Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед другими, а сверстники выступали как предмет патетической или разумной оценки.

Проблема межличностных отношений дошкольников крайне актуальна, так как меняется время, а вместе с ним меняются и люди. Они смотрят на мир совсем другим взглядом, а значит, развитие и воспитание ребенка перестраивается вместе с взрослыми. Современные дети умеют и знают намного больше, чем 20-30 лет назад. С этим изменяется их взгляд на окружающий мир и отношения к другим людям (сверстникам, друзьям, родным). Поэтому могут быть выявлены новые методы изучения личности и качеств ребенка, способность взаимодействовать друг с другом, определить его предпочтения в общении со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sibiryakova_angelina_andreevna.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сибирякова Ангелина Андреевна, педагог-психолог.

«Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста».

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед другими, а сверстники выступали как предмет патетической или разумной оценки.

Проблема межличностных отношений дошкольников крайне актуальна, так как меняется время, а вместе с ним меняются и люди. Они смотрят на мир совсем другим взглядом, а значит, развитие и воспитание ребенка перестраивается вместе с взрослыми. Современные дети умеют и знают намного больше, чем 20-30 лет назад. С этим изменяется их взгляд на окружающий мир и отношения к другим людям (сверстникам, друзьям, родным). Поэтому могут быть выявлены новые методы изучения личности и качеств ребенка, способность взаимодействовать друг с другом, определить его предпочтения в общении со сверстниками.

Отношения с людьми личные и одновременно общественные, складываются в ходе общения, они становятся важным компонентом самопознания. К. Маркс говорил, что другой человек является для нас словно зеркало, в которое мы. Конечно, на общение в свою очередь влияет свое правильное представление гладимся, для того, чтобы увидеть самих себя. Общение – это наилучший путь, чтобы познать себя, поэтому самопознание и общение тесно связаны друг с другом о себе. В своих связям между людьми деловыми или дружеских, важно уметь отдать себе отчет в своих действиях, для этого нужно верно себя оценить и строго судить. Общение – это взаимодействие людей (двух или более), направленное на объединение своих усилий, согласование своих результатов, с целью наладить свое отношение и общение.  [1. Ч. 1. С. 6].

Общение дошкольников со сверстниками разворачиваются главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развития общения детей в этот период. [4. Ч. 1. С. 10 ].

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основания считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игр, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.[2. Ч. 3. С. 57].

В 4-5 лет сверстники для ребенка становятся предпочтительней, чем взрослый. В этом возрасте дети становятся избирательны в общении с другими, у них могут появляться постоянные партнеры для совместных игр. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится сюжетно-ролевая игра.

В возрасте от трех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно- деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении с взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый – это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый – это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать – содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.

Ситуативно-деловая форма общения.  После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.[3.Ч. 2. С. 25].

У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе не только взрослых, но и своих сверстников, демонстрируя, им свои умения и как у него это получается. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или модулируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Уже на четвертом и пятом году жизни в играх детей можно наблюдать целостность сюжета. У каждого дошкольника складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они могли играть и раньше (в больницу, строителей, поваров и т.д.). Каждый ребенок вносит в игру что-то свое, индивидуальное, тем самым они обогащают сюжет своих игр – это помогает им взаимодействовать друг с другом.

С помощью проводимых методик был выявлен уровень межличностного отношения каждого ребенка в группе средних дошкольников.

Исходя из полученных данных, были определены уровни в общении со сверстниками в количестве 20 детей:

Высокий уровень составляют 35% (7 человек);

Средний уровень – 60% (12 человек);

Низкий уровень – 5% (1человек)

Проведенные методики показали, что дети выбирают себе для общения и совместной деятельности детей, которые являются доброжелательными к партнеру, отзывчивые и чувствительны к воздействиям сверстника.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб, 2011.С.6
  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностного отношения. М.: Владос, 2011.С.57.
  1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 2014. С.25.
  2. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников. 2014. С. 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурного пространства ДОУ

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Исследовательская работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр

       Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со све...

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....

Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятий "Дружба" по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста...

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед д...