Консультация для воспитателей " Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
консультация

Баргатина Ольга Сергеевна

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

     Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
     Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
    

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

     Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
     Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
     Как же проявляется заинтересованность воспитателя на занятии по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель.       Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

     Занятие по музыкальному развитию - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

       Какова же роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста?

     Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность занятий оказывается гораздо ниже возможной.

     Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

     Занятия по музыкальному развитию играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма (т.е. организует детскую жизнь и деятельность, развивает у детей желание и умение сообща выполнять работу, вместе дружно играть, заботиться о каждом и каждому, обо всех), что способствует подготовке к обучению в школе.

      Музыкальные занятия предполагают следующие виды деятельности:

  1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности.

Необходимо не только научить ребёнка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней, определять характер прослушанного произведения, научить ребенка различать танец, марш, колыбельную, познакомить со средствами выразительности: темпом, динамикой, регистром, познакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов.

     Воспитатель личным примером воспитывает у детей умение внимательно       слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность. Следит за дисциплиной, оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

  1. Пение и песенное творчество.  Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

Воспитатель:

  • В распевании не участвует.
  • Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
  • Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  • При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
  • Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).
  • При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости движение и высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • В группе повторяет с детьми слова песен с правильными ударениями, смягчая безударные окончания в словах.
  1. Музыкально-ритмические движения -  включают в себя танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы, упражнения.  Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. К несложным творческим заданиям относится инсценировка песен.

       Во время музыкально-ритмических движений воспитатель:

  • Участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем. Велика роль воспитателя в процессе разучивания новых движений. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие рекомендации детям.
  • Дает чёткие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  • Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.  
  • Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  • Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время её проведения.
  • Берёт одну из ролей в сюжетной игре.
  • Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего занятия.
  • В группе повторяет движения танцев.
  1. Обучение игре на детских музыкальных инструментах -   развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умению различать звучание инструментов.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях.
  • Воспитатель должен правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте (ложки, бубен, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник и др.).

 Ведущая роль на занятиях по музыкальному развитию принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.  Но как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя.

 Воспитатель обязан присутствовать на каждом занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.

 Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

  Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и поставленных задач.

  Главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов и музыкально – дидактических игр.

  Если воспитатель не понимает воспитательных задач музыки, это может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.  А там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к занятиям.  Воспитатель включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.     Воспитатель сидит с безучастным видом;

2.     Воспитатель перебивает исполнение;

3.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1.     От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.     От раздела занятия: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3.     От программного материала - новый или старый материал.

Итак:

  1. На занятии по музыкальному развитию, дети должны быть аккуратно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие готовиться в группе, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Педагогу-воспитателю необходимо:

  • Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
  • Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на занятиях.
  • Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
  • Проводить регулярные занятия по музыкальному развитию в группе с детьми в случае отсутствия музыкального руководителя.
  • Разучивать движения с отстающими детьми.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  • Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
  • Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах.
  • Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.
  • Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
  • Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
  • Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
  • Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
  • Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  • Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  • Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

                                                          СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

 Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"

В консультации  даны рекомендации, как развивать самостоятельную деятельность детей в музыкальном аспекте. Какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальны...

консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять ...

«Роль воспитателя в подготовке к музыкальным занятиям» - консультация воспитателям

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша...

Консультация для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности"

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личночти, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя - побуждать детей применять ...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей "

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей " Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей "...