Дети и современные "игрушки-страшилки".
консультация (подготовительная группа)

Почему на наше предложение ребенку самому выбрать покупку – конструктор или какого-либо монстра – современный малыш выбирает второе? 

Наблюдения специалистов, работающих с детьми, показывают, что многие современные игрушки способствуют возникновению у детей неблагополучных проявлений в эмоциональной сфере, в частности, психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: «детские игрушки» и «опасность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_sovremennye_igrushki_strashilki.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Почему многие мамы опасаются сейчас заходить в отдел игрушек с детьми-дошкольниками, зная, что у малыша разбегутся глаза, и дело обязательно кончится слезами? Почему на наше предложение ребенку самому выбрать покупку – конструктор или какого-либо монстра – современный малыш выбирает второе? 

Наблюдения специалистов, работающих с детьми, показывают, что многие современные игрушки способствуют возникновению у детей неблагополучных проявлений в эмоциональной сфере, в частности, психологи все настойчивее бьют тревогу, соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: «детские игрушки» и «опасность». Кто бы мог подумать, что в начале 21 века нам придется опасаться игрушек...

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Игрушки, изображающие злых и страшных персонажей, существовали во все времена. Несмотря на то, что эти фантастические чудовища выглядят более мило, чем их современные последователи, изображают они все тех же отрицательных героев.

Во времена наших предков страшные игрушки, лишённые подробных деталей, давали простор детскому воображению. Сегодня они превратились лишь в способ привлечения внимания. Однако, это вовсе не значит, что никакого смысла для детей такие игрушки не несут.

Современные игрушки, представляющие собой фантастических животных, монстров, вампиров, трансформеров, киборгов и кукол со странным цветом кожи, волос и выражением лица, выглядят очень натуралистично и несомненно привлекают к себе внимание, но на самом деле все эти технические «навороты» делают такие игрушки чересчур сложными для детского понимания. Если взрослые люди могут понять, что представляет собой, например, биоробот или мутант, то маленькому ребенку, который только начал знакомиться с окружающим миром, совершенно непонятно, кто это или что это. И в итоге, игра с такими игрушками формирует у малыша неправильное представление о мире.

Отдельно стоит сказать и о психологическом аспекте подобных «шедевров». Многие современные страшные персонажи (например, Бэтмен, Человек-Паук, Черепашки-Ниндзя) позиционируются как положительные герои, несмотря на свой странный и отталкивающий внешний вид. В мультфильмах и фильмах характер этих персонажей фактически остается нераскрытым. По утверждению создателей, эти герои борются со злом. Но как они это делают? Исключительно с помощью драки! Никаких внутренних качеств характера, подобных классическим персонажам, упомянутым выше, такие «положительные» герои в своих приключениях практически не проявляют, а значит, у ребенка складывается убеждение, что способ бороться со злом существует всего один, и это кулаки! Таким образом игра с подобными игрушками превращается в простую манипуляцию и не несет в себе никакого особого смысла.

И самое парадоксальное во всем этом то, что положительные и отрицательные персонажи в современных фильмах и мультфильмах выглядят одинаково странно, и принадлежность героя к тому или другому лагерю определяется исключительно сюжетом. К тому же в некоторых историях, имеющих несколько частей, изначально добрые герои внезапно становятся злыми, переходят на сторону врагов. Все это приводит к тому, что у ребенка стирается разница между хорошим и плохим, добром и злом. А для формирования здоровой личности важно, чтобы это разделение было очевидным. Подводя итог, можно сказать, что многие современные страшные игрушки вредны, поскольку не объясняют детям нравственные принципы, и порой даже провоцируют в них жестокость и агрессию. А еще перед тем, как купить малышу странную или пугающую игрушку, стоит принять во внимание его возраст.

 «Большое значение в восприятии ребенком страшных игрушек имеет поведение родителей. Во-первых, мама с папой должны насторожиться, если ребенок отдает предпочтение страшным игрушкам. Этот факт может говорить о каких-то внутренних конфликтах, скопившейся агрессии, обиде, злости на какую-то ситуацию или человека. Во-вторых, родителям стоит понаблюдать за самим характером игры с пугающими игрушками. Некоторым детям просто нравится внешний вид страшного персонажа, но играет он с ним совершенно обычным способом, не наделяя игрушку какими-то отрицательными качествами: укладывает спать, одевает, устраивает ему какие-то приключения. Никакой опасности такая игра не несет. Насторожиться стоит, когда игра носит явно агрессивный характер: ребенок постоянно устраивает со страшными игрушками драки, разыгрывает конфликты, акцентирует внимание на отрицательных качествах персонажа.

Для того, чтобы понять суть страшных игрушек, стоит обратиться к театральному искусству. Когда на праздниках и спектаклях дети надевают костюмы страшных героев или ужасающие маски, они примеряют на себя знакомые образы чудовищ и отрицательных персонажей. Это помогает им бороться с собственным страхом. То же происходит и во время игры со страшными игрушками. Играя с пугающей игрушкой, он учится бороться с отрицательными эмоциями, выплескивает скопившиеся страхи и агрессию.

Еще одна важная роль пугающих игрушек- влияние на нравственное воспитание детей. Любому ребенку всегда легче понять разницу между добром и злом на показательных примерах. Любой герой представляет собой собирательный образ, и, игрушка, изображающая его, несёт в себе присущие этому персонажу качества и моделирует определенную жизненную ситуацию, с которой ребенку предстоит столкнуться в реальной жизни. В традиционных сказках добро всегда одерживает победу над злом, ведь любого отрицательного персонажа можно обвести вокруг пальца, и положительные герои делают это, используя такие качества как смелость, ловкость, находчивость. Именно эти качества и развивают в детях игры с подобными игрушками. Поведение отрицательных персонажей предсказуемо, а значит, ребенок может обыгрывать свои страхи. Но, стоит заметить, что речь здесь идет именно о традиционных страшных игрушках, представляющих собой знакомых нам с детства Бабу-Ягу, серого волка, Змея Горыныча, дракона, пирата. С современными отталкивающими игрушками все обстоит по-другому.

К шести годам у ребенка уже формируется произвольность памяти, воображения и внимания. Его игры превращаются в собственные придуманные истории, где ему интересно взаимодействие между персонажами. Страшные игрушки для детей такого возраста в большинстве своем не представляют опасности, поскольку малыши уже умеют проецировать на них собственные переживания и эмоции, и наделяют их определенными качествами характера по своему желанию.

Современных детей с шести лет, как магнитом, начинает тянуть к трансформерам, киборгам, странным куклам, поэтому обойтись без них, скорее всего, не получится. По возможности сделайте так, чтобы в детской у вашего ребенка не преобладали пугающие персонажи – пусть наряду с ними обязательно будут добрые и безобидные персонажи. Постарайтесь, чтобы игра с «отрицательными» героями не превращалась в сплошную борьбу, драки и убийства. Можно предлагать ребенку более безобидные сюжеты для игры, в которых пугающие игрушки будут выступать в роли несчастных или больных, требующих ухода – это позволит ребенку избежать чрезмерной агрессии и жестокости.

Отдельно хотелось бы сказать о восприятии детьми современных страшных игрушек, например, супергероев. Ребенку, в силу его возраста, еще не понятно, каким характером, обладают подобные персонажи и как именно стоит с ними играть. Если мы говорим о таких персонажах, как Баба Яга, Кащей Бессмертный, Бармалей, то с ними все абсолютно понятно - пугающие герои наделены отрицательными чертами характера, как у человека: хитрость, зависть, ворчливость, жадность, упрямство, неумение дружить или идти на компромиссы. Современные же герои обладают особыми способностями, которых в реальном мире не существует: умение летать, дышать под водой, увеличивать и уменьшать части своего тела и так далее. Ребенок не может видеть всего этого в окружающем мире, поэтому ему трудно понять, как выражается его принадлежность к лагерю добра или зла. К тому же многие современные персонажи настолько перепутаны между собой, что даже взрослому порой не под силу понять, кто есть кто. Странные и пугающие внешне герои могут на самом деле по сюжету оказаться добрыми и наоборот. Именно поэтому родителям нужно обязательно включаться в игровой процесс и объяснять особенности поведения персонажа, не делая акцента на его агрессии. Можно, например, проигрывать сюжеты о изначально злом персонаже, становящимся в процессе игры добрым, или же о неприглядном внешне герое, с которым никто не хотел дружить, но с помощью совершенных хороших поступков он открыл свой истинный положительный характер и завоевал уважение и призвание окружающих. Только таким образом можно повлиять на формирование у ребенка правильных морально-нравственных принципов и научить его понимать разницу между добром и злом».

То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверхвооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни все может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребенка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.

Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то беспрекословно пойдет обедать.

Для возбудимых детей игра с монстрами - это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определенную психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.

Дорогие родители, проанализируйте, что смотрит по телевизору ваш ребенок, не переносит ли он в свою игру увиденные по телевидению сцены жестокости и агрессии. Прежде чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествляет себя ваш сын или дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого и благородного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...