"

2.

Транспорт.

  • Дорисуй узор.
  • "Строители" - выложить дом из палочек.
  • пальчиковая гимнастика "Транспорт"

3.

День Защитника Отечества

  • пальчиковая гимнастика

"Илья -  Муровец"

  • самомассаж карандашами
  • фигурки из палочек
  • работа с рисом(самолетик)

4.

Зима

  • игры с прищепками "Гусенок"
  • массаж карандашом "Бревно"

Март

1.

Ранняя весна

  • Пальчиковая гимнастика "Весенний дождик"
  • скатывание бумаги пальчиками
  • Дорисуй узор
  • Завязывание узелков

2.

Мамин праздник. Женские профессии.

  • фигурка из палочек
  • Дорисуй узор
  • выкладывание по контуру жгутиками из пластилина "Цветок для мамы"

3.

Моя семья.

  • Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик.."
  • Пальчиковая гимнастика "Мама,мама..."
  • работа с манкой(рисование пальцем человечка)

4.

Перелетные птицы

  • пальчиковая гимнастика

"Птичек стая"

  • выкладывание из палочек домиков для птиц
  • скатывание маленьких комочков из бумаги

Апрель

1.

Наш город.

  • выкладывание из палочек домиков
  • штриховка
  • выкладывание дома из геометрических фигур

2.

Мебель.

  • обрывание лишней бумаги по контуру
  • выкладывание из палочек мебели
  • Дорисуй узор
  • складывание разрезных картинок

3.

Рыбы.

  • фигурки из палочек, прищепок (рыбки, ракушки)
  • Пальчиковая гимнастика "Рыбки"
  • дорисуй узор

4.

Весенние изменения в природе.

  • пальчиковая гимнастика

"Весенний дождик"

  • штриховка
  • дорисуй рисунок

Май

1.

День Победы. Моя страна.

  • пальчиковая гимнастика "Флажок"
  • штриховка
  • дорисуй узор

2.

Весна. Растения луга и сада.

  • пальчиковая гимнастика

"Цветы"

Штриховка

  • дорисуй узор.

3.

Насекомые.

  • пальчиковая гимнастика
  • "дорисуй узор
  • выкладывание по контуру
  • трафареты

4.

Труд людей весной.

  • пальчиковая гимнастика "Помощники"
  • Дорисуй узор.
  • Штриховка

                       

                                                                                

Перспективное планирование

                                                               D:\Личка Елены\Desktop\мелкая-моторика-300x300.jpg 

                                                                                                                                                                               

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119»

Проект

«Веселые пальчики»

D:\Личка Елены\Desktop\p164_67191747_bee.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Веселые пальчики"

Цель: развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и активной речи, подготовка руки к письму дошкольника по средствам пальчиковой гимнастики. Задачи:Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук...

Рабочая программа кружка "Веселые пальчики"

Омская область, Павлоградский район, р. п. Павлонрадка. МБДОУ «Детский сад «Солнышко», группа «Светлячок».Руководитель кружка Остапенко Виктория Викторовна, воспитатель\  1. Пояснительн...

Досуг на тему: "Солнышко и веселые пальчики"

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики....

Кружок "Веселые пальчики" по нетрадиционному рисованию с детьми 3-го года жизни.

в пояснительной записке описываются этапы организации кружка; разнообразные  методы которые использутся на кружковых занятиях. Данная работа рекомендуется для использования в своей практике педаг...

Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»

Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...