Круглый стол с родителями "Ломаем стереотипы воспитания"
материал (средняя группа)

Красавина Светлана Юрьевна

Очень часто в семье, да и детских садах , практикуется авторитарное, шаблонное воспитания. Мы постарались понять, какие последствия для развития ребенка они представляют. И как с этим бороться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx23.54 КБ
Файл ssylka_na_m-f.docx11.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие родители! Я очень рада видеть вас сегодня, потому что я понимаю: без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Глубоко уважая родительский труд, понимая, что в воспитании ребёнка каждый родитель – творец, что ваши раздумья глубоки и неповторимы, хотелось бы построить нашу встречу так, чтобы мы сообща искали ответы на конкретные вопросы по воспитанию детей, чтобы появилась уверенность в ваших действиях и поступках по отношению к детям. Я не хочу читать вам лекции, что и как нужно делать, я предлагаю вам самим подумать и ответить на ряд вопросов.

Посмотрите, пожалуйста мультфильм о воспитании детей.

Вопросы:

1.Какая система воспитания представлена в этом мультфильме?

2.Что такое шаблонное воспитание?

3.К чему приводит такое воспитание?

4. На сколько фильм отражает действительность?

5.Ваше отношение к авторитарной и шаблонной системе воспитания.

6.Для чего нужна такая система воспитания?

7. Как разрушить стереотипы, если они уже сформированы?

8.Как построить отношения с ребенком, чтобы развить их способности, умение не стандартно мыслить?

9.Хотели бы вы изменить что-то в себе, в своем воспитании ребенка?

10.Как развить фантазию, умение не стандартно мыслить? ( из опыта)

11.Изгнание запретов из своей речи – оправдывает ли себя? И как этого добиться?

Давайте поиграем.

В Японии детям до 5 лет не говорят слова «нет». Тогда, им все можно?

Скажите по-другому:

Нельзя трогать огонь (Ты можешь потрогать, но тебе будет очень больно)

Нельзя драться (…)

Нельзя есть снег (…)

Нельзя обижать (…)

Я сейчас предлагаю разделиться на 2 группы. Одна группа пишет «плюсы» авторитарной системы воспитания. А другая «минусы». По окончанию, зачитываем. (Обсуждаем.)

А хотите, я расскажу вам сказку? В одном прекрасном королевстве стоял великолепный замок, а жили там великаны и карлики. Великаны постоянно были недовольны любыми поступками карликов, и ругали их, что есть мочи. А карлики… Что же оставалось делать этим маленьким существам, кроме как пытаться хоть что-то пролепетать в своё оправдание. Предлагаю вам, дорогие родители разделиться на две группы. 1 группа-великаны - встают на стул и ругают, отчитывают карликов – группа 2 – вставших перед великанами на колени и пытающимися защитить себя. (Затем группы меняются местами. Как вы чувствовали себя в роли карликов? (Обсуждение)

А теперь давайте вместе создадим «ИДЕАЛЬНОГО РЕБЁНКА». (приглашается 1 родитель)

- Не секрет, что иногда ваш ребёнок говорит такое, что хочется (побуждает родителей к высказыванию) да, хочется просто закрыть ему рот (выходит родитель и завязывает рот «ребёнку», чтобы не ругался, не говорил глупостей.

- Чтобы он не видел непристойного – (завязывают «ребёнку» глаза).

- Чтобы ничего плохого не слышал – (затыкают уши).

Чтобы не дрался, не ломал игрушек – (завяжем ему руки).

- Чтобы не пинался, не ходил, куда не следует – (завяжем ноги).

Что же, получился ИДЕАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК для родителя. Но вот вопрос – легко ли он пойдёт по жизни? (Высказывания родителей).

Когда ребёнок рождается – это чистый лист бумаги (с каждым последующим высказыванием сминаем часть листа). Но дедушка говорит: «В кого ты такой неугомонный, сладу с тобою нет!» Бабушка ему вторит: «Неряха!», мама, хватаясь за сердце: «Ты моё наказание!» и т. п. Душа ребёнка превращается вот в такой комок. Сейчас мы с вами попробуем разгладить его и мысленно попросить у ребёнка прощение за все те обиды, которые мы, возможно и не желая этого, нанесли ему своими словами, а, может быть, и неблаговидными поступками. (Родители разглаживают лист). Лист приобрёл первозданный вид, но следы остались…

Помните - ребёнок – это чистый лист бумаги, это чистая пластинка (диск). И вы – родители, своими руками создаете мелодию, которую однажды исполнит ваш ребенок. Чтобы воспитать хорошего человека, надо начинать всегда с себя. Надо научиться любить все и всех окружающих. Надо научиться уважать стариков. Надо попытаться стать справедливым, добрым и сильным! А такие ли мы?

Презентация «Принцип зеркала»

Послушайте. пожалуйста, притчу

Родители из небоскреба

Пришел Мудрец в большой город и остановился у небоскреба. «Здесь помощь нужна», – подумал он. Вошел в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.

– Чего тебе, старик? – спросила она.

Опять послышался крик отца.

Женщине стало неловко.

– Экран телевизора одурманивает нашего Ребенка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, – извинилась она.

Мудрец произнес:

– Наполняй его светом и экран поблекнет перед ним.

– Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его!

Мудрец проговорил:

– Наполняй Ребенка культурой и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.

– Да?! – переспросила мама. – А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?

Сказал Мудрец:

– Зароди в нем понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.

– Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!

Ответил Мудрец:

–        Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.

– Спасибо, старик!

На шум вышел муж с недовольным видом.

– Что происходит? – спросил он жену. – Кто он?

– Он – мудрец, – ответила жена. – Спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!

Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.

– Хорошо, – сказал он, – назови мне три качества для воспитания сына!

Ответил Мудрец:

– Мужество, преданность, мудрость.

– Интересно... Назови три качества для воспитания дочери!

Сказал Мудрец:

– Женственность, материнство, любовь.

– О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик!

Мудрец улыбнулся.

– Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.

Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить свое отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».

– Спасибо, старик! – сказал отец и обратился к жене. – Дай ему что нужно!

Но Мудрец не нуждался в дарах, вошел в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.

Надеюсь, вам понравилась эта притча о воспитании.

Как часто родители буквально теряют детей из-за того, что не понимают, что ребенок - не штамповка. Не может быть одинаковых детей, способностей, характеров и даже восприятия мира. Все мы - настолько разнообразны! И кому-то повезло - ему дали возможность развить заложенный в него потенциал. Даже, если он был вначале совершенно невиден. Ребёнок разочаровывает родителей тем, что из него не получается герой их мечты. Некоторых родителей это приводит в негодование. А его - всего лишь не смогли понять и принять таким, каким он есть. Он - "не такой, как все". Как и он не понимает поставленных к нему требований. Как важно дать ребенку любовь и поддержку, несмотря ни на что. Если бы не ломали детей "под себя", "под других детей". Тогда не было бы сломленных судеб, отверженных детей и убитых горем родителей, никак не могущих понять: ЧТО же было не так в их воспитании? Многие склонны думать: "Выродок в семье!.. "

Последствия авторитарного и шаблонного воспитания

Строгая дисциплина, огромное количество запретов и «закрытых» для обсуждения тем, постоянный контроль – так выглядит авторитарное воспитание. Если человек растёт в такой системе, то у него есть три варианта развития: бунт, пассивное подчинение или внутренний протест при внешней покорности. Чистыми бунтарями при таком стиле воспитания остаются не так часто, чаще воля ребёнка ломается, и его личность формируется по пассивным сценариям. И вот к чему это может привести:

Последствия ж сткого авторитарного воспитания пассивность и безынициативность
Такие люди с детства выучили: инициатива наказуема, сиди и не высовывайся, всё должно быть «как у людей» (то есть одинаково). За смелость быть собой они сразу же получали осуждение, критику или наказание. Поэтому привыкли молчать и даже разучились чувствовать, когда им что-то не нравится или неудобно; научились душить в себе желание что-то изменить и быть активными
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png тревожность
Если человек рос в системе, где «шаг в сторону - расстрел», то ощущение скорого наказания становится частью его личности. Смутное предчувствие надвигающейся беды, самые разные страхи и сомнения преследуют таких людей даже тогда, когда они уже стали достаточно взрослыми, чтобы со всем этим справиться
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png неуверенность в себе
Неоткуда взяться уверенности, если с самого детства человеку вдалбливали, что другие лучше знают, что ему нужно, и как вообще себя вести. Он разучился доверять себе, опираться на себя, считать себя ценным. Ему рассказали, что «я – последняя буква в алфавите». И обучили относиться к себе соответственно
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png боязнь авторитетов
Если человек глубоко внутри чувствует себя маленьким и бесправным, то любой персонаж, обладающий властью (или изображающий свою значимость), будет замораживать активность пассивного человека. Ему будет трудно спорить, трудно отстаивать себя, трудно требовать: «Кто я такой, чтобы высовываться? Жираф большой, ему видней»
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png зависимость от общественного мнения
С самого детства человеку внушали, что его собственное мнение ничего не значит, а вот другие умнее, лучше и «правильнее». Какая разница, счастлив он или несчастлив – ишь чего выдумал! Главное, чтобы не наказали, не пристыдили. Так и привыкают к положению вещей, в котором на себя-то плевать, главное, чтобы в глазах общественности его жизнь выглядела «правильно», и никто не осуждал
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png позиция Жертвы
Ну не может ребёнок тягаться с родителями. Они больше, сильнее, он от них зависит. Если ему внушали необходимость подчиняться, то он отучается что-то ДЕЛАТЬ по собственной воле. То есть тихонько жаловаться и причитать в углу ещё можно, а вот активно менять систему - никак
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png низкая креативность
Люди, выросшие в авторитарной системе, привыкли мыслить шаблонами и действовать в рамках чужих правил. А творчество правил не терпит, оно про свободу, нестандартное 
мышление и… радость
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png зависть
Зависть – это глубокое чувство собственной ущербности на фоне чужого успеха. Оно возникает в случае, если человек ощущает себя неспособным добиться того, чего хочется. Ведь если ты достаточно уверенный в себе, активный и сильный человек, то вместо зависти в голове будет план по достижению цели
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png лень
Часто причины этих явлений – аллергия на слово «надо». Так измучился от него наш человек, так много в его жизни было принуждения, что любой намёк на долженствование вызывает рвотный рефлекс и желание во что бы то ни стало отстаивать свою свободу
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png самосаботаж
Часто выросшие в авторитарной системе люди сами себе всё портят. Логика тут простая: «Я должен подчиняться. А я не хочу, буду делать по-своему. Но за своеволие я должен получить наказание». Если извне оно не приходит, то появляется изнутри. Делая то, что хочется, человек за такую наглость себя наказывает
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.pngотсутствие собственных целей в жизни
…или непонимание своих желаний. Когда человек растёт в подавляющей системе, на его желания всем плевать, ведь «есть такое слово – «надо», и оно преподносится как нечто куда более важное, чем какие-то хотелки. Вот и вырастает человек, который разучился хотеть сам, зато здорово умеет делать то, что хотят другие
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png оправдание жестокости
Многие люди, выросшие в тирании и давлении, во взрослом возрасте не жертв защищают, а агрессоров: придумывают им оправдания, жалеют и сочувствуют. Вместо того, чтобы злиться, сопротивляться и ставить на место
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png проблемы с психологическими границами
Очень трудно таким людям себя защищать, отказываться от кем-то навязанных идей или требований. Они так привыкли терпеть, что часто даже не понимают, когда общение становится нездоровым, и пора отстаивать себя
https://vk.com/emoji/e/f09f9189f09f8fbb.png трудные отношения
Не всегда, но часто насилие в детстве приводит к насилию во взрослой жизни. Оно не всегда физическое и не всегда исходит от партнёра: мы и сами по отношению к себе можем насилие проявлять. Например, хочется полежать, но внутренний жандарм говорит: «Ну-ка встань и заботься обо всех!». Или несчастлив человек в браке, но насилует себя мыслями про «что люди скажут». И терпит, терпит, терпит

К счастью, все эти психологические особенности хоть и стойкие, но изменениям всё-таки поддаются. Возможно, вы видели (или даже на себе замечали), как по мере взросления человек скидывает с себя неспособность отказать, зависимость от чужого мнения, страхи, неуверенность и другие последствия авторитарного воспитания. С каждым таким эпизодом ему становится всё легче жить, глаза всё ярче сияют, он как будто освобождается от оков, даже если внешне в его жизни мало что меняется. Лично мне кажется, что это здорово. И вызывает самое настоящее уважение.




Предварительный просмотр:

https://www.youtube.com/watch?v=wTyRGFcGec0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол_ Фольклор, как средство воспитания ребенка

Просветительское мероприятие с родителями - Круглый стол «Фольклор, как средство нравственного воспитания ребенка»...

Круглый стол.Роль семьи в воспитании детей

Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной р...

Круглый стол «Авторитет родителей в воспитании и развитии ребенка»

Цель: Формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.Задачи: 1. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждени...

Круглый стол с родителями дошкольников "Воспитание доброты к природе"

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, как ценного неотъемлемого качества человека....