Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Путешествие по Чукотке»
занимательные факты (подготовительная группа)

Памья Анастасия Борисовна
Дать знания о жилище – яранге, средствах передвижения – нартах, об одежде коренных жителей Чукотки.
Развивать познавательный интерес к культуре коренных народов Чукотки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_po_chukotke.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад «Ручеёк» с. Рыткучи»

Конспект

комплексного занятия

по познавательному развитию

«Путешествие по Чукотке»

        Разработала:

Воспитатель Памья А.Б.

2019г

Цель. Систематизировать и углублять знания о Чукотке.

Задачи.

Познавательное развитие

Дать знания о жилище – яранге, средствах передвижения – нартах, об одежде коренных жителей Чукотки.

Развивать познавательный интерес к культуре коренных народов Чукотки.

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать чувство гордости и уважения к родному краю, его жителям.

Речевое развитие

Учить внимательно слушать стихотворения, загадки. Развивать и активизировать речь детей.

Физическое развитие

Правильно выполнять движения в физминутке.

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать в детях аккуратность при изготовлении аппликации.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций «Чукотка – мой край родной».

2. Словарная работа:  коренные жители, стойбище, нарты, яранга.

3. Слушание музыкальных произведений народов Севера.

4. Знакомство с устным народным творчеством.

Материал и оборудование: карта России, интерактивная доска, маски-рога, камлейки, упряжка, картинки для игры «Расставь правильно» (последовательность картин),  ватман, картинки для аппликации (оленевод, хозяйка, яранга, нарты, растения, заяц, лиса, северное сияние, сопки, оленя, важенки и оленёнка), музыка «Эргырон».

 

ХОД НОД:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Анастасия Борисовна. Я приехала к вам в гости из детского сада «Ручеёк» с. Рыткучи, который находится в Чаунском районе Чукотского автономного округа. Я пришла рассказать вам о чем-то интересном, а о чем именно вы узнаете позже.

Организационный момент.

  Вы на карту посмотрите

  И Чукотку на ней найдите,

  Потому что здесь наш дом

 Мы на Севере живем.

Воспитатель. Ребята, кто знает, как называется наш округ? Где мы с вами живем? Показ  округа на карте. Мы с вами живем на Чукотке, а еще можно сказать Чукотский Автономный округ. Чукотка – это суровый край,  здесь живёт много национальностей (русские, чукчи, украинцы, эвены, эскимосы, татары, белорусы и др.) Но коренными жителями Чукотки являются чукчи, эвены, эскимосы. Чукотка – это наша малая Родина. Все кто живет на Чукотке, любят и  берегут  свой край.

Воспитатель. А сейчас я вас приглашаю в путешествие по чукотской тундре.  Наше путешествие будет не простое, вас ждут задания, и вы будете получать картинки за правильно выполненное вами задание. Отправляемся в путь на оленьих упряжках (звучит музыка ансамбля «Эргырон»)Воспитатель читает стихотворение

В снежном вихре мчат олени

По холмистой тундре мчат.

Не бегут мои олени

А по воздуху летят.

Я люблю езду такую,

Только править поспевай,

И поет душа, ликуя,

Здравствуй, тундра, милый край

 Воспитатель. Мы с вами попали в стойбище чукчей. Живут они большими семьями. А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может кто – то из вас объяснит значение этого слова? Ответы детей. 

Да, ребята, коренные жители в основном проживают в тундре по несколько семей – это и называют стойбище.

«Стойбище».

Воспитатель. Отгадайте загадку:

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла.    (Яранга - яраны)

- Что такое  яранга?     (Дом чукчей – оленеводов). Ответы детей.

Верно, яранга – жилище чукчей – оленеводов (показ макета яранги).

Воспитатель. Из чего делают ярангу? (Ответы детей)

Воспитатель. Слайд 2,3 Ярангу делают из оленьих шкур и шестов. Устанавливают шесты, накидка у яранги называется рэтэм, он может быть из оленьей шкуры и брезента. Яранга быстро собирается, разбирается и переносится на новое место.

Так как яранга не большая, и в ней живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в яранге - женщина. Как вы думаете, чем занимается женщина? (Ответы детей)Слайд 4

Воспитатель. Хозяйка варит еду, убирает в чуме. Занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми, шьет одежду. Слайд 5

Воспитатель. У хозяина тоже много работы, чем он занимается?

Дети. Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой. Слайд 6,7

Воспитатель.  А еще хозяин - оленевод делает нарты из деревянных палок, рогов и веревок из оленьей шкуры для (показ фото на интерактивной доске) для  перевозки груза, людей, продуктов, вещей. Здесь берем картинку яранги и нарты. Слайд 8

Физкультминутка «Яранга»

Вот яранга, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Вкусными, вкусными (Хлопаем в ладоши.)
Круглыми лепёшками. (Шагаем на месте.)

Воспитатель. Умелые руки у народов Крайнего Севера. Посмотрите, какую удобную и теплую одежду они шьют из оленьих шкур. Слайд 9

Воспитатель. Есть зимняя чукотская одежда, летняя, праздничная. В разное время года оленеводы одевают одежду по сезону, летнюю - чтобы не было жарко, зимнюю – чтобы не замёрзнуть. Воспитатель. Посмотрите на картинки и назовите, какую одежду вы видите? Слайд 10

Дети. Торбаса, кухлянка, рукавицы, шапка

Воспитатель. Обратите внимание на узор, которым украшена наша национальная одежда. Называется узор – орнамент. Каким орнаментом украшена одежда?

Дети. Треугольники, квадратики, кружочки, прямоугольники.

Воспитатель. Сейчас мы составим последовательность создания чукотской одежды.

1 картинка – олень,

2 картинка – шкура,

3 картинка – скребок,

4 картинка – кухлянка или др. одежда

5 картинка – украшение одежды.  

Воспитатель. Мы выполнили задание  и здесь  возьмём картинки оленеводов – женщины и мужчины.

Воспитатель.  Ребята, мы с вами узнали, о том, где проживают чукчи, как они живут и чем занимаются. А сейчас  я прошу вас оглянуться вокруг и посмотреть,  какие растения и животные окружают нас.

 «Природа Чукотки».

Воспитатель. - Растительный и животный мир нашего края очень разнообразен и красив.  (Показ фото с изображением животных и растений). Я предлагаю вам отгадать загадки.

Десять чёрных бусинок на одной веточке висят. (Шикша) Слайд 11

Не дерево, а с листочками, используется для покраски шкур. (Ольховник) (Показ фото)

Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (Северное сияние) Слайд 12

Вижу вдалеке на большие яранги похожие. (Сопки) Слайд 13

Днём и ночью дрожит, всего боится. (Заяц)

Белый великан зимой не спит. (Белый Медведь)

Хитрая, проворная, следы хвостом заметает. (Лиса) Слайд14

Берем картинки заяц, лиса, северное сияние и сопки.

Воспитатель. Кто на голове лес носит?

Дети. Олень.  

Воспитатель. Оленя называют "хозяином тундры" Слайд 15

Воспитатель. Чем питается олень?

Дети. Ягель, кора от кустарников, мох.

Воспитатель. Какую пользу приносит людям? (Ответы детей)

Воспитатель. Из шкуры шьют одежду, олень кормит человека, перевозит вещи, возит нарты для охотников и рыбаков, из шкуры шьют жилище – ярангу.

Воспитатель. Правильно ребята. Без оленя нет жизни для оленеводов в тундре.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Хлопни раз, хлопни два»

Игра «Хлопни раз, хлопни два» 
Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотится на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост». Молодцы ребята!
Берём картинки оленя, важенки и оленёнка.

Воспитатель. А сейчас мы вместе сделаем коллективную аппликацию «Наш край - Чукотка». (Каждый ребёнок выбирает картинку и приклеивает на ватман.) Молодцы ребята! Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось? Почему? 

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, мы все с вами разные, но у всех у нас одна большая Родина – Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете сделать страну крепкой и могучей, если будете настоящими друзьями, будете заботиться о своих близких. Я предлагаю вам  сплести из наших рук «Венок дружбы», посмотреть друг на друга, улыбнуться, и дружно сказать: «Если дружба велика – будет Родина крепка!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

Конспект нод по познавательному развитию "Путешествие на цветочную поляну" 2 младшая группа.

Закрепить в речи детей названия полевых цветов. Развивать речь, обогащать словарь....

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в астрономию"

Этот материал будет полезен воспитателям позготовительных групп при ознакомлении детей с астрономией....

Конспект НООД по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес". Старшая группа

Тема: «Путешествие в зимний лес» Цель:  уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось); Образовательные задач...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в лес"

Продолжать формировать представление детей о жизни леса, закрепить знания о лете, о явлениях природы, закрепить знания о луговых цветах, о деревьях и кустарниках, об особенностях жизни животных в лесу...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну геометрических фигур" для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы (3-4 года). Основная цель занятия - закрепление знаний о диких животных, развитие мелкой моторики...