«Богатыри Руси»
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка для педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_rusi.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики

Методическая разработка для педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования

«Богатыри Руси»

                                                Подготовил воспитатель МБДОУ

                                     детский сад №1 «Колосок»

                                                Каримуллина Тензиле Ринатовна

                                     

с.Комсомольское-2021 год

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Программное содержание. 
    1.   Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси,
самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповичем

  1. Формировать и воспитывать патриотическую память, историческую память, представление о доброте и красоте.
  2. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать и побуждать интерес к древним корням.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок,

экскурсия в музей,

чтение и разучивание пословиц и поговорок.

Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава,
снаряжение, шлем, лук, колчан.
Оборудование: иллюстрация - репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Магнитофонная запись. «Сражение Ильи Муромца с Соловьем -разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем», карандаши, бумага, канат.
Ход занятия.

  1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя -Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она -наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.
  2. А какая наша Родина? (Большая, огромная , необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).
  3. А как называлась наша страна раньше? (Русь)
  4. Как называли себя наши предки? (Славяне).
  5. Кто защищал землю русскую? (Богатыри).

Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.

  1. А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).
  2. А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину.
  3. А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком это былина? Кто сражался с Соловьем - разбойником? (Богатырь Илья Муромец).
  4. Да, это Илья Муромец - крестьянский сын. И еще прослушайте. (Идет запись).
  5. О ком это? (О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем). Правильно, это Добрыня Никитич - сын воина.
  6. И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря? (Алеша Попович - сын священника. Он сражался со Змеем Горынычем).

Показ картины «Богатыри»

  1. Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним?
  2. Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю?

То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

  • Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
  • А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
  • В старину воина называли ратник ( от слова «рать» - войско).
  • Зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.
    -  А как бы вы назвали эту картину? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».
    Три защитника, три брата,
    Три богатыря!
    «Русь на воинов богата!» -
    Говорят не зря!
    С поля боя нет возврата,
    За спиною Русь,
    Мать-земля, родные хаты...
    -  Эй! Смелее в бой, ребята!
    Меч и лук, копье, булава,
    Щит и верный конь...
    Враг! Не тронь родной державы, Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы
    Боевой огонь!
    (Т. Курбатова).

  1. Ребята, посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).
  2. А вы умеете упражняться в силе и ловкости. Покажите.

Перетягивание каната.

  1. А вы знаете, ребята, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги и не двигались руки. Много молился Илья и днем и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики перехожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля Русская, защищать ее надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.
  2. Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?
  3. Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?

- Дети, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?
Работа детей. 
- Слышите - будто мечи наших предков звенят. Так пусть эта работа
напоминает нам о богатырской славе русичей, о великой русской силе.
Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
 Ай седлали вы коней добрых
 Да стояли вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Дети делают низкий поклон до земли.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (
наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (
развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (
руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (
медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (
покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (
правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!

 Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На столах- памятка написания синквейна.

 Синквейн

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

  Воин

  Работали  вы дружно, сплочённо. А где дружбой дорожат, там враги дрожат.    И вы должны встать на защиту Земли русской, если потребуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Богатыри Руси"

Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слове, раз...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Богатыри Руси"

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....

КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ РУСИ»

знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....

Богатыри Руси

Цель: сформировать патриотическое и гражданское чувство дошкольников.Задачи: сформировать представление детей о героическом прошлом русскогонарода Древней Руси, великих русских богатырях – защит...

Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри Руси Великой»

Формирование представлений о прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях через игру-викторину «Богатыри Руси Великой». ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри Руси»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри Руси»...