Дополнительное образование
статья
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование – это комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: физкультурно-спортивной, художественной, экологической, военно-патриотической и других направленностей.
В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», Национального проекта «Образование» охват детей дополнительным образованием обязателен. Дошкольные образовательные организации Тахтамукайского района на сегодняшний день оформляют лицензию на право ведения дополнительного образования разных направленностей.
Основными задачами для ведения дополнительного образования стали:
- объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей;
- создание банка достижений и успехов воспитанников ДОУ для дальнейшего сопровождения в получении начального, среднего и высшего образования;
- разработка индивидуальных планов сопровождения творческого потенциала детей;
- создание ситуации успеха (участие в фестивалях, конкурсах, мероприятиях разного уровня, семинарах, олимпиадах).
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, на базе детского сада № 5 «Калинка» мы выбрали художественно-эстетическое развитие детей (кружки по изобразительной деятельности, вокалу и хореографии):
- хореографическая студия «Калинушка»;
- вокальная студия «Калинка»;
- изостудия «Волшебная кисточка».
Список кружков по дополнительному образованию систематически варьируется или дополняется. На протяжении последних лет в нашем детском саду были созданы и функционировали такие кружки как: театрализованная студия, комната сказок, изостудия, вокальная студия, хореографический кружок.
Формы работы:
Кружки по интересам;
Творческие мастерские;
Групповые занятия;
Конкурсы, фестивали;
Работа по индивидуальным планам.
Участие наших воспитанников в конкурсах и фестивалях различного уровня – огромный мотиватор как для педагогов, так и для родителей, не говоря уже о непосредственных участниках мероприятий. Воспитанники нашего детского сада за период с 2017г по 2019г приняли участие в Муниципальном фестивале военно-патриотической песни и танца «Мы этой памяти верны», Международном фестивале-конкурсе хореографического искусства «Восходящая звезда», Открытом ежегодном конкурсе рисунков «Радужная кисть», которые были организованы МБУ «Управление культуры и кино» МО «Энемское городское поселение».
В 2019 году воспитанники подготовительных групп приняли участие во Всероссийском интернет-конкурсе творческих работ «В мире сказочных чудес», в котором заняли призовые места. Также наши воспитанники принимают активное участие во внутрисадовских конкурсах ко Дню родного языка и письменности, Дню матери, Дню Победы, Международному женскому дню и др.
Организация дополнительных образовательных услуг в нашем районе осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, воспитанники закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
Все занятия проводятся в игровой форме, что с радостью воспринимается детьми любого возраста. Мы используем частую смену деятельности, чтобы малыши не уставали и не теряли интерес к обучению. В такой атмосфере ребенок чувствует себя комфортно, легче включается в процесс. Занятия приносят радость малышу и удовлетворение родителям.
Проанализировав работу по дополнительному образованию в детских садах Тахтамукайского района, мы пришли к выводу, что направления, выбранные коллегами в данном вопросе, тесно взаимосвязаны и перекликаются.
Таким образом, исходя из проанализированных данных по ДОУ нашего района, можно сделать следующий вывод: учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, дошкольные образовательные учреждения выбрали следующие направления: театрализованную деятельность, английский язык, подготовку к школе. Дошкольные учреждения района, которые не имеют в своем списке по дополнительному образованию таких категорий как английский язык и подготовка к школе – планируют в новом учебном 2019-2020 году ввести данные направления в стенах своего детского сада и работать по выбранным категориям в углубленном режиме.
Степаэробика, вокальная студия, кружок по ментальной арифметике и творческая мастерская – наиболее редкие направления в районе, но это не теряет значимости выбранных направлений, а наоборот, расширяет способности дополнительного образования. Возможно, коллеги из других ДОУ возьмут себе на заметку и в ближайшем будущем также изведают новые направления дошкольного образования.
В связи с тем, что данный тип образования еще только входит в систему дошкольного образования нашего района, охват детей дополнительными образовательными услугами и кружками варьируется от 10% (МБДОУ №13 «Вишенка» до 36 % (МБДОУ «Ласточка), в нашем дошкольном учреждении эти данные составляют 32,7 % детей от общего количества детей дошкольного возраста в ДОУ (дети от 5 -7 лет).
Хочется отметить, что в ближайшее время в стенах нашего детского сада мы планируем организовать работу по дополнительному образованию в рамках интеллектуального развития (обучение иностранному языку, подготовка к школе); а также работу по экологическому воспитанию детей и исследовательской деятельности.
Проанализировав работу нашего дошкольного учреждения в данном направлении, мы можем сделать определнные выводы и внести предложения в работу своих коллег. Для организации дополнительного образования на базе дошкольного учреждения необходимо выполнить следующие правила:
- дополнительное образование интегрировать в реализуемую образовательную программу, но не в коем случае не повторять ее;
- увеличивать охват детей, получающих дополнительное образование в ДОУ;
- при возможности, занятия по дополнительному образованию проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую среду;
- тщательно продумывать нагрузку;
- использовать в работе с детьми различные методы, приемы, увлекающие детей, поддерживающие их интерес;
Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития. Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Калинка»
МО «Тахтамукайский район»
ДОКЛАД К АВГУСТОВСКОМУ СОВЕЩАНИЮ
НА ТЕМУ:
«РАБОТА ПЕДКОЛЛЕКТИВОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 5-7 ЛЕТ»
Выполнила: воспитатель
Биштова Н.С.
2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
- Мне нравится (1)