Организация работы по ранней профориентации дошкольников
статья
В материале акцентируется актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста, необходимость их социализации к условиям дошкольного образовательного учреждения и дальнейшей адаптации в окружающем мире. Раскрыты вариативные формы работы пекдагога с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по ранней профориентации дошкольников.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным. В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги).
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных, в том числе и «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальные и эпизодические. Важно раскрыть потенциал детей в профориентации не только в школьном обучении, но и на этапе дошкольного детства. Ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация). Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Важно создать условия для осознанного профессионального самоопределения воспитанников в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества; формирования способности к социально- профессиональной адаптации в обществе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Труд развивает способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Дети – слабо ориентированы в мире профессий. Тема профориентации часто не интересна для дошкольников в связи с недостаточной популяризацией работы в данном направлении; – познавательные сведения воспитанников сводятся лишь к профессиям ближайшего окружения (воспитатель, продавец, доктор). Методы, используемые в реализации данного проекта, адаптированы для использования их педагогами и соответствуют индивидуальным особенностям детей, их интересам. Интересны в этом направлении будут такие формы работы как лэпбуки, игры-квесты, проектная деятельность.
Дополнят работу по ранней профориентации:
- сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста;
- сценарии мероприятий с родителями дошкольников;
- экскурсионные маршруты по городу и ближайшему окружению;
- систематизированная художественная литература;
- методическая, научно-популярная литература;
- систематизированный иллюстративный материал;
- подбор атрибутов для игровой познавательно-исследовательской, изобразительной и др. видов деятельности;
- видео экскурсии.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников — это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. И перед педагогами стоит задача воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Литература: Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016. С-230
Киселева Л. С. Данилина Т. А. Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Изд.: АРКТИ. 2013. С. — 96
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. — с.13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-62474-1490016479.jpg)
Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО
Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/03/picture-1309345-1612339484.jpg)
ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»
ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1231281-1704965206.jpg)
«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна по...
Организация работы по ранней профориентации дошкольников
Данный материал поможет воспитателям организовать работу по ранней профориентации дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1104092-1547744661.jpg)
Фотоотчет по организации работы по ранней профориентации дошкольников
Презетация по организации работы по профориентации дошкольников в группе первого раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/13/picture-1468944-1681367832.jpg)
Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1231281-1704965206.jpg)
Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»
Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда...