Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»
план-конспект занятия (средняя группа)

Ольга Александровна Промчук

Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры: Знакомство детей с предметами быта «Прялка.»

Воспитатель Промчук О.А.

Возраст средняя группа

Тема «Знакомство с предметами быта-прялка. »

Образовательная область «Познавательное развитие.»

Цель: Создать условия для приобщения детей к богатой культуре наследия русского народа. 

Задачи:

Образовательная: уточнить представления детей о предметах старины, их назначении. Познакомить с предметом обихода-прялкой.

     Развивающая: развивать познавательную активность, умение сопоставлять предметы старины и современного мира.

Развивать воображение и творческие способности детей.

      Воспитательная: содействовать воспитанию нравственных чувств, интереса к истории своей страны, духовных и культурных традиций. 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, отгадывание загадок, русская-народная игра.

Формы организации: групповое занятие, индивидуальное.

Оборудование и материалы: прялка, обруч для игры «Карусель», Д/и «Отгадай загадку и найди предмет»

                                   Ход занятия:

                                1.Вводная часть

(Создание благоприятного климата, постановка проблемы)

(Воспитатель с детьми приходят в «Русскую избу», где их ждет Хозяйка-муз.руководитель.)

Xозяйка сидит у прялки с веретеном и напевает:

«Веретено, веретено!

Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.»

                              2.Основная часть

Х: -Здравствуйте, гости желанные!

Извольте в горенку нашу войти,

 В горенку войти да на лавочку сесть!

Посидим рядком, да поговорим ладком.

(Дети и воспитатель рассаживаются)

Х: -Дети, вы знаете, что я делаю? (Ответы детей)

Х: -Я пряду нитку, а пряду я ее на прялке, посмотрите, как выглядит прялка.      Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. 

(Дети рассматривают прялку)

-Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели.

Посмотрите, что такое кудель. Вот у меня в руке волокно – кудель. Это приготовленная для прядения шерсть. Но прежде, чем приступить к работе нужно перебрать шерсть и удалить из нее разный мусор, потом несколько раз перебрать еще и расчесать. Вот какую трудную работу надо выполнить, чтобы напрясть вот такие клубочки ниток!

(Хозяйка показывает детям клубки нити из корзинки)

Х: -Дети возьмите по клубочку, потяните нитку какая она на ощупь? (Дети берут клубки из корзинки.)

Д: - Мягкая, пушистая, приятная.

Х: -Ребята, для чего нам нужны шерстяные нитки?

Д: -Чтобы вязать шерстяные вещи: носки, шарфы, кофты, варежки.

Х: -Правильно, шерстяные вещи очень теплые, кто из вас знает откуда берется шерсть? (Ответы детей)

Х: -Отгадайте загадку и узнаете ответ на вопрос:

В стаде все они живут,

Целый день траву жуют,

Шерсть закручена в колечки,

Это дружные …

Д: -Овечки.

Х: -Конечно! Овечки дают нам свою шерсть, чтобы мы зимой не мерзли.

Х: -Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из предметов старины-прялкой. А какие вы еще знаете предметы старины, которыми люди каждодневно пользовались? А подсказкой вам будет наша изба. По очереди кладите клубок в корзину и называйте предмет.

(Дети перечисляют предметы, которые им знакомы)

Д: -Лампа, коромысло, печь, веретено,…

В: -Ребята в старину люди очень много работали, но и отдыхать они любили. Они играли в разные веселые игры, водили хороводы. И до нас с вами эти игры дошли. Вставайте в круг мы поиграем в игру «Карусель»

(К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.)

«Еле, еле, еле, еле.

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.»

(Игра проводится 2-3 раза)

В: Ребята, а еще люди в старину любили отгадывать загадки. Вы любите загадки?

Д: -Да.

В: -Мы сейчас будем отгадывать загадки нашего времени и времени когда еще ваши бабушки были маленькими.

Хотите отгадывать загадки ваших бабушек? На столе вы найдете ответы. Готовы?

Бабушка седа-бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает —
Про бабушку забывают. (Печь.)

Чем больше я верчусь, 
Тем больше становлюсь. (Веретено.)

Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный! (Дом.)

Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это… (Дом.)

Она висит под потолком,
Звенят подвески из стекла,
Ее мы включим вечерком
И станет комната светла. (Люстра.)

Соберу рубашки, майки
И скажу ей: «Постирай-ка!
В барабане покрути,
Белье чистым возврати!» (Стиральная машинка.)

Стоит «толстячок»

 подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

всем пить чай велит. (Самовар.)

Стоит столб,

Горит свет,

А углей нет. (Свеча.)

 Висит груша —

Нельзя скушать. (Лампочка.)

Четыре брата

Под одной шляпой стоят. (Стол.)

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло.)

 Не будильник, а звонит,

 не приемник –     говорит.

 Угадайте, кто же он?

 Ну, конечно. (Телефон.)

Пыль увижу – заворчу,

 заворчу и проглочу. (Пылесос.)

Близкий родственник метлы

 в доме выметет углы.

Он, конечно, не бездельник.

 Сор убрать поможет ... (Веник.)

Растянулась, как гармошка,

чудо-печка под окошком. (Батарея.)

              3.Заключительная часть(рефлексия)

В: -Молодцы ребята! Все загадки отгадали, но нам пора нам возвращаться в группу. Вам понравилось в гостях у Хозяюшки русской избы?

Д: -Понравилось.

Если вам было интересно- то похлопайте, а если нет-потопайте. (Дети хлопают, или топают)

В: -Давайте скажем нашей хозяюшке спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре

Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»

Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка"....

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры. "Знакомство с предметом быта -прялка"

Приобщение детей к истокам русской культуры, русским традициям, формировать элементарные представления о быте русского народа, развивать познавательный интерес к истории народа....

Конспект Совместной образовательной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры в разновозрастной группе на тему: «Знакомство с деревянными ложками»

КонспектСовместной образовательной деятельностипо приобщению к истокам русской народной культурыв разновозрастной группе на тему:«Знакомство с деревянными ложками»...

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с веретеном.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Знакомство детей с веретеном....