Организация работы по ранней профориентации дошкольников
консультация (старшая группа)

Данный материал поможет воспитателям организовать работу по ранней профориентации дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профориентация дошкольников38.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы с детьми по ранней  профориентации дошкольников»

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых в детском саду велась всегда.  Но мир профессий в обществе – сложная,  динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому, возникло новое  направление: профориентация дошкольников. Профориентация дошкольников – это  малоизученное направление в психологии и педагогике.  Давайте, попробуем разобраться, что же это такое?

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми, средства массовой информации, самостоятельные наблюдения в общественных местах  узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей начинают формироваться знания о профессиях.

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни (социальная адаптивность). Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с первыми профессиями, с теми людьми, которые там работают, со спецификой этих профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессии), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Таким образом, и в трудах педагогов прошлого  и в современной научной литературе данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых.

Что такое профессиональная ориентация?  

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (п. 1.1). В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации программ осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивацию и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья (п. 2.7).

Знакомиться с профессиями ребенок начинает в семье,

узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека – заработок. Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной и любимой? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен?  Конечно, да! Ведь,  многие  родители не рассказывают детям о своей работе. Представление о труде взрослых у детей часто отсутствует. А на вопрос о профессии родителей, они отвечают: «на работе работают», «на работу ходят», «работу работают». А в дальнейшем, задав  вопрос младшим школьникам «зачем они ходят в школу?» тоже можно услышать: «чтоб оценки получать», «потому что так надо», «чтобы родители не ругали».  Да, даже выпускники школ, зачастую, не имеют четкого представления о том, кем хотят быть, какую профессию получить. К сожалению, иногда, профессию выбирают родители, или финансовые возможности семьи, или результаты ЕГЭ.  Чтобы ситуация с профессиональным становлением не была такой, педагоги должны правильно организовать работу по ранней профориентации с дошкольниками.

 

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

- профессиональное  самоопределение (эмоциональная поддержка детей в тех видах деятельности, где проявляются интерес, способности, талант).

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды.

Ранняя профориентация призвана:

- сформировать у детей  представления о важности труда в жизни человека;

- дать детям начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- воспитать эмоциональное, уважительное  отношение к труду, профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои навыки и умения  в доступных видах деятельности;

- стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Задачи:

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Задачи работы с детьми 5-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

 

Реализация обозначенных задач позволит к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

- называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

-называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

Для ознакомления детей с профессиями взрослых применяются следующие методы обучения и воспитания:

● Словесные, которые включают:

− художественное слово

− рассказ воспитателя

− беседы

− малые фольклорные формы

− проблемные ситуации

− высказывания и сообщения

● Наглядные (живые образы), к которым относятся:

− экскурсии

− наблюдения

− дидактические пособия

− рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

− просмотр видеозаписей

● Практические – это:

− трудовые поручения

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− игровые обучающие ситуации

− сюжетно-ролевые игры

● Игровые, к которым относятся:

− дидактические игры

− игровые упражнения

− игры с правилами

− словесные игры

− игры-воображения

− игры-шутки

− сюжетно-ролевые игры

− сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

− показ

− объяснение

− обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

− обсуждение труда и его результатов

− оценка

При ознакомлении используется сочетание методов

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена в течение всего дня: в режимные моменты, через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей,  через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный системный  подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка

Способы и формы ознакомления с трудом и профессиями:

Самый действенный и информационно-богатый способ – это  наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную значимость  приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Так, знакомя детей с трудом медицинской сестры, повара и прачки, лучше использовать живые образы, подлинный пример труда взрослых. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Так при посещении медкабинета, Екатерина Павловна рассказала детям, что медсестра заботится о здоровье детей. Дает витамины, измеряет температуру, рост, вес, следит за питанием, делает прививки. Она показала детям необходимое оборудование в кабинете и как с это применяется в работе. Надо сказать, что профессия медсестры, врача детям более всего близка, понятна и привлекательна. Очень понравилась  экскурсия на кухню. С интересом рассматривали всю технику, посуду. Задавали вопросы, пытались самостоятельно подумать и дать ответ. На вопрос воспитателя, «а кто хочет быть поваром?» появилось много поднятых рук. Это значит, уже сейчас, в 3-4 года детям очень интересна тема профессий и профессионального становления.  Не менее плодотворно прошла экскурсия на прачку и на пост охраны детского сада. После всех экскурсий впечатлений было у детей так много, что сразу же они организовывали самостоятельные творческие игры на тему увиденного.

  Необходимо, чтобы взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Так наблюдая за трудом дворника, плотника, младшего воспитателя, дети активно стремятся помогать. Конечно, уже в младшем дошкольном возрасте, необходимо давать посильные поручения, объясняя их необходимость. При этом, показывая, как ценна такая помощь, какие дети трудолюбивые и отзывчивые. Например, труд воспитателя и помощника воспитателя, дети могут наблюдать в течении всего дня. А значит,  и посильные трудовые поручения могут выполняться довольно часто.  Это дает нам возможность поставить дошкольников в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

Со старшими дошкольниками целесообразно организовывать экскурсии за пределы детского сада.  Это могут быть учреждения соцкультбыта:  дворец культуры, кинотеатр, театр, аптека,  магазин, библиотека, школа, парикмахерская, почта,  пожарная часть.  Для знакомства с рабочими профессиями используются  виртуальные экскурсии.

Если в наблюдениях и экскурсиях идет накопление и обогащение знаний о профессиях, то проживание, опробирование этих профессий происходит в сюжетно-ролевых играх. Самые  предпочитаемые с/р игры: «Больница», «Магазин». «Пожарные», «Шоферы», «Парикмахерская» и др. За счет обогащения и объединения сюжетов игры можно добавлять и расширять круг самых различных  профессий.  С помощью с/р игр дети могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых. Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать: игровое оборудование для имитации элементарных трудовых действий (атрибутика профессий: ширмы, моделирующие экстерьер разных предприятий, рабочая форма и игрушечные орудия труда); игрушки и инструменты для творчества и созидания (конструкторы разных типов, автомобильные треки, масса для лепки, магнитные доски и так далее); современные технические средства моделирования игровых ситуаций с помощью педагога. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основы для формирования личностных качеств, которые потребуются для успешной трудовой деятельности в будущем: ответственности, справедливости, взаимовыручки.

 Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И,  тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми воспитатель использует пословицы и поговорки.  Эти «жемчужины народной мудрости» помогают  в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»).

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и, поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека  («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова).

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться. Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др.

Выполняя, физминутки, пальчиковые и артикуляционные гимнастики в непринужденной форме тоже идет насыщение и закрепление знаний детей о профессиях и трудовых действиях.

Фиминутка «Профессия»

Мы  в пррофессии играли (ходьба на месте)

Вмиг мы летчиками стали (прямые руки в стороны)

В самолете полетали (покружиться вокруг себя)

И шоферами вдруг стали) (ходьба на месте)

Руль теперь у нас в руках (руки перед собой)

Быстро едем, просто класс!!! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы(ходьба на месте)

Кладем ровно кирпичи. (руки перед собой)

Раз кирпич, и два, и три!

Строим дом, мы посмотри!( руки над головой)

Вот закончилась игра!

И на стульчик нам пора!

 Особенную роль в ознакомлении с профессиями имеет использование:

наглядного материала (рассматривание иллюстраций, книг, журналов, альбомов, открыток, картин)

дидактических игр «Профессии», «Если у нас все в порядке», «Что, кому надо для работы?», «Одень Машу на прогулку» и т.д.

 встреч с интересными людьми «Гость группы». Личное знакомство и общение дошкольников с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет.

организация мастерских в группах. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учетом специфики разных профессий и создает условия для игрового сюжета. Мастерская «Строители» включает в себя все строительные профессии: архитектор, каменщик, крановщик, плотник, штукатур-маляр. Могут быть мастерские на самые разные темы и службы. «Спасательная служба», «Дорожная служба» т.д..

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Сад. Огород», в котором имитируются действия садовников, «Космонавты». В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шоферы». Знакомство с профессиями произойдет и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра.

В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, летчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День учителя, День энергетика, День металлурга.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом владения педагогами современными образовательными технологиями. Наиболее эффективными именно в реализации профориентационного направления являются следующие технологии, культурные практики:

  1. Технология проектной деятельности 

Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности. Можно использовать модель трех вопросов:

Кем работают родители?

Что нам сделать, чтобы это узнать?

Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

 Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану, для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В нашем детском саду были успешно реализованы такие проекты, как: «Профессии наших родителей», «Увлечения родом из детства», «Чудо-лепбук» и другие.

  1. Тенология исследовательской деятельности

Могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования (культурные практики): опыты, экспериментирование, коллекционирование. 

3.Игровая технология

Настольные игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры.

4.Информационно-коммуникационные технологии.

Могут использоваться проектор, телевизор, магнитофон.

Эти устройство вносят разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. Взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. Среди мультсериалов о пррфессиях стоит выделить Мультсериал «Навигатум: В мире профессий». Каждый короткий стихотворный мультфильм посвящен одной профессии. Создатели позаботились о том, чтобы были четко различимы орудия труда, обустройство рабочего места, форма одежды.

  Конечно, неоценимую помощь в организации работы по профориентациии оказывают родители наших воспитанников. Они также проводят беседы, участвуют в пополнении пространственно-развивающей среды, во всех наших мероприятиях, в изготовлении информационного материала и т. Д.

И, подводя итог,  всему вышесказанному можем  с уверенностью сказать, что совместная плодотворная работа по ранней профориентациии,  непременно,позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд и профессия являются основой жизни!!!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО

Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/...

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»

ФОТООТЧЕТ организация работы по ранней профориентации дошкольников в детской игровой комнате «ГОРОД ПРОФЕССИЙ»...

Организация работы по ранней профориентации дошкольников

В материале акцентируется актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста, необходимость их социализации к условиям дошкольного образовательного учреждения  и дальнейшей адаптации в...

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна по...

Фотоотчет по организации работы по ранней профориентации дошкольников

Презетация по организации работы по профориентации дошкольников в группе первого раннего возраста...

Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...

Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»

Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда...