НОД по правовому воспитанию в средней группе "Права ребенка"
план-конспект занятия (средняя группа)

Дуда Екатерина Сергеевна

Задачи:

  • Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка» - документом, определяющим и защищающим права детей.
  • Закрепить знания детей о своем имени, своей семье;
  • Упражнять в умении составлять рассказ о семье с опорой на мнемотаблицу и слушать друг друга;
  • Способствовать знакомству детей с правами детей;
  • Формировать умение графически изображать свою семью;
  • Уточнить представление детей о продуктах питания;
  • Способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей;
  • Создать условия для проявления доброжелательных отношений к окружающим.

Оборудование: семейные фотографии, картинки, символизирующие права детей, мнемотаблица для оставления рассказа о семье, Красная шапочка (картинка), картинки с изображением различных продуктов; цветные карандаши, листы бумаги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx27.25 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx843.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

«Права ребенка»

Задачи:

  • Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка» - документом, определяющим и защищающим права детей.
  • Закрепить знания детей о своем имени, своей семье;
  • Упражнять в умении составлять рассказ о семье с опорой на мнемотаблицу и слушать друг друга;
  • Способствовать знакомству детей с правами детей;
  • Формировать умение графически изображать свою семью;
  • Уточнить представление детей о продуктах питания;
  • Способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей;
  • Создать условия для проявления доброжелательных отношений к окружающим.

Оборудование: семейные фотографии, картинки, символизирующие права детей, мнемотаблица для оставления рассказа о семье, Красная шапочка (картинка), картинки с изображением различных продуктов; цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Вы узнали ее? (Красная Шапочка)

В-ль: Красная Шапочка пришла к нам рассказать о своих новых приключениях. Хотите узнать о них?

Получив согласие, приглашает детей послушать о новых приключениях Красной Шапочки.

«Давным-давно жила в одной деревне девочка. Ко дню рождения внучки бабушка подарила ей красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей красной шапочке. Соседи так про нее и говорили: «Вот Красная Шапочка идет!»

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала Красной Шапочке: «Сходи, дочка, к бабушке, отнеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.»

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, в другую деревню. Идет она, а навстречу ей поросята.

- Почему вы такие грустные?

- Серый Волк сломал домики у Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Мы боимся, что он вернется и сломает домик Наф-Нафа.

- У каждого человека есть право на неприкосновенность жилища. Никто не разрешит волку его нарушить.

Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, дети рассматривают ее, а затем помещается на доску.

В-ль: Давайте поможем поросятам построить крепкие домики. У каждого из вас на столе лежит конверт, внутри которого изображение домика, который необходимо собрать. По сигналу можете начинать.

В-ль: Какие крепкие домики вы построили, теперь поросятам будет удобно в них жить. Молодцы. А теперь нас ждет продолжение истории Красной Шапочки.

«Идет Красная Шапочка дальше. Видит, сидит белочка и плачет.

- Почему ты плачешь, белочка?

- Как же мне не плакать. Приходил волк и сказал, что все шишки, орехи, ягоды, грибы в лесу его. Что я буду кушать?

Успокоила Красная Шапочка белочку и сказала, что дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.»

Воспитатель показывает картинку, символизирующую это право, а затем помещает на доску.

В-ль: Давайте поможем белочке. На столе лежат картинки. На них нарисованы разные продукты. Давайте разложим их в 2 корзинки. Одна корзинка для Красной Шапочки, а другая для белочки.

Молодцы, разложили всё правильно. А теперь давайте немного отдохнем и выполним зарядку:

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

«Идет Красная Шапочка лесом, видит на пеньке сидит зверек и плачет.

- Кто ты? Почему ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Я не знаю кто я и как меня зовут.»

В-ль: Ребята, а вы знаете, кто это? (Зайка, зайчик, зайчонок) а кто его мама и папа? (Зайчиха и заяц)

Ребенок имеет право знать свих родителей. Показывает детям картинку, символизирующую это право, а затем помещает ее на доску.

Давайте расскажем Красной Шапочке о семье. А поможет вам помощница-табличка.

Дети подходят к столу, находят фотографию своей семьи и составляют рассказ о семье с опорой на мнемотаблицу:

  1. Имя ребенка
  2. Имена родителей
  3. Кем работает папа
  4. Кем работает мама
  5. Как зовут дедушку и бабушку
  6. Любимое занятие семьи.

В-ль: Как хорошо, что у каждого есть семья. В семье все любят и заботятся друг о друге, приходят на помощь. В семье все вместе, как пальчики на руке. После занятия я вам раздам листочки с нарисованными ладошками, а вы нарисуете на пальчиках лица ваших родных.

В-ль: А давайте придумаем зайчонку имя. Ребенок имеет право на имя. Показывает картинку, символизирующую это право, а затем помещает на доску.

«Подошли к Красной Шапочке три поросенка, бельчонок и зайчонок.

- Расскажи нам, Красная Шапочка, откуда ты узнала про права детей?

- Я хожу в детский сад. Там я узнала о том, что есть документ «Конвенция о правах ребенка», в котором записаны все права детей. «Конвенция…» защищает детей от несправедливости. Вы тоже можете пойти в детский сад и там много интересного узнать, потому что вы имеете право на обучение.»

Воспитатель показывает детям картинку, символизирующую это право, а затем помещает на доску.

В-ль: Вот так закончилась эта история. Вы смогли помочь героям сказок, с которыми встретилась Красная Шапочка. Спасибо вам. Красной Шапочке пора возвращаться в свою сказку. Давайте с ней попрощаемся.

Расскажите, понравилась ли вам история, которая произошла с Красной Шапочкой? Что вам запомнилось? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение сейчас? Вы все были молодцы, можете вставать. Не забудьте задвинуть после себя стульчики.

КАК МЫ НАРУШАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА? ЧТО НАМ МЕШАЕТ В ОБЩЕНИИ С НИМ?

1 Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде.

2 Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы не стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестает на них реагировать.

3 Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.

4 Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...», «По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей - позиция "сверху" - раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

5 Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что нельзя грязными руками...", "Сколько раз тебе говорила... ". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".

6 Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты!..". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.

7 Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это - лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: "А сама какая?", "Ну, и буду таким!"

8 Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

9 Выспрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.

10 Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.

РЕБЕНОК ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!

Безусловно, соблюдать права детей невозможно с помощью только одних законов. Очень важно, чтобы каждый взрослый изменил свое психологическое восприятие ребенка как кого-то, не имеющего ни прав, ни обязанностей. К сожалению, сегодня права маленького гражданина как нечто реальное, а он сам - как самоценная личность многими еще не осознаются. Даже бытует мнение, что детям не стоит рассказывать об их правах, иначе они и вовсе окажутся "неуправляемыми". Однако чувство собственного достоинства, разрушенное и униженное в детстве, практически не восстанавливается.

Дети, и особенно подростки, утратившие веру в добро и справедливость, как правило, самые трудные и несчастные.

И напоследок хочу напомнить, что каждый человек имеет столько прав, сколько хочет их иметь.

Консультация для родителей на тему:

«Как познакомить дошкольника с его правами и обязанностями?»

Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент современного общества. Но, как и когда начать говорить с ребёнком о его правах? Как сообщить грамотно об обязанностях?

Конечно, чем раньше объяснять малышу правила поведения в обществе, тем будет лучше и ему самому и его родителям, и окружающим его людям. Нужно объяснять ребёнку доступным для него языком, что жить намного проще и приятнее, когда знаешь, как «надо» и как «не надо» поступать в той или иной ситуации.

Систему знаний о правах детей необходимо строить в соответствии с возрастом детей и их познавательными возможностями, а именно знакомить детей с теми правами, содержание которых им понятны и постоянно встречаются в их жизни; правами, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми; и, наконец, с теми, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.

Начиная знакомить малыша с его правами, каждый родитель должен сам знать и правильно трактовать основные права своего ребёнка (право на защиту от насилия, дискриминации, право на жизнь, образование, медицинскую помощь, право жить в семье, право на собственное мнение и т.д.). Основным документом, где изложена данная информация была и остаётся на сегодняшний день Конвенция ООН о правах ребёнка. Сейчас существует множество вариаций этого документа и для детей, и для взрослых – выбор за Вами.

Например, неплохо изложены права «детёнышей» в книге всеми известного детского писателя Г. Остера. Она так и называется – «Права Детёнышей». Для детей постарше можно почитать стихотворение великого русского поэта «Серебряного века» - В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». А вообще, и в мире литературы, и в мире мультипликации огромное множество произведений для детей, которые могут послужить иллюстрацией к той или иной ситуации из жизни Вашего малыша. Ведь лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Конечно, всё прочитанное или просмотренное должно поясняться взрослыми в доступной для данного возраста форме.

Для бесед со средними и старшими дошкольниками на тему их прав и обязанностей лучше использовать в качестве примеров ситуации, например, с любимыми сказочными героями. Конечно, можно вместе прочесть сказку или другое литературное произведение, выбранное Вами, для объяснения того или иного права. Но ещё интереснее придумать сказку вместе с ребёнком, изначально вложив в сюжет «проблемную ситуацию». Например: «Жила была куколка Виолетта. Она очень не любила кушать овощи и фрукты. Питалась только тортиками и шоколадками. В один не очень прекрасный день у Виолетты так сильно заболел живот……» Тем самым мы излагаем в доступной форме право ребёнка на медицинскую помощь, на качественное и здоровое питание. Вот таким интересным занятием можно заниматься, например, идя по дороге из детского сада, тем самым экономя время на другие не менее приятные занятия дома.

Картотека игр по правовому воспитанию

  1. «Как растет имя?» (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте) Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает: «Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Катюша. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Катерина. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же о себе. Друзья зовут меня Катей. А в детском саду я для всех Катерина Сергеевна. Вы растете и имена ваши растут вместе с вами.
  2. «Назови полное имя» Первый вариант: воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:

Тёма, Тёмочка – Артём

Коля, Коленька – Николай

Настенька, Настюша – Анастасия

Лёня, Лёнечка – Леонид.

Второй вариант: воспитатель называет полное имя, а дети – неполное:

Екатерина – Катя, Катюша

Елена – Лена, Леночка

Михаил – Миша, Мишутка.

  1. «Образуй отчество» Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич)
  2. «Я не должен…» Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания детей о компетентности. Дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
  3. «Камуфляж» Для этой игры необходимо спрятать 20 ниток шерсти трех цветов. Дети делятся на 3 команды, каждая команда должна найти нить своего цвета. Побеждает команда, нашедшая больше всего ниток (победит команда, которая ищет ярко окрашенную нить, потому что ее задача легче). Воспитатель задает детям вопросы:

- Справедливо ли построена эта игра?

- Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы играть?

- Можно ли игру сделать справедливой?

- А справедливо ли обижать своих друзей, не принимать их в какую-нибудь игру?

Права ребенка в стихотворениях

Каждый ребенок имеет право на жизнь

Ребенок – это дар любви.

Храни его и с ним живи

В единстве и созвучье тонком.

Ты отвечаешь за ребенка.

За дар родившейся души,

В твоих руках начавший жить,

За свет ее и за полет,

За счастье, что она найдет.

За веру, за ее мечту,

За внутреннюю красоту,

За взмах волшебного крыла,

За звездные ее дела.

Каждый ребенок имеет право на индивидуальность

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена

Среди сотен самых разных,

Удивительных, прекрасных

Головы одни ломают,

А другие называют,

Без раздумий, в тот же миг,

Малыша, услышав крик.

В каждом имени есть свет,

В каждом – солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрослым дарят много света,

Этим светом все согрето.

Каждый ребенок имеет право на дом и семью

Семья – защита от обид,

Для малышей она как щит,

Как прочная она броня,

От холода и от огня.

Но из чего де сделан щит?

Любовью светлой он облит.

А что касается брони –

В ней глаз родительских огни.

Случилась с малышом беда,

Семья поймет его всегда.

Порой за шалость побранит,

Но все равно потом простит,

Семья – любви волшебный край,

Она как драгоценный рай,

В котором вера и мечта

Не иссякает никогда.

Всем детям на земле нужна

Семьи волшебная страна,

Чтобы любить их и жалеть,

Чтобы они смогли взлететь.

Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья

Для красоты твоей здоровье –

Наиважнейшее условье.

Зимой и летом закаляйся,

Любимым спортом занимайся,

Зарядку делать не ленись,

Есть в меру сладкое учись,

Дружи с мочалкой и водой

И засияешь красотой.

Чтоб рано утром бодрым встать,

Старайся раньше лечь в кровать,

Ешь больше фруктов, овощей,

В них много пользы для детей.

Чтоб красоту не потерять,

Здоровье нужно укреплять.

Ни ссориться и не ругаться,

Почаще людям улыбаться.

Каждый ребенок имеет право на образование

Почему боятся школы?

Там не делают уколы,

Там не бьют, не обижают,

Там детей не унижают.

Может мало там играют?

Может сказки не читают?

Может нет там гномов, фей?

Может мало там друзей?

Может там нельзя мечтать,

Бегать, прыгать, танцевать,

Петь, дурачиться, резвиться,

Хохотать и веселиться?

Чтобы в школу все бежали,

Чтобы в школе не скучали,

Надо школе измениться,

С нашим детством подружиться.

Все тогда полюбят знанья,

Упражненья и заданья.

Станут дети получать

На уроках только «пять»!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Правовое воспитание детей средней и старшей групп "

Каждый день дети проводят время на игровой площадке во дворе или детском саду. И каждый день для них так же труден, как и для нас. Малыши учатся сосуществовать в группе себе подобных, взаимодействоват...

Конспект открытого комплексного занятия по правовому воспитанию в средней группе на тему: «Имя каждому дано, уважаемо оно»

Программное содержание Образовательные задачи:- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;- дать детям представл...

Конспект нод по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Разноцветная планета"

Форма проведения занятия –интегрированное занятие , в котором дети вместе с воспитателем, как друзья гостей, спешат им на помощь, помогая им решать трудные вопросы.   В каждом к...

Конспект нод по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста: "Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят»"

В течении всего зянятия дети помогают герою ответить на главный вопрос-что такое хорошо,а что плохо? Они активно включаются в разнообразные виды деятельности,основными задачами  которых являются ...

НОД по правовому воспитанию в средней группе Тема «Права ребенка»

Цель: Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных      правовых знаний.Задачи: Довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет пр...