«Роль мини-музеев в сохранении исторической памяти народа».
статья (старшая, подготовительная группа)

Бельтикова Ирина Петровна

Различные формы работы с детьми: видео просмотры, проекты, беседы, конструирование, моделирование, фольклорные и тематические праздники, музыкальная гостиная, встречи с гостями музея, театрализованные представления, игры с экспонатами музея, виртуальные экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_14_beltikova.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 14

ПГТ. ШАХТЁРСК УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694910 Сахалинская область, Углегорский р-н, пгт. Шахтёрск, ул. Мира 18 А  

тел./ факс 8(42432)31-6-75, e-mail: mbdou14shakhtersk@mail.ru

Международные Рождественские образовательные чтения

«К 350-летию со дня рождения Петра I:

секулярный мир и религиозность»

Тема выступления: «Роль мини-музеев в сохранении исторической памяти народа».

Бельтикова И.П.

2021

   

Происходящие социокультурные изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач в развитии дошкольного образования. Чрезвычайно актуальной стала проблема становления гражданственности и пробуждения патриотических чувств детей дошкольного возраста.

Динамизм современной жизни, глобализация мышления, недостаток межнациональной толерантности актуализировали обращение к историческим истокам развития страны и подчеркнули необходимость раннего погружения в национальные особенности мира своего народа.

Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны, прежде всего, способы погружения в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, именно это дает специфика музейно- образовательного пространства дошкольного учреждения.

В последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, на наш взгляд, можно выделить два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, историческими,

художественными и т.п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Ребенок-активный участник, инициатор в создании пространства мини-музеев, осмыслении его содержания, задача педагога - поддержать его самостоятельность в проявлении познавательной активности, способствовать развитию исследовательской, созидательной деятельности, успешности каждого ребенка.

Исторические мини-музеи помогают педагогам реализовать многие разделы основных и региональных образовательных программ, так как позволяют ребенку не просто услышать об истории своей страны, края, но и «увидеть» ее благодаря различным экспонатам.

Для исторических музеев характерно наличие экспонатов, которые невозможно разместить в дошкольном учреждении, и документов, которые не интересны маленьким детям.

Поэтому, создавая исторический мини-музей, нужно тщательно продумать не только его тематику, но и пути ее отражения в экспозиции.

В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, с помощью которых любой желающий может в виртуальном формате пройти по залам музея, увидеть интересные экспонаты, что является наиболее эффективным способом познания действительности. И мы теперь имеем большую возможность объединить предложенные онлайн площадки с экспозиционными выставками мини-музея.

Что предполагает ряд различных форм работы с детьми: видео просмотры, проекты, беседы, конструирование, моделирование, фольклорные и тематические праздники, музыкальная гостиная, встречи с гостями музея, театрализованные представления, игры с экспонатами музея, виртуальные экскурсии.

Открытие мини- музея с организацией онлайн площадок, позволит познакомить воспитанников ДОУ с величайшими фигурами российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства как прозванного Великим и ставшего первым Императором Всероссийским Пётром I . На примере эпохе Петра 1можно познакомить дошколят с биографией царя, историей и бытом русского народа, основными историческими событиями.

Различны тематики мини –музеев, раскрывающих историю правления Петра Великого, это «Быт русского народа», «Потешное войско»,» Корабельных дел мастер», «Строительство Санкт-Петербурга», «Полтавская битва», «Царь- реформатор», «Новый год» и т.п.

Темы мини- музеев могут быть объедены единым проектом «Эпоха Петра Великого».

Целью которого:

- вызвать интерес детей к историческому прошлому страны через знакомство с русским царем, империи первым императором Российской Петр I;

-познакомить детей с отдельными наиболее яркими событиями из его жизни; формировать представление о преобразованиях в России, связанных со временем правления Петра Великого: создании российского флота, выхода в Балтийское море; строительства Санкт-Петербурга;

-воспитывать чувство гордости за свою Родину, предков, культуру через показ и анализ жизни русского народа; воспитывать интерес к изучению истории.

- Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности в рамках мини-музея.

Участвуя в создании музея, родители не только видят результаты работы со своими детьми, но и являются полноправными партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.

Помощь в сборе экспонатов: «Русская изба», «Новый год», «Паричок» и «Российский флаг и герб в предметах»; изготовление атрибутов «Потешное войско»; сбор иллюстрированной информации для лэпбука «Русский военный костюм», «Санкт-Петербург», «Корабли эпохи Петра»; участие в коллекционировании открыток, значков, магнитов на тему: «Памятные места Санкт- Петербурга» и т.п.

Это будет способствовать приобщению дошкольников и их родителей к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам, а также формированию единого культурно-информационного пространства в ДОУ.

Ведущим методом работы с детьми в мини-музее является игра, где в непосредственной атмосфере дети приобщаются к истории своей Родины. Благодаря такому музею дети попадают в мир истории, и не просто слушают, а как бы живут и играют в этом мире. В представленном мини- музее «Русская изба» они могут обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек. Любой предмет подсказывает тему для интересного разговора. Исследуя экспонаты музея, дети познают смысл фольклорных текстов, природу происхождения слов.

С большим интересом ребята поиграют с экспонатами музея в сюжетно-ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа», «Путешествие на корабле»; дидактические игры «Собери флаг, герб», «Сколько обуви на лавке», «Найди посуду, которая принадлежала боярам», «Раньше и теперь» и подвижные игры – «Морская артиллерия», «Моря волнуется раз…». Театрализованные игры «Потешное войско».

В литературной гостиной ребята смогут рассмотреть репродукции картин «Петр 1 в Голландии». «Русский флот при Петре 1»; познакомиться с литературными произведениями В. Владимирова «Как Пётр I в Европу за науками ездил и новую столицу на Неве построил…», М. Погореловой «Кто такой Петр I?»; посмотреть мультфильм «Петр и Петруша».

Просмотр виртуальных экскурсий «Русский военный костюм», «Полтавская битва», «Город на Неве», «Домик Петра», «Сено-солома», «Детство Петра», «Великий царь, Великого государства», «Прогулки по Санкт- Петербургу», «Художники о Петре 1», «Памятники культуры» и другие. Это даст детям представление о том, как изменилась в течение веков одежда русских воинов, архитектура Санкт-Петербурга, образы людей; поможет развить диалогическую речь, способствовать формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков; утвердить в сознании дошкольников значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа.

Полученные знания дошкольники могут отобразить в продуктивной деятельности. Выполнение оригами «Кораблик», «Самоходное судно», аппликации «Корабли Эпохи Петра 1», рисование «Старинная школа» и т.п

Что способствует формированию процесса духовного развития через моделирование, конструирование и рисование.

Общую значимость проведённой работы дополняют совместные встречи с семьями воспитанников при проведении тематических, фольклорных и музыкальных встреч, соответствующих представленной тематике мини- музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Помогают раскрывать перед детьми целую эпоху исторических событий. В воспроизведении которой дошкольник принимает непосредственное участие.

 Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. 
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Список литературы

  1. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 212. Музей в мире культуры. Мир культуры в музее, 2015. С. 189-196.
  2. Захарова Л. М. Формы сотрудничества детского сада с му-

зеем. / Л.М. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

  1. Карманов А.В. Организация интерактивной музейной среды: от методов к моделям // Вопросы музеологии, 2012. № 2 (6). С. 171-178.  Медведева Е.Б.,
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации
  3. Рыжова Н.А., Данюкова А.И., Логинова Л.В. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-пресс, 2008.
  4.  http://muzped.net — сайт Российского центра музейной педагогики и детского творчества при Государственном Русском музее.
  5. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.
  6. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по

музейной педагогике. Рос. ин-т культурологии. — М.: Изд-во РИК, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мини-музея в формировании исследовательской деятельности у ребенка.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы возде...

Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Доклад на родительском собрании "Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Сборник материалов VIII Международные аксиологические чтения «Сохранение исторической памяти и укрепление единства в формировании ценностей современной молодежи» 28марта 2017 г. г. Омск

В сборнике публикуются материалы международной конференции, посвященной проблеме сохранения исторической памяти и укрепление единства в формировании ценностей современной молодежи, так как она уже дав...

Роль мини-музея в детском саду. Презентация.

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому  назвали...

тема: Образ Александра Невского в исторической памяти народа и его влияние на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Великий полководец Руси князь Александр Невский известен далеко за пределами нашей  страны. Это в первую очередь связано с его подвигами, направленными на защиту Родины, отстаивание её интересов....

Сохранение исторической памяти, краеведение. Знакомство с православными праздника на Руси «Праздник Пасхи»

В рамках недели добра с целью приобщения дошкольников к народной культуре, посредством формирования интереса к традициям православного праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение&ra...