Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabodka_nod.docx | 734.15 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» (МБДОУ № 27)
660078, г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 47 «А», Тел.:(391)261-74-27, e-mail:doy27sveruo@mail.ru
ИНН\КПП 2464204128\246401001 ОГРН 1072468022175
Методическая разработка образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по теме педагогического опыта
Автор: Пахаленко Ольга Юрьевна. Воспитатель МБДОУ № 27
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка представлена конспектом непосредственно образовательной деятельности – использование карт Проппа как средства формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста.
Для успешного использования данной методической разработки необходима предварительная работа с дошкольниками по ознакомлению с картами Проппа и литературным произведением.
Опыт, представленный в разработке, может быть полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений.
.
Цель: Пересказ детьми сказки посредством использования карт Проппа.
Задачи:
Обучающие: содействовать овладению умения устанавливать причинно-следственные связи, использовав карты Проппа, как опорные модели для составления сказок; пробщать детей к работе по схематическими изображениями событийного пространства сказок (с картами Проппа).
Развивающие: развивать умение детей использовать в речи сложные предложения, законченные высказывания; развивать слуховое внимание и память.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению событийного пространства сказок, желание в дальнейшем самостоятельно применять карты Проппа при составлении собственных сказок
Образовательные области: социально– коммуникативная, речевая.
Материалы и оборудование: магнитная доска; фонарик, набор карт Проппа; аудиозапись голоса волшебника; детские книги с белыми страницами; книги с заполнеными страницами; музыкальное сопровождение, игровые пособия
Предварительная работа: прочтение русской народной сказки «Морозко»
Методы: наглядные, словесные, игровые.
Приемы: сюжетно-игровые ситуации, беседа, демонстрация, художественное слово.
Планируемые результаты: проявление творческих способностей, самостоятельности и инициативности у детей; имеют общее представление о картах Проппа
1 этап. Организационный 8 минут
Дети становятся в круг под звучание сказочной музыки
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. (показывает книги). Я принесла вам книги со сказками! Вы любите сказки, ребята?
Ответ детей.
Воспитатель: Это замечательно! А вы знаете, кто сочиняет сказки?
Ответ детей.
Воспитатель: Верно. Сказки сочиняют люди, и даже мы с вами можем сочинять сказки. Правда, здорово! Ну, а сегодня я решила вас порадовать, и принесла вам книги с вашими любимые сказки.
Воспитатель: Давайте присядем и почитаем ваши любимые сказки.
Воспитатель вместе с детьми садится на стульчики либо на ковёр, открывает книгу, а там – чистые страницы.
Воспитатель: Ой! Посмотрите-ка! Что это такое? Куда же сказка делась?
Воспитатель берет следующую книжку, открывает – опять пусто, воспитатель волнуется, как будто на самом деле не понимает, что произошло.
Воспитатель: Ай-яй-яй! Как же так? Где же все сказки?
Включается запись голоса.
Голос: Ха-ха-ха-ха! Не догадались, противненькие мои! Все ваши сказки я спрятал!
Воспитатель: Ты? А ты кто такой? И почему тебя не видно?
Голос: Я злой и страшный волшебник, и я невидимый!
Воспитатель: Вот беда-то! Какой злой волшебник! Ребята, как же быть? Мы теперь навсегда останемся без сказок… Но ведь во всех сказках добро побеждает зло, правда?
Воспитатель: Что же нам нужно сделать, чтобы победить колдовство злого волшебника?
Ответ детей.
Воспитатель: Предлагаю нам самим рассказать сказку Морозко. Хотите?
Ответ детей.
Голос: Ничего у вас не получится! Все сказки спрятаны далеко и надежно!
Воспитатель: Для того чтобы рассказать сказку мы должны отправиться в сказочную страну и постараться вспомнить, что было в сказке. Становитесь в круг, возьмите друг друга за руки и закройте глаза и включаем волшебный фонарик! Звучит музыка.
Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. Надо поторопиться. (на каждый ответ достает карту и крепит к доске): С чего начинается сказка? (зачин, жили-были …). Видите домик, эта карта означает зачин.
Кто живет в сказке? (герои) Какие бывают герои? (добрые и злые). Вот на этих картах изображены герои, добрый и злой. Молодцы.
Кто еще бывает в сказках, кто помогает доброму герою? (дарители, помощники). Вот карта, на которой есть даритель.
Что толкает мать отправить дочку в лес, на мороз? (особое обстоятельство карта)
Как герой может одолеть злодея? (выполнение заданий). Посмотрите, на карте нарисован герой с мечом.
Что еще происходит в сказке? Герой уходит на подвиги, выполнение заданий (встречает). Вот, посмотрите, герой покидает дом и герой возвращается.
Чем заканчиваются сказки? (конец, итог). Вот карта мораль.
Молодцы, ребята! Хоть злой волшебник и заколдовал сказки, но мы с вами все равно вон сколько всего с вами вспомнили!
Ещё раз давайте посмотрим карточки, которые помогут рассказать нам сказку.
Физкультминутка «В темном лесу есть избушка» 2 минуты
В темном лесу есть избушка. - Дети шагают.
Стоит задом наперед. - Дети поворачиваются.
В той избушке есть старушка. - Грозят пальцем.
Бабушка Яга живет. - Грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, - Показывают пальчиком.
Глаза большие, - Показывают.
Словно угольки горят. - Покачивают головой.
Ух, сердитая какая! - Бег на месте.
Дыбом волосы стоят. - Руки вверх.
Осмысление ситуации 12 минут
Воспитатель: Теперь мы точно сможем сочинить свою сказку, а для этого нам нужно отправиться в путь по волшебной карте и расколдовать сказку. Готовы? Становитесь в круг, возьмите друг друга за руки и закройте глаза, а волшебный фонарик поможет нам переместиться в сказку.
Воспитатель: С какой карточки начнём рассказ? Почему?
Ответ детей. Домик
Жили- были дед да с другой женой. У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась.
Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать И решила она дедову дочку со свету сжить..
Воспитатель. Следующую какую карту берём? Что произошло? Что сделала бабка?
Ответ детей.
Пристала к деду и говорит:
- Бери дед свою дочку, и вези ее с моих глаз подальше куда хочешь. Чтобы уши мои о ней больше никогда не слышали, а глаза никогда не видели! И не куда-нибудь к родным в теплый дом, а в глухой лес, да на лютый мороз! А не то я и тебя самого со свету сживу! Заплакал дед, а деваться ему некуда, вот посадил он родную дочку в сани в одном легком полушубке, и повез ее в глухой лес на лютый мороз. Приехал в чащу непроглядную, высадил дочку под деревом, поцеловал ее, развернул лошадь, да уехал поскорее, чтобы смерти родной кровинушки не видеть.
Воспитатель. Молодцы! Бедная дочка под лапу еловую присела, платком дырявым запахнулась и замерла. Следующую карту берём? Кого встретила Настенька в лесу?
Ответ детей.
А в это время рядом сам Морозко проходил. Увидел он: девица красная под елкой в сугробе сидит, замерзает, подобрался к ней недалеко, и говорит:
Воспитатель. Как проверял Морозко Настеньку и что дал взамен, либо подарил?
- Я, Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Тепло дедушка Морозко, тепло миленький. – отвечает дочка.
Тогда Морозко еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
- Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
- Ой тепло, дедушка, тепло родненький. – отвечает девица посиневшими от холода губами.
Еще ближе Морозко подбирается, совсем холоду на бедняжечку напускает:
- И теперь тепло тебе, милая? Тепло красавица?
- Тепло Морозушко, тепло. – отвечает дедова дочь, а сама уже и языком от холода еле шевелит.
Воспитатель. Тут Морозко девушку пожалел, шубу теплую со своего плеча снял, да ее укутал.
Отогрел, а потом и спрашивает:
-Это кто ж тебя на лютую смерть в лес завез?
Заплакала тогда девушка, да и рассказала Морозке все про жизнь свою горькую. И как мачеха ее со свету сживала, а свою дочь в платки красные наряжала. Рассердился тогда Морозко, и сказал:
-Т ы дочка, не грусти. За то, что ты все хозяйство вела, и столько натерпелась, я тебя награжу. И подарил он дедовой дочке сундуки с золотом, мехами собольими, да камнями драгоценными.
Воспитатель. Какую следующую карточку берём?
А дома старуха сидит, блины печет, поминки по падчерице справлять готовится.
Ответ детей.
А под столом собачка сидит и тявкает:
- Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
- Неправильно тявкаешь, скажи: старухину дочку замуж возьмут, а стариковой – одни косточки везут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
Воспитатель. Что же случилось дальше? (берёт следующую карту)
Ответ детей.
Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что дедова дочка приехала живая – здоровая, да с подарками царскими. Мачеха глянула — и руки врозь! Узнала у падчерицы, что Морозко к ней приходил – и пристала к деду:
Воспитатель: Скорее старик, запрягай лошадей, да вези мою дочку в лес к Морозко за подарками.
Воспитатель: Почему бабка отправила Марфушечку-душечку в лес?
Ответ детей.
Посади ее на то же место, куда и свою дуреху. Моя красавица вдвое больше богатства от Морозко получит. А сама надела дочку в тулуп теплый, укутала платками пуховыми и пирожков корзинку нагрузила
Воспитатель: И снова карта Герой покидает дом. Что же было дальше?
Ответ детей.
Посадил дед старухину дочку в сани, отвез ее в лес, да и высадил на том месте, где дочку оставлял. А сам домой уехал.
Долго ли, коротко ли, а идет по лесу Морозко. Видит: сидит под деревом укутанная бабкина дочка, да пирожки за обе щеки уплетает.
Воспитатель: А что же дальше было? Какую карту берём?
Ответ детей.
Подобрался Морозко к ней поближе, и говорит:
- Я Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
-Да ты что, дед! Холодно, конечно.
Морозко от слов таких сам дар речи потерял, и еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
-Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
-Ты что, издеваешься, старый? Не видишь, замерзаю совсем! Давай скорее подарки, некогда мне! – отвечает дочка.
Ах так! - Рассердился Морозко, стукнул посохом.
Воспитатель: Что произошло с Марфушей?
Ответ детей.
Заморозил старухину дочку совсем за глупость ее и грубость.
Воспитатель: А что же старуха - мачеха в это время?
Ответ детей.
А старуха в это время дома ее встречать готовится:
Поезжай говорит, старый, в лес, да вези мою дочку домой! Ей Морозко, наверняка, злата да серебра много сундуков насыпал. Да аккуратнее вези, золото не рассыпь!
А собачка под столом:
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
Баба ей кричит:
- Не ври! Скажи: старухину дочку в мехах со златом везут да замуж возьмут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что Морозко ее дочку совсем заморозил, заплакала, запричитала, а ничего уже и сделать нельзя.
Воспитатель: Вот какие молодцы! Сегодня мы с вами не только вспомнили, а еще с помощью волшебных карточек-помощниц пересказали сказку. Давайте возьмем еще одну карточку и скажем, чему учит нас эта сказка?
Ответ детей.
Сама своей жадностью и глупостью погубила дочку.
Воспитатель (снимает последнюю карту с доски, вставляет в книгу). Вот видите, мы пришли к концу пути, а доска-то волшебная опустела!
Воспитатель: Верно, смотрите, теперь страницы в книжке не пустые, они могут рассказать сказку, которую мы с вами рассказали.
Воспитатель открывает книгу, на страницах которой появилась сказка.
Заключительный этап
Рефлексия 2 минуты
Воспитатель: Вот здорово, мы с вами рассказали сказку! И победили злого вошебника! А теперь, возвращаемся обратно в детский сад. Готовы? Становитесь в круг, возьмите друг друга за руки и закройте глаза, а волшебный фонарик выключаем! Звучит музыка
Сюрпризный момент 2 минуты
Воспитатель: Эту книжку со сказками я оставляю в группе, чтобы вы могли каждый день открывать ее, смотреть и рассказывать новые сказки. А еще я приготовила для вас много других карт, которые тоже помогут вам рассказывать и составлять сказки. Спасибо вам, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему : "Перекрёсток"
конспект НОД в игровой форме помогает закрепить и систематизировать первоначальные знания дошкольников о правилах дорожного движения....
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "С праздником Пасхи"
Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной кул...
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Книга – лучший друг»
В результате НОД воспитанники обогатят свои представления о значении книги в жизни человека, закрепят ранее полученные знания....
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»
В результате НОД воспитанники обогатят своё представление о жизни домашних животных, закрепят ранее полученные знания....
Методическая разработка деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по робототехнике Тема «Транспорт будущего»
quot;Давайте лучше изобретать будущее, а не беспокоиться о том, что случилось вчера!"...
Методическая разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, ТНР на тему «Моя семья»
Старший дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от значимого взрослого, в виду этого, семья остается для ребенка неизменно жизненно важным основанием развития. Именно отношения с родит...
Методическая разработка деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Как хлеб на стол пришел?».
Цель: Создать условия для получения детьми знаний по теме «Хлеб»Задачи:ОбразовательныеДать детям возможность при помощи взрослых узнать о том, как хлеб попадает на стол. Развивающие:...