«Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»
консультация (средняя, старшая группа)

Федорченко Валентина Николаевна

Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру, доброту, любовь, уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), к Родине, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы наши дети знали и помнили, как жили наши деды и прадеды.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.

Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру, доброту, любовь, уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), к Родине, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы наши дети знали и помнили, как жили наши деды и прадеды.
Ведь в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю, к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатства. Наиболее значимые задачи: формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственно-патриотических качеств (основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям Донского края).
Свои первые нравственно-патриотические чувства ребёнок приобретает в узком социуме: в семье, детском саду. Вместе с развитием чувств ребенок приобретает понятия «дом», «улица», «малая Родина», «Родина», т.е. та территория, на которой он проживает. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине.

Народная культура – это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к малой Родине, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Ведь главный воспитатель ребенка – это семья.

Расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Наша задача— отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Родной край, область, даже небольшая деревня, станица неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
• Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
• Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
• Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитывая у детей любовь к своему краю, к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
• Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть народные, профессиональные и общественные праздники и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

 Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему.
Нравственно – патриотическое, гражданское воспитание не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры»

Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.Если мы хотим воспитать в наших детях патриотизм, нравственную культуру,...

Фотоотчет. "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры."

Формирование основ духовно -нравственного здоровья детей через приобщение к народной культуре....