Мастер класс по театрализованной деятельности "Особенности инсценировки"
материал

Звягинцева Елена Анатольевна

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Будет полезен педагогам дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс Звягинцевой Елены Анатольевны

Театрализованная деятельность в ДОУ

Особенности инсценировки

Важным условием духовности является способность человека воспринимать прекрасное в окружающей действительности. Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.

Цель: Знакомство с выразительными средствами в театральной деятельности.

Задачи:

-Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, углублять представления детей о выразительных средствах;

-Учить принимать ролевые позиции, идентифицироваться с персонажем, эмоционально воспринимая своеобразие театрального искусства;

-Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Что такое инсценировки?

Инсценировки- т. е. игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация (речь, мимика, жест, поза и пантомимика, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Возрастные особенности подготовки к инсценировкам.

Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

В младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (учить имитировать характерные движения сказочных животных на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности);

В средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);

В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

В подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и неречевых (пантомимических) действий.

I. Развитие мимики и пантомимы (позы и движения):

1. Игра «Театральная разминка»

Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная»

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя,

Чтоб быть похоже на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей:

изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора, и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Жесты и конечно мимика)

Что такое мимика, друзья?

(Выражение нашего лица.)

Верно, ну, а жесты?

(Это движения).

Бывает, без сомнения,

Разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(педагог называет, а дети показывают в мимике настроение:

Грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас) 

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(педагог называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял». «нет», «да».)

Подошла к концу разминка

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз ребята!

В сказку приглашаю вас.

Педагог предлагает детям объединиться в группы по четыре человека и разыграть хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба», наполнив ее новым содержанием. Побуждает детей придумать, о чем могут говорить Дед и Баба, когда курочка снесла яичко золотое, затем простое и т. д., самостоятельно найти выразительные жесты, изменить мимику, голос в соответствии с каждым образом.

Дети, надев элементы костюмов (платок, шляпа, шапочка курочки, хвостик или ушки мышки), разыгрывают свою сказку, затем они вместе с педагогом выбирают наиболее интересный вариант. По окончании занятия педагог поощряет детей за артистизм и, под спокойную музыку, дети уходят.

2. Упражнение «Изобрази настроение»

3. Игра «Догадайся кто, я!»

ЛИСА;

ЕЖИК;

ПЕТУХ;

КЕНГУРУ

II. Жесты:

1. Игра «Дедушка Молчок»

Педагог от имени дедушки Молчок читает стихотворение и предлагает показать его содержание жестами.

Затем повторно читает текст и вместе с детьми в движениях отражает его содержание:

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка. Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки, Приставляют ладошки к голове - «ушки» .

Быстрые ножки. Бегут на места. Движения повторяются.

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка. Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Деток боится- Обхватывают себя руками,

Зайка трусишка. Изображая страх, «дрожат».

Следующее стихотворение, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики, движений.

Мишка, Мишка косолапый, Приподнять плечи, руки округлить,

Мишка по лесу идет. Носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.

Мишка хочет сладких ягод, Погладить себя по животу, облизнутся.

Да никак их не найдет. Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Вдруг увидел много ягод Показать указательный палец,

И тихонько зарычал. На лице восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.

Подошли к Мишутке детки, По маршировать.

Мишка ягоды им дал. Протянуть руку вперед, имитируя жест «возьми».

2. Игра «Что это за сказка?»

Дети делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе, которая находится в разных помещениях, педагог показывает иллюстрацию сказки («Колобок». «Репка») и предлагает ее изобразить пантомимически.

Педагог помогает детям в распределении и подготовке ролей, напоминая, что сказка будет выразительной и яркой, если будут найдены выразительные жесты и мимика, характеризующие героев и их действий.

КОЛОБОК;

ДЕД;

БАБКА;

ЗАЯЦ;

ЛИСА;

ВОЛК;

МЕДВЕДЬ

3. Игра «Узнай, кто это?»

(изображение героев сказок с помощью выразительных движений пальцев рук)

Педагог проводит игру-инсценировку: читают текст, а дети изображают персонажей с помощью пальцев рук.

Когда у меня будет маленький дом, Семь ножей оловянных,

Тогда заведу я в хозяйстве своем Восемь чайников новых,

Двух пушистых котов. Девять ложек столовых,

Трех пятнистых коров. Десять фарфоровых чашек.

Четырех рогатеньких козочек, Вот сколько всего

Пять кружек с узором из розочек. Заведу я в хозяйстве своем,

Шесть стаканов стеклянных, Когда у меня будет маленький дом.

(Возможны разные варианты игры по желанию детей: все вместе, парами артисты и зрители, с использованием ширмы и т. д.)

4. Игра-имитация:

Дети изображают деревья, листья на ветру, кусты, траву и т. п.

ЗАСОХШИЙ ЦВЕТОК;

ВЕТЕР

5. Игра «Узнай, кто это?»

Водящий описывает любого героя из сказки, а дети, по его описанию, догадываются, о ком идет речь.

БУРАТИНО;

СКОМОРОХ;

БАБА-ЯГА;

КАРЛСОН

III. Интонация:

Повторить слова, фразы с разными чувствами и интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом).

Найти нужную интонацию, например успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть и т. д.

1. Тренировка интонации:

Новые тапки у моего Потапки - СКАЗАТЬ ОБЫЧНО, ВОПРОСИТЕЛЬНО, РАДОСТНО, КАК РОБОТ (НО-ВЫ-Е ТА-ПКИ.)

Фаина и Нина купили пианино.

Над мухой у деда вновь победа.

Попадает метко в пакет конфетка.

Кот рядом -СКАЗАТЬ ГРОМКО, ТИХО

Маленький кот; Теленок мычит -СКАЗАТЬ ВЫСОКИМ ГОЛОСОМ;

Старый кот; Бык мычит- СКАЗАТЬ НИЗКИМ ГОЛОСОМ;

Кот простудился- СКАЗАТЬ ХРИПЛЫМ ГОЛОСОМ;

Бык сердится- СКАЗАТЬ ГРОЗНЫМ ГОЛОСОМ

IV. Дикция:

Скороговорки и рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками)

Говорит попугай попугаю: я тебя попугай попугаю.

Попугай попугаю в ответ: попугай, попугай, попугай!

У Вани фантик,

У Фани бантик.

Топали мы топали, дотопали до тополя.

Дотопали до тополя, да ноги все оттопали.

Зачем нужны средства выразительности

Для актера-чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя-чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Мастер - класс "Использование театрализованной деятельности в детском саду"

Мастер - класс "Использование театрализованной деятельности в детском саду"...

Мастер-класс "Планирование театрализованной деятельности в средней группе"

Материал представлялся на городском методическом объединении педагогов групп младшего и среднего дошкольного возраста....

Мастер-класс по театрализованной деятельности

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе (совместно с родителями)....

мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Мастер-класс «Организация театрализованных игр в детском саду»

Наша главная цель – воспитание всесторонне развитого человека. И для достижения этой цели мало того, чтобы ребенок обладал знаниями, необходимо, чтобы он умел общаться, выражать эмоции, сопережи...